Занятие по экологии в старшей разновозрастной группе "Планета в опасности"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с


Цель: формирование экологических представлений о бережном отношении к природе.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщать представления об окружающей среде и явлениях природы
  • Обучать детей экспериментальной деятельности
  • Обогащать знания детей о природе
  • Формировать интерес к проблеме охраны природы

Развивающие:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, кругозор
  • Развивать память, внимание, логическое мышление
  • Развивать связную речь
  • Развивать способность к решению проблемных ситуаций

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес, любовь и заботу к окружающей среде.

Предварительная работа:

  • Наблюдения, рассматривания иллюстраций, открыток о природе, беседы, чтение энциклопедий, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Тип занятия: комбинированный.

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

Солнышко проснулось,
Ребяткам улыбнулось,
Глазки закрываем,
Ручки поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

Ребята, на улице уже похолодало, а мы в своих сердечках поселили теплоту и доброту, давайте теперь поделимся этим и передадим друг другу. (Дети передают друг другу тепло по ладошкам)

Теперь у вас появилось хорошее настроение? А теперь давайте подарим его нашим гостям, подуйте на ладошки. (Дети дуют на ладошки в сторону гостей).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте теперь присядем за столы. Сегодня я предлагаю вам отправиться в мир природы. А кто знает, что такое природа? (Мир, который нас окружает). А что же нас окружает в природе? (растения, деревья, насекомые, животные, рыбы, птицы, солнце, небо, земля). Наш мир такой разнообразный. Давайте вспомним, что относится к живой природе, а что - к неживой. Поиграем в игру? Когда я буду называть слова, относящиеся к живой природе вы будете хлопать, а на слова, относящиеся к неживой природе - топать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (глобус)

- А что такое глобус (Модель нашей планеты)

- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

- А что вы знаете о нашей планете? (Она большая, круглая, на ней есть жизнь)

Воспитатель показывает плакат Солнечной Системы.

- Найдите среди этих планет нашу Землю. Как вы узнали, что это Земля? (Потому что она голубая)

Воспитатель: Да, наша планета Земля - самая красивая планета в космосе.

- А в какие цвета окрашена наша планета? (голубой, коричневый, желтый, белый)

- Кто догадается, что на глобусе обозначается голубым цветом? (реки, озера, моря, океаны) А коричневым и желтым? (горы и пустыни) А зеленым? (растения) А белым? (снег)

- Правильно, ребята. На земле есть все, что необходимо для жизни.

- Как вы думаете, возможна ли жизнь на Земле, если не стало бы воды или почвы или воздуха? Почему?

- Действительно, без воды, почвы, воздуха, солнца жизнь на Земле не была бы возможна.

- А сейчас я скажу вам о самом главном - НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ В ОПАСНОСТИ!

У нее много больных мест и в этом виноваты только люди. Они построили много заводов, электростанций и фабрик. Эти предприятия загрязняют воздух дымом из труб. Также наш воздух очень загрязняют выхлопные газы от машин.

Отходы заводов сливают в пруды, реки и озера, а нефть из танкеров во время аварий проливается в моря и океаны. От этих загрязнений гибнет все живое. Гибнет природа, а значит вся наша планета! И она требует помощи!

А мы с вами можем помочь планете? (Нужно любить природу, бережно относится к ней)

Вот сейчас мы проверим. Хорошо ли вы знаете правила поведения в природе.

Поиграем в игру-физкультминутку. Вставайте в круг. Я буду называть действие, а вы будете хлопать в ладоши, если я буду поступать хорошо, и будете топать ногами, если плохо.

- Если разведу костер, а тушить не буду?
- Если сильно насорю и убирать не буду?
- Если мусор уберу, банки закопаю?
- Я люблю свою природу, я ей помогаю?
- Если я приду в лесок и сорву ромашку?
- Если съем я пирожок, выброшу бумажку?
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю?

Молодцы какие, знаете как надо вести себя лесу.

Ребята, есть профессии, которые изучают состояние природы и помогают ей. Вы знаете, как они называются? Правильно, экологи! Они работают в научных институтах в лабораториях. Давайте превратимся в экологов и отправимся в лабораторию! Но сначала, расскажите, какие правила поведения в лаборатории? (вести себя тихо, аккуратно, не мешать друг другу, быть внимательными)

Опыт № 1. Загрязнение воздуха

Проведем опыт по измерению загрязнения воздуха. Мы с вами заранее приготовили карточки, которые оставляли в разных местах на улице. А теперь давайте их рассмотрим.

Карточка №1 лежала рядом с дорогой, где проезжают автомобили. Возьмем лупу и посмотрим. Что мы увидели? (Карточка стала грязной).

Карточку №2 я относила в гараж, где ремонтировали машину, посмотрите что получилось? Нам не понадобилась даже лупа. Карточка вся грязная.

Карточка №3 лежала на нашем участке, рядом с деревьями. Как вы думаете, влияют ли частицы газов и загрязнений на нас? (Воздух становится грязный, нам тяжело дышать, мы чаще болеем)

К счастью, растения помогают нам очистить воздух. Они превращают углекислый газ в кислород. Поэтому чем больше растений, тем чище наш воздух. Что мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чище? (Сажать деревья, кустарники, цветы)

Опыт №2 Загрязнение почвы

У нас есть два ящика с землей и два контейнера с водой. С чистой и с грязной, ядовитой (цветной жидкостью). Давайте узнаем, легко ли загрязняется почва?

Польем чистой водой. Земля намокла, стала влажной, но осталась чистой. Растениям будет хорошо, земля напоит их чистой водой.

А теперь польем грязной водой. Земля намокла, но стала еще и грязной, появились пузыри. Какой водой теперь напоит растения земля? А ведь в почве живет много животных, хорошо ли им будет там жить?

Опыт №3 Загрязнение воды

Перед вами пробирки. Посмотрите, что в них. Какая жидкость? Правильно, маслянистая. Понюхайте ее. Она неприятно пахнет. А теперь давайте выльем эту жидкость в воду. Возьмите перышки. Какие они? (легкие, воздушные). Подбросьте их. Как хорошо они летают. А теперь обмакните их в нашу грязную воду. Если подбросить их еще раз, мы увидим, что они склеились и падают в низ. Вот так и у птиц, оперение слипается, и они не могут летать.

Для рыб такая вода очень опасна, ведь она образует пленку на воде и кислород не попадает воду. Рыбам и морским жителям нечем дышать.

Человек самое сильное и разумное существо нашей планеты. Поэтому именно мы несем за нее ответственность. Ведь от каждого из нас зависит чистота нашей планеты, города, поселка, двора. Если каждый человек в мире будет бережно относиться к природе, соблюдать правила поведения в природе, делать чище свою Родину, то все люди будут наслаждаться чистым воздухом, чистой водой. Мы все сможем любоваться красотой нашей Земли.

Вот наше занятие и подошло к концу. Спасибо, что вы были такие внимательные и активные. Я думаю, что мы научились беречь природу и теперь будем всем об этом рассказывать.

О чем было наше занятие? Что вам понравилось больше всего? О чем вы расскажете родителям дома?

Я хочу вас всех наградить медалями «Юный эколог».