Деловая игра по праву "Гражданином быть обязан"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: деловая игра


Задачи: воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, чувства уважения и взаимопонимания.

Участники: В игре участвуют 2 команды учащихся 6 классов.

Ход занятия

Наша с вами встреча пройдет в форме деловой игры. Тема игры: «Гражданином быть обязан».

Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов. Представлю вам жюри, которое будет оценивать вас по пятибалльной системе: (должность Ф.И.О.)

А занятие хочу начать словами:

Я - гражданином стать хочу!
Я сердце доброму шепчу,
Чтобы друзья мною гордились
Бесстрашью у меня учились.
Чтобы полезным людям быть
И долг, и честь не позабыть.
Чтоб в школе хорошо учиться
Мне это в жизни пригодится!
Друзей, подружек уважать
И никого не обижать.
Уметь плечо подставить в срок
И честно выучить урок.
Подмогой маме, папе быть
И бабушек не позабыть,
Все силы отдавать добру
Учиться мудрости, уму.

И мир откроется чудесный,
Все будет в мире интересно.
И расцветет моя страна,
Хочу быть гражданином я!

Сегодня на занятии у нас встретится такое словарное слово: гражданин

Давайте обратимся к мудрости "Толкового словаря". Здесь читаем: "Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей", иначе говоря (использует схему): чтобы быть гражданином своей страны надо постоянно жить в России. Тогда твоя Родина будет тебя защищать. Но у тебя будут права и обязанности!

- Ребята, вы постоянно живете в России? Значит, вы гражданин своей страны.

- А с какого возраста человек становится гражданином государства?

Государство не может существовать без граждан, а гражданин не будет являться таковым, если нет государства. А точнее человек не может жить без Родины. Так мы называем страну, где родились и где выросли, где говорим на русском, родном языке и все здесь для нас любимое, знакомое, родное…

Слайд 1 «С чего начинается Родина»

Конкурс 1 - «Наша Родина»

Команды получают карточки: Россия, Российская Республика, Республика Россия, Российская Федерация (РФ), Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Содружество Независимых Государств (СНГ).

Задача команд: выбрать карточки, на которых написано официальное название нашей страны.

(Правильный ответ: Россия, Российская Федерация.)

Конкурс 2 - «Символы победы»

Слайд 2 Государственный флаг

1. Командам выдаются полоски цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственный флаг России.

2. Объяснить значение цветов флага.

Правильный ответ: Прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнее - белого, среднее - синего, нижнее - красного цвета. Отношение длины флага к его ширине - 2:3.

Цвет полос нашего государственного флага несет в себе глубокий смысл. Белый всегда означал Свободу, синий - Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный - Державность. Есть и другое (неофициальное) толкование символики цветов: белый - мир, чистота, совершенство; синий - вера, верность, постоянство; красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Слайд 3 - Государственный гимн

Конкурс 3 «Торжественная песня»

Командам выдаются полоски белой бумаги, на которой напечатаны по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна Российской Федерации.

Необходимо правильно сложить эти строки.

1.

Россия - священная наша держава
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля

3.

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Слайд 4 - Государственный герб

Конкурс 4 - «Гражданин России»

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающиеся различных сказочных героев. Вам необходимо указать какое право нарушено и закончить фразу за время, пока звучит гимн Российской империи времен правления царя Николая II.

Задание:

1. Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на ……………………………

2. Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на …………………………………

3. Лягушка из сказки В.Гаршини «Лягушка-путешественница», отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на ………………………….……

4. Буратино, схватил крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ………………………

1. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ………………………

2. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украл Жар -птицу у царя Берендея, нарушил его право на …………………………………

3. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …………………………………

4. Буратино положив азбуку в сумочку, вприпрыжку побежал в школу, воспользовавшись своим правом на ……………………………………

Проверка ответов (дети зачитывают воспитатель проверяет) и отдать жюри

Вывод о правах: Молодцы! Права вы хорошо усвоили, а сейчас проверим как вы знаете обязанности.

Конкурс 5 «Мои обязанности»

Вам необходимо выбрать из списка только обязанности ученика и подчеркнуть:

Обязанности ученика

Обязанности:

  1. Соблюдать законы.
  2. Платить налоги
  3. Состоять в рядах какой - либо политической партии
  4. Быть членом профсоюза.
  5. Работать на предприятии
  6. Защищать Отечество.
  7. Сохранять природу и окружающую среду.
  8. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
  9. Учиться, получать образование.
  10. Беречь школьное имущество.
  11. Соблюдение дисциплины.
  12. Уважительно относиться к старшим.

Жюри подведет итоги нашей деловой игры.

Звучит музыка «Гляжу в озера синии ...»

Ребята, мы все граждане России, а вам надо закончить предложение:

«Я гражданин России, потому что ……»

Слово жюри.

Мы подошли к концу нашей с вами встречи, и в конце мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Главная обязанность для вас сейчас - хорошо учиться, получать знания. Чтобы с гордостью сказать: "Я - гражданин своей страны!".

Ответы:

1. личную неприкосновенность, жизнь и свободу;

3. свободное передвижение;

4. личную неприкосновенность;

2, 5. неприкосновенность жилища;

6. труд;

7. владение имуществом;

8. жизнь и личную неприкосновенность;

9. образование.