Развитие образовательной среды для сопровождения учебной, исследовательской и проектной деятельности школьника в рамках Федерального проекта «Современная школа»

Разделы: Химия


Реалии современной жизни все более подводят педагогов к необходимости учитывать возрастающее значение среды в развитии молодого поколения.

К определению образовательной среды существует множество подходов. Так, например, в педагогическом терминологическом словаре: образовательная среда - это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.

В общем случае под средой в педагогике понимается совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования и деятельности.

Образовательная среда - это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивидуальные черты личности обучающегося.

Образовательная среда нашей школы складывается во взаимодействии принятых Стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, технологичных образовательных средств и образовательного материала и нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: обучающимися, их родителями и педагогами.

Знакомясь с концепцией национального проекта "Образование", хотелось бы обратить внимание на федеральный проект «Современная школа». Этот проект направлен на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. Для того чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, в школах обновят образовательные программы и внедрят систему оценки качества на основе международных исследований. Помимо прочего, школы будут привлекать специалистов без педобразования. Появляются уроки технологии на базе компаний и детских технопарков «Кванториум». Ещё в планах министерства полностью избавиться от третьей смены в школах.

Основные мероприятия в рамках проекта:

  • обновление методик, стандарта и технологий обучения;
  • создание условий для освоения обучающимися отдельных предметов и образовательных модулей, основанных на принципах выбора ребенка, а также применения механизмов сетевой формы реализации;
  • создание новых мест в общеобразовательных организациях;
  • осуществление подготовки педагогических кадров по обновленным программам повышения квалификации.

Результат реализации проекта:

  • Утверждение перечня и определение уровня владения базовыми знаниями, умениями и навыками для обучающихся ОО, в том числе в области метапредметных, общекультурных и цифровых компетенций, финансовой и правовой грамотности;
  • Обновление методик, стандартов, содержания и технологий обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в т.ч. учитывающие особые образовательные потребности обучающихся;
  • Созданы условия для освоения обучающимися основного и среднего общего образования отдельных предметов с применением современных технологий обучения (виртуальной и дополненной реальности);
  • Модернизация системы оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

Федеральный проект "Современная школа" направлен на внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания.

В рамках реализации данного проекта будут представлены следующие предложения:

  • Повышение квалификации (Корпоративный университет) - данный проект нацелен на создание условий для внедрения новых методов обучения и воспитания. Для этого необходимо включить в систему оценки качества образования методики международных исследований ключевых компетенций (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой)
  • Программа «Мотиватор», в рамках которой будут созданы условия для мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс (Разработать содержание программ внеурочной деятельности)
  • Программа «Новая технология» - Обновление содержания, методов и оснащения обучения предметной области «Технология», Обеспечить повышение квалификации педагогов, осуществляющих преподавание курса "Технология".
  • Программы сопровождения инклюзивного образования специалистами образовательного учреждения - реализация данной программы предполагает устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов, специалистов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Повышение имиджа школы как инновационной площадки через распространение инновационного опыта по организации инклюзивного образования в массовой школе (Доступная среда)
  • Программа наставничества обучающихся, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися для повышения мотивации. Обучающийся, который обладает сформированным комплексом профессиональных и личностных качеств, высокими показателями в обучении, уровнем творческих достижений, прилежен и трудолюбив, может оказать помощь педагогу в решении учебных и дисциплинарных проблем, в организации массовых и воспитательных мероприятий, в работе над сплоченностью коллектива.
  • Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования, данный подход позволит обеспечить активное стимулирование у одаренной личности самооценки образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями

Заключение

Роль нового этапа развития школы заключается в создании условий для получения школьниками доступного и качественного образования, на духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное развитие учащихся, на развитие творческих, физических способностей.

Поэтому, от того, какой станет современная школа, зависит не только будущее всех участников образовательного процесса, но и будущее России. «Современная школа - успешная Россия».