Педагогический совет «Современные подходы в ознакомлении дошкольников с театрализованной деятельностью»

Разделы: Профессия — педагог

Класс: д/с


Цель: Повышение профессиональных навыков педагогов ДОУ по организации театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Систематизировать знания педагогов по организации и проведению театрально-игровой деятельности.
  • Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов через, трансляцию педагогического опыта.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.

Повестка:

  • Анализ выполнения решения педагогического совета. Сообщение старшего воспитателя.
  • «Театрализованная деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении».
  • Сообщение старшего воспитателя.
  • Итоги тематического контроля «Состояние условий в ДОУ по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». Сообщение старшего воспитателя.
  • Из опыта работы. Выступления педагогов.
  • «Создание условий для самостоятельной деятельности и развитию творческой активности детей дошкольного возраста»
  • «Секреты успешного планирования воспитательно-образовательного процесса»,
  • «Успешные формы взаимодействия семьи и ДОУ по театрализованной деятельности»
  • Подведение итогов и выработка решения педагогического совета.

Ход мероприятия

Уважаемые коллеги, начнём наше мероприятие, педагогический совет. Тема «Современные подходы в ознакомлении дошкольников с театрализованной деятельностью».

Мы по традиции проводим совместную работу по выработке решения ПС, перед Вами лежат буклеты с проектом решения, по ходу мероприятия Вы можете изменять пункты, вносить новые предложения. Методической службой проект доработается, с конечным содержанием вы сможете ознакомиться на рабочем стенде.

Предлагаю назначить секретарём ведения протокола ПС (должность) Кто за? Против? Воздержался? Единогласно!

На последнем ПС мы вынесли ряд решений, обозначили сроки их выполнения. Перейдём к анализу выполнения этих решений:

1.

Выполнение решение предыдущего ПС

2.

Переходим к следующему вопросу повестки.

Театрализованная деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении

Современный - относящийся к настоящему времени, к одной эпохе.

Одна из годовых задач ДОУ, поставленная для решения перед коллективом на учебный год: «Продолжать работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность».

Почему же мы выделили именно театрализованную деятельность как помощника для работы по речевому развитию дошкольников?
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста - процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Ещё выдающиеся педагоги 17, 19, 21 века Ян Амос Коменский (создавший первую систему дошкольного воспитания), Константин Дмитриевич Ушинский (разработавший первую Дидактическую систему), и педагоги современности В.А.Караковский педагог-новатор, Ш.А.Амонашвили педагог-психолог и многие другие, выделили театрализованную деятельность как - самое популярное и увлекательное направление в дошкольном воспитании.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Именно благодаря театрализованной деятельности постепенно складывается умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы. Умение правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Театрализованную игру исследователь Л.В.Артёмова делит на две группы: игры драматизации и режиссёрские. В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Эту классификацию мы с вами и используем.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

Как организуется театрализованная деятельность в нашем учреждении покажет вывод тематического контроля. Вы уже познакомились с итогами, которые отражены в справках двух зданий, а я зачитаю основные выводы. Итак, итоги тематического контроля «Речевое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности».

3.

Обследование уровня развития детей. (Изучение умений детей использовать средства театральной выразительности)

Наблюдение за детьми на занятиях и свободной деятельности показало:

  • воспитанники раннего возраста с удовольствием отзываются на игры-действия со звуками (это применение озвученных игрушек, шумовые вставки, записи издаваемых звуков животными), активно подражают движениям героев сказок (мимикой, жестами, словами).
  • воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста умеют с небольшой помощью педагога разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям. Многие владеют элементарными нормами и правилами родного языка, соблюдают правила речевого этикета, умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, объяснять). Большинство детей с удовольствием участвуют в инсценировках, эмоционально исполняют роли, творчески применяют в инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, проявляют инициативу, стараются согласовывать действия с партнёрами.

Но при пересказе сказки или художественного произведения некоторые воспитанники всё же испытывают затруднения. Какие? В связной речи, ребятам тяжело выстроить последовательность, не всегда применяют выразительность. Не все дети старшего дошкольного возраста свободно вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами, нуждаются в постоянной помощи взрослого (совместное проговаривание роли).
Так же следует обратить внимание на такие мероприятия как музыкальные утренники и развлечения, рекомендация для всех педагогов, учитывать возрастные особенности детей при индивидуальных стихотворных выступлениях, речь идёт о количестве текста стихов.

В целом речевое развитие детей соответствует достаточному уровню программных требований.

4.

Оценка профессиональных умений педагогов

Оценка профессиональных умений педагогов проходила через анкетирование педагогов и открытые просмотры занятий.

В марте на сайте ДОУ, было запущено анкетирование, которое прошли 14 педагогов двух зданий, тема: «Организация театрализованной деятельности в ДОУ». Исходя из анализа анкетирования можно сделать следующий вывод:

Многие педагоги безошибочно дали определения что такое: Художественно-речевая деятельность, "Инсценировка", "Театрализованная игра", «Театральное представление». Педагоги ориентируются в творческих проявлениях детей во время игр драматизаций, знают, какие условия следует создавать для организации игры и как использовать театрализацию в течение дня. Правильно определяют задачи речевого развития дошкольников в театрализованной деятельности. На вопрос:

•Какие трудности Вы испытываете по организации театрализованной деятельности детей, 57% педагогов из 100% ответило, что, не испытывают трудностей и это радует;

А опытом (конспектами занятий и советами по организации театрализованной деятельности детей) могут поделиться с коллегами 29% из 100%.

Но, всё же встречались вопросы, на которые педагоги давали либо не полные ответы, либо затруднились на них ответить. Это вопросы: Какие театрализованные игры выделены в классификации Л.В.Артёмовой? Возможно, ли вносить исправления или делать замечания в ходе театрализации? Какие технологии в обучении детей театрализованной деятельности, являются целесообразными? В ходе педагогического совета как работа над ошибками, эти вопросы будут раскрыты.

Педагогическая деятельность.Открытые занятия провели 19 педагогов.

- Все педагоги на достаточном уровне владеют знаниями содержания ОО «Речевое развитие» для своей возрастной группы. Разделы «развитие речи», «приобщение к художественной литературе», «развитие игровой деятельности». Развивают речевую активность воспитанников, интерес к игровой деятельности и художественной литературе.

Отмечено разнообразное применение методов и приемов, вы их видите на слайде:

  • Словесные (мотивация, повторение, уточнение, объяснение, вопрос, обсуждение, напоминание, худ/слово);
  • Игровые (игры, дидактические, сюжетно-ролевые игры, создание игровой проблемной ситуации);
  • Наглядные (наблюдение, показ, рассматривание иллюстраций);
  • Практические (постановка задачи, выполнение задания, индивидуальная работа, продуктивная деятельность, подведение итогов).

Все педагоги рационально вносят необходимые изменения в ход занятия, ориентируются на индивидуальные особенности детей. На достаточном уровне применяют приёмы для поддерживания интереса детей на протяжении всего занятия. Используют средства ТСО (аудио записи песен, интернет ресурсы - шумовые эффекты для выхода персонажей игры и т.д.). Но всё же, исходя из анализа педагогической деятельности выявлено, не все педагоги продумывают рациональное размещение игрового материала. У некоторых возникают затруднения в четкости формулирования вопросов. На эти нюансы педагогам следует обращать более пристальное внимание.

5.

Обратимся к следующему пункту тематического контроля.

Оценка создания условий в группе. Изучение предметно-развивающей среды групп

Для активной самостоятельной деятельности детей в группах подобран следующий материал: атрибуты, которые соответствуют содержанию имитационных и хороводных игр. В наличие зеркала, фланелеграфы. В каждой возрастной группе обозначены зоны, где представлены разнообразные виды театра, музыкальные инструменты, игрушки - забавы, картотеки словесных игр, считалок, песенок.

Но всё же, выявлены недочёты по наполнению уголков театрализованной деятельности (в некоторых группах не обеспечена сменяемость театров, нет или мало материала для игр по замыслу, для организации режиссёрских игр). Не во всех возрастных группах представленный материал соответствует возрастным особенностям, отвечает принципам доступности и целесообразности.

Уважаемые педагоги, что такое принцип целесообразности? Для чего нужно соблюдать этот принцип в организации среды, игры?
(Морфологическое значение: цел, сообраз, соответствие каким-либо целям).

То есть целесообразность это - когда через театрализованную деятельность ребёнок сможет выразиться. А игровая среда должна соответствовать принципам: психологического комфорта, принципу творчества, принципу целостного представления о мире, принципу вариативности, принципу индивидуальных способностей детей.

В целом оценка создания условий в группах по данному пункту - удовлетворительная.

Как создаются условия для СДД по развитию творческой активности, нам расскажет (ФИО педагога). Вопрос к выступающему. На какой принцип в первую очередь Вы опираетесь в организации игровой среды? Есть вопросы к коллеге?

Вывод: От того как организована игровая среда зависит в первую очередь - психоэмоциональное состояние дошкольника. Созданные игровые условия должны вызывать интерес и желание проявлять творчество. А применение принципа универсальности предметно-игровой среды, позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.

6.

Следующий пункт тематического контроля.

Планирование работы с детьми. Проверка плана ВОР

В срок предоставлены планы групп (№). Все возрастные группы планируют воспитательно - образовательный процесс на текущую неделю. Тема недели выбрана согласно календарю тематических недель. В этих возрастных группах ежедневно планируются следующие формы работы: беседы, работа в книжном уголке, индивидуальная работа по формированию словаря, ЗКР, развитию связной речи, грамматическому строю речи, чтение художественной литературы, знакомство и беседа по произведениям. В планах некоторых групп отмечено многообразие планирования Д/И, С/р игр. Для организации СДД ежедневно планируется подбор элементов костюмов для уголка ряженья. Обеспечивается сменяемость различных видов театров.

Продумывается планирование работы по изготовлению атрибутов, элементов декораций.

Но педагогам следует обращать внимание на грамотность подбора репертуара и в первую очередь соответствие возрасту. Прослеживать усложнения при планировании и организации С/р игр, вносить планирование режиссёрских игр, игр драматизаций на основе замысла, разнообразить тематику словесных игр по теме.

Коллеги (Ф.И.О.) поделятся с нами опытом планирования воспитательно-образовательной работы. Хочу обратить внимание, что после выступления педагогов будут заданы вопросы. Слушайте внимательно. Есть вопросы к выступившим?

Вывод: Внимание вопрос. Как, вы поняли, с помощью чего и чем оценили коллеги свою успешность по планированию? Первое что помогает прийти к собственной оценке успеха это: (предполагаемые ответы)

1. Мотивация (его желание, интерес самого педагога)

2. Простота и понятность использования педагогических материалов самому и другим участникам образовательного процесса. То есть перевод используемых материалов в значение - помощник.

3. Достижение намеченных целей (отследить которые можно чрез итоговое мероприятие).

И здесь мне хочется процитировать крылатое выражение Бенжамина Франклина (когда мы тратим время на планирование, его становится больше).

Речевое развитие очень важно и для педагогов, и мы сейчас проведём небольшой блиц - турнир в форме словесных игр. Такие формы игр можно применять с детьми в любых режимных моментах. Следует объединиться в группы по карточкам, занять места в порядке: желтый сектор (ранний возраст), зелёный (мл+ср), синий (ст.+подг).

Разминка. Задача: в соответствии с программным содержанием своей возрастной группы, придумать загадку по художественным произведениям. По три с подгруппы. Время подготовки 4 минуты. Загадки загадываем с жёлтого сектора.

Пример: младший возраст - Самый дружный в сказке дом? (Теремок).

Эрудит. Задача: предлагается решить нетрудные примеры, в результате получится название сказки, в котором есть слагаемое. Время подготовки 2 минуты.

Пример: кушак + утюги + мочалка + крокодил = сказка Мойдодыр.

Отлично! Наполнение сказок вы знаете!

7.

Обратимся к следующему пункту тематического контроля.

Взаимодействие с родителями

Рассмотрим анализ работы с родителями.

Педагоги ДОУ ведут активную работу повышения родительской компетенции по данному вопросу. Подобранный материал конкретен, доступен, эстетичен, имеет педагогическую целесообразность, востребован.

Используются наглядные формы подачи материала: папки - передвижки, мини-консультации, буклеты, мини банеры. Для домашнего чтения в некоторых группах подобран перечень книг, консультативный материал, планируются выставки детско-родительского творчества по литературным произведениям.

Востребованность материала выявляется с помощью анкетирования и опросов родителей воспитанников, используются вайбер группы, анкетирование на сайте ДОУ и т.д.

Переходим к итогам анкетирования, которое по сложившейся традиции тоже проводилось на сайте ДОУ. В анкетировании семей воспитанников по теме «Театрализованная деятельность дошкольников» приняли участие (…) родителей наших воспитанников.

Некоторые родители знают, как организовывается театрализованная деятельность, называют формы проявления творчества у ребёнка, знают литературные предпочтения своих детей. (…) родителей, а это (…) хотят больше узнать о том, как организовывается театрализованная деятельность с детьми в ДОУ и дома.

(…) опрошенных, это (…) всегда или иногда обсуждают прочитанное с ребёнком, и (…) родителей (…), обсуждают прочитанное, если ребёнок желает этого. (…) родителей (…) были со своим ребёнком в театре. Больше (…) опрашиваемых считают, что занятия театрализованной деятельностью влияют на личностное развитие ребёнка и пригодятся ему в дальнейшем становлении и влияют на РЕЧЕВОЕ развитие ребёнка. Самую лучшую форму педагогической помощи по организации театрализованной деятельности считают. Наглядную информацию в родительском уголке (…) - (…), а также мастер-класс (…) - (…), к (…) - (…), собрание и индивидуальные беседы - по (…) - по (…), презентации (…) - (…). На вопрос, какую театрализованную деятельность с детьми в группе, вы бы хотели чаще видеть? (посещение детьми театра или профессиональные спектакли с участием актёров). Родители оставили пожелания своим педагогам, больше заниматься театрализованной деятельностью в группе и знакомить родителей с результатами (фото, видео, информация в родительских чатах).

А также выразили именные предложения: организовать мастер-класс гр.№…, показать, научить способам организации театрализованной деятельности родителей воспитанников гр. №…, организовать мини-спектакли с привлечением родителей гр.№… Мы с вами не можем остаться в стороне от таких предложений, и поэтому в решение ПС следует занести пункт о выполнении предложений.

Одними из активных родителей, которые приняли участие и в анкетировании, и оставили предложения, является группа №… И педагоги (Ф.И.О.) расскажут, какие формы взаимодействия с семьями воспитанников они выбирают, приводящие к такой активности. Хочу обратить внимание, что после выступления педагогов будут заданы вопросы. Коллеги как же вы оцениваете успешность выбранной формы работы с родителями? Уважаемые коллеги, кто ещё добавит критерии для определения успешности?

(ответы педагогов)

Подведу итог. Секрет успешного подбора форм начинается:

1. С выявления интересов семей (опросы, анкетирование и т.д.);

2. Создание рабочей модели взаимообмена опытом (запрос-ответ);

3. Отслеживание результатов проведенной работы через (опросы, анкетирование, активность в совместных мероприятиях, трансляция эмоций, положительные отзывы и т.д.);

4. Похвала, благодарность всех участников групповой жизни, через обсуждение с детьми мероприятий, вручение дипломов, благодарственных писем, как семьям, так и детям.

Вывод: Формулы успеха коллег групп № … несомненно следует брать в свою практику, обогащая, внося что-то своё, новое. Но следует не забывать, что формула успеха у всех разная и зависит от того какие требования к себе выдвигает сам человек.

Подведя итог тематического контроля и нашего ПС, можно сделать вывод:

В целом работу педагогического коллектива по теме «Состояние условий в ДОУ по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста», можно оценить, удовлетворительно. Кто за, против, воздержался, единогласно.

Данная тема актуальна и важна при планировании образовательной деятельности с детьми, требует внимания и системной работы. Постоянного повышения профессиональных навыков педагогов, тесного сотрудничества с семьями воспитанников.

8.

Подведение итогов ПС, выработка решения ПС.

Проект решения ПС

1. С целью повышения педагогической компетентности, трансляции опыта работы, принять участие в конкурсах различных уровней - проектов, конспектов, картотек по теме театрализованная деятельность.
Ответственные: ...
Сроки: …

2. Выполнять рекомендации по результатам тематического контроля.
Ответственные: ...
Сроки: …

3. Педагогам групп организовать мероприятия, предлагаемые родителями. Предоставить мини отчёты по их проведению в методический кабинет.
Ответственные: ...
Сроки: …

4. Пополнить математические уголки демонстрационным и раздаточным материалом и представить его на итоговом педагогическом совете.
Ответственные: ...
Сроки: …