Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, веб-квест


Современный школьник имеет неограниченный доступ к огромному количеству информации. Технические и программные средства хранения, обработки и передачи информации, а также условия реализации процессов информатизации способствуют эффективному использованию информационной среды в обучении и, в частности, повышению мотивации изучения иностранного языка в современной школе.

Информационные технологии - неотъемлемая часть жизни человека. Уметь владеть и пользоваться новыми технологиями так же важно для детей, как уметь писать и читать. Знакомство учащихся с ИКТ технологиями необходимо осуществить для их дальнейшего применения в своей деятельности, в нашем случае - на уроках иностранного языка. Благодаря быстрому развитию компьютерных технологии и общедоступности интернета начали появляться все более интересные подходы к обучению (такие, как метод проектов). Одной из новейших разработок стало создание и последующее применение веб-квеста (англ. WebQuest) на уроках английского языка.

Для начала разберемся с определением данного термина. В «Новом словаре методических терминов и понятий» предлагается следующее определение: «Проблемное задание, которое решается на основе ресурсов и данных Интернета. Веб-квест основан на разработке проблемных поисково-творческих заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы и службы Интернета. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы.

Изучив статью Е.И.Баргузиной более подробно, можно выделить преимущества этого метода. Веб-квесты основываются на идее познания путем «Открытия» (Discovery Learning), смысл которого состоит в том, что учащимися будет лучше усвоена информация, которую они получают в ходе «открытия» в процессе выполнения проекта веб-квеста [2].

В своей статье «Веб-квесты в профессиональной ориентации выпускников современных школ», опубликованной в журнале «ModernHighTechnologies» преподавательница английского языка В.В.Казакова выделила компетенции, развитию которых способствует использование веб-квеста как средства для изучения иностранного языка[3]:

  • пользоваться ИКТ для того, чтобы решать задачи (поисковые сайты, электронные почт, флеш-ролики);
  • самообразование;
  • уметь работать в команде (планировать, распределять функции внутри команды, поддерживать);
  • иметь возможность найти решение проблемы, сделать разумный выбор, сделать свой собственный выбор;
  • уметь выступать перед публикой (проводить защиту своей презентации или проекта, выступать с дискуссиями и вопросами).

Технологии веб-квест присуще так же множество положительных черт, которые решают проблемы, связанные с изучением английского языка:

  • использование значительного количества современной и достоверной информации;
  • мотивация учащихся использовать языковые знания и изучать новый материал;
  • организация активных групповых мероприятий для учащихся, которыми они сами и руководят;
  • предоставление учащимся независимости и самостоятельности в процессе обучения;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • возможность реализации индивидуального подхода в обучении;
  • организация работы по любой темой в виде целенаправленного исследования;
  • принятие самостоятельных решений;
  • развитие критическое мышление, мыслительных способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного и др.)

В сложившейся в этом году сложной эпидемиологической ситуации, учителя были вынуждены перейти на дистанционное обучение и искать оптимальные способы решения педагогических задач. И это дало возможность многим педагогам саморазвиваться и внедрять различные современные образовательные ресурсы в учебный процесс [5].

В современном мире все большую и большую популярность обретает использование различных технологий, в том числе мобильных приложений, для обучения. Сегодня существует достаточно большой выбор средств, информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведению учебного занятия могут быть использованы различные интернет-ресурсы, с помощью которых возможно проведение занятий в новой форме, стимулирующих учащихся к поисково- исследовательской деятельности, каким является веб-квест.

Структура веб-квеста, оптимальная для применения в условиях современной школы, следующая [4]:

  1. Ясное начало, четко описывающее сценарий веб-квеста и задачи участников, а также предварительный план и обзор веб-квеста.
  2. Основное задание, которое должно быть понятным, интересным и посильным. Конечный результат самостоятельной работы студента ясен и четко определен.
  3. Список информационных источников, которым пользуются учащиеся для выполнения задания.
  4. Описание хода и этапов работы, каждый из которых учащийся должен выполнить самостоятельно.
  5. Руководство к действию (организация и систематизирование полученной информации) может быть представлено в виде руководства по вопросам организации учебной работы.
  6. Вывод, обобщающий весь опыт, который учащиеся получат при самостоятельной работе в веб-квесте. Здесь могут иметь место быть риторические вопросы в заключение, чтобы побудить учащихся продолжить свои эксперименты в будущем.

Использовние веб-квеста в школе на уроках английского языка позволяет [1]:

  1. Учитывать индивидуальные способности ребенка;
  2. Разнообразить учебную деятельность;
  3. Обучить простому способу запоминанию;
  4. Повторить сложные темы;
  5. Дифференцировать задания по уровню сложности для слабых и сильных учащихся;
  6. Хранить и создавать огромную базу заданий;
  7. Редактировать задания.

Кроме того, использование веб-квеста применительно к урокам английского языка даёт возможность:

  1. Использовать данный ресурс возможно в начале урока, для проверки выученной лексики или грамматического правила.
  2. В ходе урока, как закрепление изученной грамматической или лексической единицы.
  3. Как упражнение, заданное на дом. Например: составить лексический словарь на запоминание активной лексики урока и, уменьшить время выполнения каждого задания, во избежание того, что ребенок воспользуется подсказкой.
  4. Как самостоятельную форму организации урока в форме викторины.

Однако необходимо отметить и недостатки, присущие веб-квесту как форме организации учебной деятельности:

  • если интернет будет не доступен во время урока, вы можете запустить игру на ограниченный промежуток времени, тогда ребята смогут выполнит задание в удобное для них время.
  • не у всех учащихся имеется смартфон, в таком случае задание ученик может выполнить дома на компьютере.
  • чтобы расширить свои возможности в использовании данной платформы, вам придётся купить пакет дополнительных функций, а это не дешево.

Несомненно, что для такой интерактивной разработки понадобиться не малое количество времени, но в процессе применение данной технологии на уроках вы поймете, насколько увлекательным и эффективным может стать процесс обучения для ваших учеников. А со временем в вашей методической копилке соберется не мало заданий, что в дальнейшем это сэкономит для вас время на подготовку к уроку.

Таким образом, по результатам работы можно сделать следующий вывод: работа, которая правильно спланирована, в области реализации веб-квеста значительно помогает развитию учащихся, в том числе творческому и интеллектуальному, помогает развивать воображение, становится эффективным элементом обучения учащихся английскому языку, а также развивает их компетентность в области владения ИКТ-технологиями. В процессе работы улучшаются так же такие навыки, как самообучение и самоорганизация, командная работа и навыки публичной речи. Для преодоления трудностей, возникающих в процессе организации веб-квеста на уроках английского языка, а так же для повышения эффективности использования данного метода нужно учитывать некоторые условия, такие как: учитывать особенности группы учеников, правильно и грамотно формировать и делегировать задания, развивать навыки решения задач с нестандартной точки зрения и т.д.

Список использованной литературы

  1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - Москва: ИКАР, 2019. - 447 с.
  2. Багузина, Е.И. Веб-квесты и их роль в развитии критического мышления и создании широкого лексико-грамматического контекста при обучении студентов английскому языку / Е.И.Багузигна. - Государственный университет управления, 2018. - С. 1-4.
  3. Казакова, В.В. Веб-квесты в профессиональной ориентации выпускников современных школ // В.В.Казакова, Е.А.Жесткова. - ФГАОУ ВО Нижегородский Государственный Университет имени Лобачевского// Modern High Technologies. - 2018. - № 6. - С. 70-71.
  4. Dodge B. Some Thoughts AboutWebQuests. http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
  5. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. http://www.ozline.com/learning/webtypes.html