Цель: профилактика эмоционального неблагополучия учащихся через переосмысление жизненных кризисов.
Задачи:
- организовать условия, способствующие осознанию своего жизненного предназначения;
- расширить представления и конструктивных способах совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Аудитория: учащиеся 9-11 классов.
Время: 35-40 минут.
Инструментарий: бумага, банка, канцтовары.
Ход занятия
Ребята, добрый день! Сегодня у нас с вами очень насыщенное занятие. Мы обсудим одну серьезную тему: жизненные кризисы. Как думаете, что такое кризис? По каким признакам окружающие могут догадаться, что человек в данный момент находится в сложной жизненной ситуации, переживает кризис?
При кризисе может наблюдаться несколько реакций: тревога, потеря способности к концентрации внимания, страх, избегание, депрессия, гнев, чувство вины, стыд.
Обсуждение: Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей вашего возраста?
Упражнение «Жизненная прямая»
Учащимся предлагается нарисовать линию и представить, что это - символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку сегодняшнего дня.
Вопрос для обсуждения: все ли события могут быть приятными и счастливыми? Или же в жизни могут происходить и трудности?
Упражнение «Выход из трудных ситуаций»
Психолог предлагает ребятам выбрать острую тему: например, потеря ключей от дома или плохая оценка в четверти.
Учащимся предлагается обсудить эту ситуацию с разных сторон:
- Обесценивание ситуации
- Поиск позитивных сторон
- Поиск решений
- Высмеивание ситуации
Вывод: несмотря на то, как эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, здесь включается цепочка зависимости: слово-действие-состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.
Упражнение «Банка»
Психолог предлагает учащимся анонимно записать свои «проблемы» и поместить их в банку.
Далее психолог вынимает по одной записке из банки и предлагает обсудить ситуации.
Учащиеся предлагают как можно больше решений этих ситуаций.
При обсуждении любой ситуации и способов ее разрешения ключевой должна быть мысль о том, что жизнь - это высшая ценность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть.
Завершение
Несмотря на то, с чем нам приходится столкнуться в жизни, самая большая награда человеку - это возможность справляться со всеми трудностями.
На каждый кризис есть своё решение и даже несколько.
Иногда мы не можем объективно оценить ситуации, поэтому не бойтесь просить о помощи друзей, родителей или знакомых взрослых. Не оставайтесь зажатыми в тиски своих тревог.