В период обучения в начальной школе ученикам нужно усвоить большое количество новых понятий, терминов, определений и т.д. Зачастую у ребят возникает путаница в полученной информации, поэтому снижается качество усвоения полученных знаний. Как же помочь ребёнку разобраться в учебном материале и прочно усвоить изученные понятия?
На помощь учителю приходят обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы. Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-либо признаку. Признаки можно задать в таблице, тогда изучаемый материал располагается на своих «полочках», появляется структура.
Так, на уроках русского языка, после изучения частей речи, составляли с ребятами обобщающие таблицы, например:
Глагол
Часть речи? Часть слова? Член предложения? |
|
Что обозначает? |
|
На какие вопросы отвечает? |
|
Грамматические признаки: |
|
постоянные
|
|
спряжение |
|
непостоянные
|
|
наклонение |
|
лицо |
|
число |
|
род |
|
Роль в предложении |
|
В дальнейшем ребята пользовались ей при выполнении морфологического разбора.
После изучения частей слова совместно составляли «Алгоритм разбора слова по составу», который отражал порядок разбора, ход рассуждения. По мере овладения навыком разбора, алгоритм убирался.
Алгоритм разбора слова по составу
1. Выделяем окончание □ |
Окончание - изменяемая часть слова. Чтобы его выделить, нужно изменить форму слова. |
Настольный.
|
2. Выделяем основу слова
|
Основа - часть слова без окончания |
-настольн- |
3. Выделяем корень
|
Корень - общая часть родственных слов.
|
Стол, столик, столовая.
|
4. Выделяем суффикс
|
Суффикс - часть слова между корнем и окончанием. |
Часть слова между корнем и окончанием -н-. Это суффикс. Школьный, летний. |
5. Выделяем приставку
|
Приставка - часть слова перед корнем. |
Часть слова перед корнем -на-. Это приставка. Настенный, наручный. |
Для усвоения орфографического правила использовали алгоритмы с недостающими данными. Например, при изучении правописания сочетаний -тся, -ться очень полезным оказался следующий алгоритм:
На уроках математики таблица помогала при решении задач. Например, когда ребята испытывали трудности при решении задач на нахождение части числа и числа по его части, вместе составили такую подсказку:
З - знаменатель, Ч - числитель
Нахождение части числа
|
Нахождение числа по его части |
Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, можно это число разделить на знаменатель дроби и результат умножить на числитель. |
Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, можно эту часть разделить на числитель дроби и результат умножить на знаменатель. |
Часть= а : З • Ч |
Число= а : Ч • З
|
Длина дороги равна 20 км. Заасфальтировано 2/5 дороги. Сколько километров этой дороги заасфальтировано? |
Чему равна длина дороги, если её 2/5 составляют 8 км? |
Решение:
|
Решение:
|
На уроках окружающего мира при подготовке устного выступления по материалам учебника очень эффективными оказались вопросные планы, которые помогали подготовить последовательный и содержательный рассказ о растении, животном и т.д.
План описания растения
1. Как называется это растение?
2. Оно культурное или дикорастущее? Почему?
3. Это растение однолетнее или многолетнее?
4. К какой отрасли земледелия относится это растение? (полеводство, огородничество, луговодство, садоводство)
5. Какую пользу приносит человеку?
Найти и усвоить нужную и значимую информацию в тексте учебника окружающего мира также помогали таблицы. Их ребята заполняли при подготовке домашнего задания. Например, чтобы лучше понять и представить жизнь крестьянской семьи, выполняли такую работу:
Труд в крестьянском хозяйстве
Крестьянин - _____________________________
Таблица №1
Какую работу выполняли мужчины? |
Какую работу выполняли женщины? |
Как трудились дети? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №2
Названия орудий труда |
Названия зерновых культур |
Что создавалось трудом крестьянина? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, представив полученную информацию в обобщающем и структурном виде, ребята лучше усваивают учебный материал, прочно запоминают изученное, развивают мышление. Особенными помощниками представленные материалы станут для детей с трудностями программирования и контроля, так как позволяют задать пошаговую программу усвоения. В будущем ребята смогут самостоятельно конспектировать, структурировать информацию и усваивать большее количество новых знаний.