Занятие для учащихся 9–11-х классов «Жизненные кризисы»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 9, 10, 11


Цель: профилактика эмоционального неблагополучия учащихся через переосмысление жизненных кризисов.

Задачи:

  • организовать условия, способствующие осознанию своего жизненного предназначения;
  • расширить представления и конструктивных способах совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.

Аудитория: учащиеся 9-11 классов.

Время: 35-40 минут.

Инструментарий: бумага, банка, канцтовары.

Ход занятия

Ребята, добрый день! Сегодня у нас с вами очень насыщенное занятие. Мы обсудим одну серьезную тему: жизненные кризисы. Как думаете, что такое кризис? По каким признакам окружающие могут догадаться, что человек в данный момент находится в сложной жизненной ситуации, переживает кризис?

При кризисе может наблюдаться несколько реакций: тревога, потеря способности к концентрации внимания, страх, избегание, депрессия, гнев, чувство вины, стыд.

Обсуждение: Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни молодежи, людей вашего возраста?

Упражнение «Жизненная прямая»

Учащимся предлагается нарисовать линию и представить, что это - символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку сегодняшнего дня.

Вопрос для обсуждения: все ли события могут быть приятными и счастливыми? Или же в жизни могут происходить и трудности?

Упражнение «Выход из трудных ситуаций»

Психолог предлагает ребятам выбрать острую тему: например, потеря ключей от дома или плохая оценка в четверти.

Учащимся предлагается обсудить эту ситуацию с разных сторон:

  1. Обесценивание ситуации
  2. Поиск позитивных сторон
  3. Поиск решений
  4. Высмеивание ситуации

Вывод: несмотря на то, как эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, здесь включается цепочка зависимости: слово-действие-состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

Упражнение «Банка»

Психолог предлагает учащимся анонимно записать свои «проблемы» и поместить их в банку.

Далее психолог вынимает по одной записке из банки и предлагает обсудить ситуации.

Учащиеся предлагают как можно больше решений этих ситуаций.

При обсуждении любой ситуации и способов ее разрешения ключевой должна быть мысль о том, что жизнь - это высшая ценность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть.

Завершение

Несмотря на то, с чем нам приходится столкнуться в жизни, самая большая награда человеку - это возможность справляться со всеми трудностями.

На каждый кризис есть своё решение и даже несколько.

Иногда мы не можем объективно оценить ситуации, поэтому не бойтесь просить о помощи друзей, родителей или знакомых взрослых. Не оставайтесь зажатыми в тиски своих тревог.