Человеческие расы, их родство и происхождение

Разделы: Биология

Класс: 9

Ключевые слова: география, Человеческие расы


Цели урока:

  • Предметные: обеспечить усвоение учащимися понятий раса, признаков расовой принадлежности, особенностей развития и причин появления, доказательств биологической равноценности рас; раскрыть понятие расизм; подготовить к ОГЭ по данной теме.
  • Метапредметные: воспитание положительного отношения к вопросам происхождения рас, толерантного отношения к людям различной расовой, этнической принадлежности
  • Личностно-ориентированные:
    • Обеспечение мотивации учения школьников и принятия ими задач учебно-познавательной деятельности
    • Организация и осуществление усвоения учащимися способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения заданий
    • Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися изучаемого материала
    • Развитие умения выделять общие и существенные отличительные признаки
    • Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме (способствовать формированию информационной, коммуникативной, культурологической компетентностей учащихся, умению публично защищать результаты творческой деятельности)

Задачи урока:

  • Ознакомиться с формулировкой понятия раса, критериями разделения популяции Человека разумного на расы
  • Изучить биологические особенности рас и определить, с чем связаны различия между расами
  • Определить, что является убедительным доказательством единства происхождения и биологической равноценности человеческих рас
  • Кратко ознакомиться с антинаучными теориями расизма и социального дарвинизма и связать с темой урока
  • Рассмотреть задания ОГЭ по данной теме.

Оборудование: компьютерное обеспечение, презентация, раздаточный материал, муляжи.

Методы и методические приёмы: проверка домашнего задания: биологический диктант и работа с тестами ОГЭ, самостоятельное изучение новой темы учениками с применением компьютерной презентации; видео, работа с раздаточным материалом.

Этапы урока

1. Организационный. 2 мин.

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, у всех хорошее, весеннее настроение. Сегодня у нас необычный урок. Мы рады приветствовать гостей - учителей биологии Енотаевского района. За окном весна, а мы готовы активно работать на уроке. Присаживаются за парты. Настраиваются на урок, проверяют наличие принадлежностей

Сегодня мы собрались с вами для того чтобы, во-первых, проверить домашнее задание по теме «Этапы эволюции человека» и вторая часть нашего урока будет посвящена изучению новой темы, о которой вы узнаете чуть позже. Итак, приступим к проверке домашнего задания. Мы проведем его в форме биологического диктанта и решения тестов ОГЭ.

2. Этап проверки домашнего задания 8 мин.

Сейчас я буду проговаривать определения понятий, а ваша задача будет вместо этого определения записать термин.

1. Биологический диктант на тему «Этапы эволюции человека».

1. Непосредственным предшественником рода Человек считается -австралопитек.

2. Первым представителем рода Человек является - Человек умелый.

3. Каких древних людей называли Человек выпрямленный - архантропов.

4. Популяции Человека выпрямленного были предками ранних представителей - палеоантропов.

5. Стадия неоантропов включает ископаемую форму человека современного типа - кроманьонец.

Закончили работу. Проверяем себя. Сейчас я еще раз проговорю определения, а ваша задача проверить свои работы. И исправить орфографические ошибки в терминах, если они есть.

А теперь, поменяейтесь, пожалуйста, листочками и возьмите в руки карандаши. Ваша задача будет проверить работу своего товарища и выставить ему оценку.

Критерии отметки следующие:

  • Все ответы верны - оценка «5»,
  • четыре верных ответа - оценка «4»,
  • три верных ответа - ставим «3»,
  • и все те работы, которые содержат менее трех верных ответов - оценка «2».

Время работы - 1 мин.

2. Опрос по тестам ОГЭ на тему «Этапы эволюции человека»

А теперь, я предлагаю вам еще одну форму работы. Для закрепления знаний по теме решаем тесты. Их распечатки лежат у вас на партах. Задания распределены по вариантам. На выполнение каждого их них отводится одна минута. Время пошло.

Этапы эволюции человека

1 вариант

1. Задание

К древнейшим людям учёные относят
1) австралопитека
2) неандертальца
3) питекантропа
4) кроманьонца

2. Задание

Сплочению членов коллектива первобытных людей, общению при помощи звуков, а затем и слов способствовало(-а)
1) постоянная миграция
2) употребление мясной пищи
3) трудовая деятельность
4) прямохождение

3. Задание

На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?
1) питекантропов
2) кроманьонцев
3) неандертальцев
4) австралопитеков

4. Задание

Какой признак характерен для вида Человек разумный?
1) наличие ногтей
2) развитый ствол головного мозга
3) хорошо развитый подбородок
4) объёмное зрение

5. Задание

Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) естественный отбор
2) борьба за существование
3) наследственная изменчивость
4) трудовая деятельность

2 вариант

1. Задание

Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?
1) способность к орудийной деятельности
2) абстрактное мышление
3) наследственность
4) членораздельная речь

2. Задание

Современный человек - это прямой потомок
1) кроманьонцев
2) неандертальцев
3) синантропов
4) питекантропов

3. Задание

Первыми научились пользоваться огнём
1) кроманьонцы
2) неандертальцы
3) питекантропы
4) австралопитеки

4. Задание

Какие особенности в строении тела приобрёл предок современного человека, перейдя к регулярной трудовой деятельности?
1) тазовые кости срослись, по форме напоминают чашу
2) большой палец руки стал противостоять остальным
3) в позвоночном столбе сформировалось несколько изгибов
4) стопа из плоской превратилась в сводчатую

5. Задание

К какой систематической группе класса Млекопитающие относят вид Человек разумный?
1) сумчатые
2) грызуны
3) хищные
4) приматы

А теперь соберите листочки с 1 и 2 заданиями и сдайте их мне.

Оценки за проверку домашнего задания вы узнаете на следующем уроке.

3. Этап подготовка учащихся к усвоению новых знаний 1 мин.

Физкультминутка и одновременно мотивация к изучению новой темы(30 сек): «Мы с вами хорошо поработали на первом этапе урока. Встаньте, пожалуйста, ребята, попробуйте, не сходя с места, оглянутся и зафиксировать взгляд на какой либо точке. А теперь вернитесь в исходное положение. Давайте еще раз оглянемся, только теперь попробуем выбрать точку еще дальше. Получилось? Так вот, как вы видите, человек может расширять свои возможности. Сегодня на уроке мы попытаемся расширить свои возможности, получив новые знания, и они помогут нам приблизить нашу цель - хорошо сдать ОГЭ по биологии»

4. Актуализация знаний

Стихотворение (читает учитель) 1 мин.

Есть народ по цвету разный:
Кто-то жёлтый, кто-то красный,
Кто-то чёрный, кто-то белый,
Кто-то просто загорелый.
Кто-то ходит весь в веснушках,
От пупка и до макушки,
И не могут все понять-
Как же этот цвет назвать?
Белых всюду вы найдёте,
Хоть в Австралию плывёте,
В США, или в Канаде,
Иль в Испании, в Гренаде.
А в Америке Латинской,
Бразильяно-аргентинской,
Здесь индейцы там и тут
Краснокожие живут!
Бедняки или вельможи
Могут быть и чернокожи,
Если эти иностранцы
По рожденью африканцы.
Где кончается Алтай,
Начинается Китай,
Для китайцев желтокожих
На Земле, ну просто рай!
От чего зависит, всё же,
У кого какая кожа?

И так, ребята. Люди, существуя в разных условиях среды, изменились под их влиянием настолько, что внешне стали отличаться друг от друга. Вот об этих различиях и пойдет речь сегодня на уроке. Вы уже знаете, из курса географии 6 класса, как называются разные группы людей, различающиеся цветом кожи, формой частей тела. (Расы)

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (дети сами формулируют тему урока)

5. Изучение нового материала. 20 мин.

Тема урока: Человеческие расы, их родство и происхождение (записывают в тетрадь) слайд 1-2

5.1. Эпиграф. 3 слайд

Разница в цвете кожи -
Не в счет.
В людях - черных, белых, желтых -
Красная кровь течет!
Р.Рождественский

Я не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку выбрала именно эти стихи Р.Рождественского. К ним нам еще предстоит вернуться сегодня на уроке.

5.2. Три основные расы современного человечества.

- А сейчас, я предлагаю вам посмотреть видео (7 мин) по данной теме.

После ученики пишут расовую классификацию современного человека в таблицах (раздаточный материал)

Расовая классификация современного человека.

Название расы

Отличительные признаки

Место проживания

Европеоидная

Обоснуйте свой выбор, почему именно эти признаки характерны для данной расы.

При помощи увиденного материала и текста учебника. Работа в группах (дети поворачиваются друг к другу):

  • 1 ряд - европеоидная раса,
  • 2 ряд - монголоидная раса,
  • 3 ряд - негроидная раса.

Работа детей с текстом в группах. Заполнение таблицы. Ответы: выбирают только признаки характерные для европеоидов (и другие...)и пытаются обосновать свой выбор, объяснив почему для них эти признаки характерны, затем заслушаем еще две группы и делаем вывод, который будет переходом к следующему этапу урока. Нужно сказать что различия между людьми разных рас - это лишь приспособления к условиям среды в которой они сформировались.

4 слайд

Вывод: итак люди разных рас отличаются лишь только внешне из-за приспособления к окружающей среде под действием естественного отбора.

Адаптивные свойства у расы проявились не только во внешнем облике, но и в физиологии человека, например в составе крови, особенностях жироотложения, активности обменных процессов. Итак, что такое раса? Раса - это исторически сложившаяся 5 слайд внутривидовая группировка, состоящая из популяций человек разумный, характеризующегося сходством морфофизиологических и психических свойств. Наука изучающая расы называется расоведение.

Процесс возникновения и становления человеческих рас называется расогенезом.

5.4. Возникновение рас.

Какие известны вам теории возникновения рас? Полицентрическая теория возникновения рас появилась6слайд неслучайно. Некоторые ученые выдвинули теорию появления рас из отдельных предков, живших на Земле. Эту идею поддержали ученые-расисты, выдвинув теорию расизма.

Расизм - реакционная теория, доказывающая неравноценность рас. Например, социальные различия между рабовладельцами и рабами. «Высшая» раса светловолосых и голубоглазых арийцев и расовая неполноценность негров. В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом. Социал-дарвинисты считают, что в обществе должны жить только сильные и способные люди, а слабые путем естественного отбора уничтожаться.(7 слайд) Все человеческие расы стоят на одном биологическом уровне развития.

Несмотря на многообразие рас современного человека, все они являются представителями одного единого вида. Наличие плодовитых браков между людьми разных рас подтверждает их генетическую не изолированность, что свидетельствует о целостности вида. Единство вида Человек разумный обеспечивается общностью происхождения, неограниченной способностью к скрещиванию людей различных рас и этнических групп, а также одинаковым уровнем их общего физического и умственного развития.

А теперь, предлагаю вернуться к эпиграфу, записанному на доске, давайте выделим в нём ключевые слова. (В людях - черных, белых, желтых - Красная кровь течет!) Какой смысл поэт вкладывает в эти слова? (равенство рас). 8 слайд

Мы все находящиеся в этом классе являемся представителями разных рас.

А сейчас, в подтверждение этому послушайте отрывок из песни.

Песня группы "Непоседы"

6. Закрепление знаний. 5 мин.

"Веер" - вопрос ученику написан на веере (из листков бумаги), ученик выбирает сам - читает и отвечает.

1. Что лежит в основе формирования рас? - В основе формования человеческих рас лежат морфологические отличия людей.

2. Как повлияло расселение людей по Земле на формирование рас? - люди стали приспосабливаться к новым условиям среды. Возникали новые признаки, адаптирующие к новым условиям и закреплённые естественным отбором.

3. Что называют расой? - Это исторически сложившаяся внутривидовая группировка, состоящая из популяций вида Человек разумный, характеризующихся сходством морфозиологических и психических свойств.

4. В чем проявляется единство человеческих рас?- Общность происхождения от одного биологического вида, неограниченной способностью скрещивания между людьми различных рас и этнических групп, а также одинаковым уровнем их общего физического и умственного развития.

Тесты по ОГЭ (на слайдах). Расы

9-13 слайды

1. Задание
Внешние различия рас человека появились в результате
1) обитания в различных экологических нишах
2) приспособленности к различным климатическим зонам
3) влияния наступления ледников на ареал обитания
4) действия социальных факторов

2. Задание
Какой признак отличает представителей негроидной расы человека от всех остальных?
1) узкий выступающий нос
2) округлое лицо
3) чёрные курчавые волосы
4) желтовато-смуглый цвет кожи

3. Задание
Какой признак рас является отличительным?
1) общественный образ жизни
2)особенности внешнего строения
3) масса головного мозга
4) объём головного мозга

4. Задание
Чем подтверждается единство рас вида Человек разумный?
1) общественным образом жизни
2) единым ареалом обитания
3) способностью давать плодовитое потомство
4) единым планом строения

5. Задание
Какой признак характерен для монголоидной расы человека?
1) узкий выступающий нос
2) чёрный цвет кожи
3) чёрные курчавые волосы
4) плоское широкое лицо

7. Рефлексия. 3 мин.

3 ступени:

  • 1 ступень - усвоил новые знания и смогу применить их на практике;
  • 2 ступень - усвоил новые знания, но затрудняюсь применить их на практике;
  • 3 ступень - испытываю затруднения.

По количеству стикеров на ступенях будет видно насколько усвоен материал учащимися. Кто прикрепил стикер на нижнюю ступень объясняет что вызвало затруднения. Учитель на следующем уроке акцентирует на этом внимание...

8. Домашнее задание. 1 мин.

14 слайд

1. § 46 учебника. Вопросы на стр. 198.

2. Творческое задание. Подготовить сообщения о месте и роли человека в биосфере.

9. Выставление оценок

Спасибо за урок!