Мотивация студентов в среднем профессиональном заведении на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время в организации современного учебного процесса мотивация студентов играет большую роль и является большой педагогической проблемой.

Обучение английскому языку в неязыковом техникуме проходит сложно, потому что и администрация учебного заведения и студенты считают этот предмет второстепенным, малозначимым. Необходимо развивать учебную мотивацию учащихся, чтобы переводить их с уровня отрицательного и безразличного отношения к иностранному языку к положительному, действенному и плодотворному учению.

Мотивация учения у студентов техникума, у большей части студентов, как и уровень знаний, полученных в школе за курс основной школы, низкий. Первый курс проходит на базе 5-7 класса школы. Студенты, зачастую, и букв не знают. Приходится готовить занятия с самых азов. И, чтобы добиться хорошей посещаемости и успеваемости, необходимо поддерживать интерес к предмету.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, необходимо ставить задачи, которые были бы не только понятны, но и внутренне приняты студентами, чтобы они приобрели некую значимость для учащихся. Ведь истинный источник мотивации человека находится в нем самом, и, нужно чтобы он сам захотел сделать это. Внутренняя побудительная сила - вот он основной мотив учения!

Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и студента можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а студент учится, когда хочет учиться.

Основные факторы, способствующие формированию у студентов положительных мотивов к изучению английского языка, таковы:

  • понимание целей обучения;
  • содержание учебного материала;
  • развитие познавательных способностей студентов;
  • заинтересованность предметом;
  • профессиональная направленность;
  • эмоциональная форма ведения занятий преподавателем;
  • постановка преподавателем достаточно сложных, но интересных заданий, способствующих развитию творческой активности студентов;
  • осознание важности получаемых знаний;
  • оценка знаний;

Преподаватель также создает мотивацию у студента своим примером, заинтересованностью, яркостью. Отношение к преподавателю автоматически переходит в отношение к предмету. Преподаватель должен быть лидером в процессе познания, авторитетом во всех сферах общения со студентами. Нет более сильного мотивирующего средства, чем собственный положительный пример, интерес преподавателя к английскому языку и культуре страны изучаемого языка. Внешняя мотивация обусловлена обстоятельствами, вынуждающими студента учить английские слова, читать текст, делать упражнения вопреки желанию, настроению, самочувствию и занятости. Внешними факторами могут быть зачеты, экзамены. Коммуникативный мотив - одно из самых необходимых умений любого человека общаться на одном языке с другими людьми. Поэтому развитие коммуникативных способностей студентов, их подготовка к жизни в обществе являются основной целью обучения английскому языку в университете. Однако это не только цель обучения, которую ставят перед собой преподаватели вуза, это обусловливает методы и приемы обучения английскому языку на занятиях. Следовательно, задача преподавателя - научить студентов общаться на английском языке, создавая определенные ситуации, которые помогут им в жизни и научат их находить оптимальное решение. Это требует повышения профессионального уровня преподавателя, постоянного совершенствования знания своего предмета. Интерес к процессу обучения иностранному языку держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Учебно-познавательный мотив связан с проявлением интереса к содержанию учебного материала. Учебно-познавательный мотив является основным, определяющим учебную деятельность мотивом, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию. Также он связан с содержательной и организационной сторонами учебной деятельности. Познавательная мотивация наиболее важна в обучении иностранному языку. Однако необходимо, чтобы она стала основной для развития профессиональной направленности студентов, стимулировала их учебную активность, хорошую успеваемость, положительное отношение к изучаемому языку. Отношение к английскому языку во многом зависит от оценки важности их профессиональной подготовки по специальности. Познавательный мотив в овладении английским языком объясняется:

  • интересом к иностранному языку как таковому, который способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений;
  • проведением преподавателем разнообразных по форме и содержанию занятий на изучаемом языке.

Преподаватель должен правильно организовать учебную деятельность, учитывая профессиональную направленность студентов, применяя разнообразные методы ведения занятий, а также давать объективную оценку знаниям студентов. Большую роль в повышении мотивации у студентов играет чередование разнообразных видов деятельности. Преподаватели используют на уроке различные виды интересной работы: уроки-обсуждения разных тем, в том числе по специальности.

Чтобы развить интерес к педагогическому процессу преподавателю необходимо:

  • запастись терпением и дружелюбным отношением ко всем учащимся
  • использовать проблемные ситуации
  • использовать видео и аудиоматериалы
  • включать в процесс скороговорки, пословицы и игры

Сегодняшний студент - уже не школьник, не скажешь "так надо", необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе "в жизни пригодится", то обучающийся теряет интерес. Поэтому нам нужно уметь доказать студентам, что наш предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности.

Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний, на которых прослеживается связь иностранного языка и специального предметов. Работать с текстами профессиональной направленности.

Каждый студент в любом случае личность, и хочет к себе соответствующего отношения. Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него».Одобряйте успехи студентов, демонстрируйте их даже самые малейшие достижения. Публичная похвала особенно повышает внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата.

Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Создавать проблемные ситуации на темы, близкие и интересные молодому поколению, а также на темы профессиональной направленности. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач - важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание хороших отношений между педагогом и учащимся.

Каждое занятие у нас начинается со скороговорок и пословиц, переводим, ищем русский эквивалент. Студентам очень нравится. Чтение скороговорок приводит группу в восторг, поднимает настроение и настраивает на положительную и продуктивную работу.

На каждом занятии проводим игры, такие как:

  • игры-угадывания (Guessing Games );
  • словарные игры (Vocabulary Games)
  • грамматические игры(Grammar Games);
  • фонетические(Phonetic Games);
  • орфографические.

Эти упражнения и увлекательные и продуктивные. Студенты отдыхают от монотонных переводов, чтения или выполнения грамматических упражнений.

Для улучшения процесса и результатов обучения необходима мотивация и заинтересованность студентов в обучении, интерес к выбранной профессии. Ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышение принадлежит не только преподавателям и семье, но и обществу и самим студентам. Ведь именно молодые интеллигентные и творческие люди являются основой стабильного развития нашей страны, нашего будущего.

ЛИТЕРАТУРА

  • Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Москва, 1990.
  • Плигин А.А. Усиление мотивации к изучению английского языка. URL: www.homeenglish.ru / Articles Usiln. htm.