Современные образовательные технологии на уроках технологии

Разделы: Технология


В Концепции развития технологического образования в системе общего образования РФ определяется значение предмета «Технология» и говорится о том, что «Организующим ядром освоения технологий в образовательной организации должна стать предметная область «Технология», включающая информационные и коммуникационные технологии». Одна из задач предмета заключается в «модернизации содержания, методик и технологий изучения (преподавания) предметной области «Технология», её воспитательной компоненты через усиление использования ИКТ и проектного подхода, исходя из требований современного рынка труда». В современном обществе остро стоит проблема с нехваткой образованных, умеющих работать в современных условиях, кадров инженерной направленности. Развитие инженерно-технологического, технического, проектно-технологического мышления - также является одной из задач образовательной области «Технология».

С начальной школы у учащихся необходимо развивать не только творческие способности, но и навыки решения технических проектных задач. Всё начинается с построения простейших чертежей, при помощи карандаша и линейки и переходит в серьёзный труд над развитием навыков работы в различных компьютерных программах, и работой со сложной 3D-техникой, используя 3D-моделирование и проектирование.

Одной из современных технологий на уроках технологии, является проектная деятельность. Проектная деятельность заключается в разработке и изготовлении нового продукта учеником под руководством учителя и постепенно переходит в самостоятельную деятельность школьника. Изготавливая изделие, учащийся учится проектировать, моделировать, изготавливать изделие, анализировать, оценивать, вносить поправки, корректировать. Во время работы над проектом, ученик должен продумать до мелочей свой продукт деятельности, зарисовать эскиз изделия, на основе которого должен построить чертёж, выполнить его моделирование, найти оптимальные способы обработки, изготовить изделие, оформить документацию. Всё это можно осуществить при помощи карандаша и листа бумаги, но на помощь может прийти современное оборудование и различные компьютерные программы, работой с которыми необходимо научить учащихся в современной школе. Тем более, что образовательная область

«Технология», требует при её изучении современных методов, приёмов и технологий, а современное содержание предмета «Технология» представляет все возможности для обучения школьников работе с современным оборудованием, что и делает предмет более интересным и увлекательным и повышает мотивацию к изучению предмета.

Конструктор на уроках технологии помогает развивать инженерно-технологическое мышление, помогает решать технические задачи. Используя на уроках металлический конструктор или конструктор Лего, из небольших деталей учащиеся конструируют и моделируют различные модели и не только по готовым схемам, но и самостоятельно. Дети могут усовершенствовать собранные модели, внести в них что-то своё, что-то новое. Именно на основе конструктора дети учатся думать, мыслить в процессе работы и по её завершении. При помощи интерактивного конструктора Лего, можно не только собирать модели, но и заставить их двигаться, издавать звуки, в этом помогает несложное программирование изготовленных изделий. Конструктор интересен на уроках не только мальчикам, но и девочкам, можно применять для занятий в смешанных группах, так как современное изучение предмета

«Технология» не подразумевает гендерного разделения. Работа с конструктором позволяет реализовать свои силы в разработке творческого проекта, который может быть, как краткосрочным, рассчитанным на один - два урока, так и долгосрочным, который ученик (или группа учащихся) может выполнять в течение учебного года. В школах Костромской области учителя используют в своей профессиональной деятельности, как простейший металлический конструктор, так и интерактивный конструктор Лего. Учащиеся выполняют сборку и совершенствование различных моделей, программируют собранные из конструктора Лего модели.

3D-принтеры - новое современное оборудование для использования на уроках технологии в школе. С помощью принтера можно распечатать проект дома и его интерьера, модели одежды, различных деталей, аксессуаров или их элементов. Это позволяет увидеть учащимся свою работу, оценить её, выявить достоинства и недостатки, напечатанные детали, элементы, изделия можно использовать в жизни для замены устаревших или сломавшихся деталей, для украшения интерьера дома, как аксессуары или украшения к одежде. При разработке моделей у учащихся в изделиях просматривается индивидуальность, они учатся подбирать форму, цвет, размер. Они проектируют своё изделие, находят ему применение в жизни. В некоторых школах Костромской области имеются 3D-принтеры, вводят работу с ними в урочную и внеурочную деятельность, но в настоящее время мы находимся на начальном этапе использование 3D-техники.

3D-ручки помогают ребёнку овладеть конструкторскими способностями, учиться создавать как простейшие, так и более сложные модели. Изготовление аксессуаров, элементов украшения интерьера, различных сооружений и много другого, требует от школьников знаний и умений в проектировании, конструировании и моделировании изделий, а, следовательно, решения конструкторских, инженерно-технологических и технических задач.

Различные компьютерные программы так же помогают решать инженерно-технологические задачи, развивать пространственное мышление, логику. Так, при изучении темы «Интерьер дома», можно использовать программу SweetHome 3D. В данной программе учащиеся могут построить дом, создавать интерьер дома и приусадебного участка. Работая в программе, ученики самостоятельно размещают окна, двери, отопительные батареи, продумывают размещение комнат в доме, их размер, подбирают мебель по размеру и цвету, украшают интерьер комнатными растениями и многое другое. Выполнив все построения и размещения по дому можно совершить 3D прогулку. На уроках учащиеся свободно владеют интерфейсом программы и создают интерьер кухни, комнат и всего дома. Таким образом, дети учатся обустраивать интерьер дома, а полученные на таких уроках знания пригодятся им в будущей взрослой жизни. Работа с программой используется в школах Костромской области, применяется на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

В программе SketchUp можно строить виртуальные объекты: от простых геометрических тел и чертежей до сложных 3D-моделей. Данную программу можно использовать при изучении тем по черчению, «Интерьер дома»,

«Творческий проект». Удобный интерфейс программы на русском языке, понятен для каждого учащегося, а яркие краски программы привлекают учащихся к работе.

Программу «Компас» можно использовать при изучении тем по черчению. Построение чертежей простых, сборочных, деталей - можно научиться строить, используя данную программу. Данную программу учителя используют на уроках по теме «Графика», а также при построении чертежей для изготовления деталей из древесины, металла.

От качества конструирования и моделирования одежды зависит качество её изготовления. Автоматизация построения чертежа выкройки изделия, позволяет не только качественно, в соответствии с размерами построить выкройку швейного изделия, но и ускорить разработку новых моделей одежды, сократить время на их изготовление, повысить качество посадки изделия на фигуре. Программа Леко используется, а уроках швейного дела. Работая в данной программе учащиеся не только редактируют уже имеющиеся модели одежды и их выкройки согласно своим размерам, а также выполняют построения свой выкройки, для новой созданной самостоятельно модели одежды.

Современные образовательные технологии в школе позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению предмета технология. Работа с компьютерными программами и 3D-оборудованием заинтересовывает учащихся, а если ученик заинтересован, значит он будет стремиться выполнять свою работу качественно, найдёт для себя профессию, будет ответственно относиться к своей работе.

В Приложениях 1-3 представлены примеры технологических карт уроков, где учителя технологии Костромской и Свердловской области используют различные информационные коммуникационные технологии.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3