Доклад «Формирование здоровьесберегающей среды на уроках технологии в контексте ФГОС»

Разделы: Технология


«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский.

«...Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».
И.П.Павлов

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Ж.Ж.Руссо

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребёнка.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из важных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них здорового образа жизни.

Забота о здоровье учеников неотделима от учебно-воспитательного процесса.

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Дети значительную часть времени проводят в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоровье обучающихся. Известно, что состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения школьных программ, а также решающий показатель качества трудовых ресурсов и воспроизводства населения страны в ближайшие годы.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Факторы, разрушающие здоровье учащихся:

  • Поза во время учебного процесса
  • Обедненные природные стимулы учебной среды
  • Вербальный принцип построения учебного процесса
  • Несовершенные методики преподавания

За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости школьников по классам болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания - 76,6%. Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре заболеваемости учащихся занимают нервно-психические дисфункции (37,7%), нарушения осанки (30%), т.е. так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды. Это еще раз доказывает, что охрана здоровья школьников требует от работников образовательных учреждений, поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Необходимо организовать такую учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно когда в урок включены здоровьесберегающие технологии.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты интеллектуально, духовно, но и физически.

Работая в школе, учитель должен не только бережно сохранять многолетние традиции обучения и воспитания школьников, но и создавать новые технологии, которые будут передаваться следующим поколениям педагогов. Важно на собственном примере показывать здоровый образ жизни. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух!», то не ошибается тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Все здорвоьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Рассмотрим эти группы здоровьесберагающих технологий:

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и учителя

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха;
Освещение класса и доски;
Неприятные звуковые раздражители.

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т.д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза ребенка, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудниче­ство - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, четверостишие.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий наибольшее значение имеет:

1) создание образовательной среды, которая обеспечивает снятие стрессобразующих факторов на уроках. Атмосфера доброжелательности, индивидуального подхода, создание для каждого ситуации успеха - необходимо не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2) творческий характер образовательного процесса. На уроках и во внеклассной работе я стараюсь использовать активные методы обучения: урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-презентация, урок-конференция, конкурсы, выставки детского творчества, проектные работы, участие в олимпиадах по предмету. С помощью таких методов обучения создается здоровый психологический климат на уроках и повышается интерес к изучению предмета.

Я добиваюсь того, что, каждый ребенок проявляет свои способности, создавая условия для их развития, что способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е осуществляется личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

3) наглядность образовательного процесса. Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер - незаменимый помощник учителю в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника относятся практически неограниченные возможности строить урок так, как считаешь нужным, проявляя свое творчество. Разнообразные формы работы в сочетании с демонстрацией видео материалов создает у детей эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижается утомляемость учащихся. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы.

Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов, создаются условия для здорового развития детей:

1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

  • время трудоспособности, утомляемости учащихся;
  • учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,
  • физкультминутки.

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

  • воздушно-тепловой режим;
  • световой режим;
  • режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3. Формируется здоровый образ жизни.

На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Разработан комплекс упражнений, который использую на уроках: это гимнастика для глаз, укрепление вестибулярного аппарата, а также комплексы упражнений для снятия мышечного напряжения и профилактики нарушения осанки. Использование динамических поз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития обучающихся, их здоровья, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества. Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. В кабинете трудового обучения воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается и своевременно делается генеральная уборка.

Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков.

При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому рациональному питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

В ходе изучения тем «Комнатные растения в интерьере» обучающиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей. На подоконниках выращиваем растения-фитонциды: лук, герань, а так же лечебные растения: алоэ, золотой ус, живое дерево, коланхое. На уроках технологии с детьми можно изготовить амулеты, в которые помещать дольки чеснока или пихтовое масло. Это даст ощутимый результат проведенной работы во время вспышки заболеваний гриппом.

При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление швейных изделий» обучающиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека. На уроках технологии в 5-7 классах обучающиеся изготавливают изделия из натурального волокна-хлопка.

Работая на пришкольном участке, обучающиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный сельскохозяйственный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость.

При этом необходимо организовать занятия так, чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям. Неправильно организованный сельскохозяйственный труд учащихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Конечно, урок - фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 40 минут концентрации внимания и напряжения.

Для формирования здорового образа жизни с 5 класса дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

  • «Климат и его влияние на здоровье человека»;
  • «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;
  • «Генетически модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»;
  • «Профилактика болезней»;
  • «Проблемы молодежи»;
  • «Здоровье и культура общения»;
  • «Труд, здоровье, долголетие»;
  • «Технический прогресс и человеческие способности».

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

Уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Роль учителя - сохранение здоровья учащихся. И я на каждом уроке учу детей не только своему предмету, но и бережно, осознанно относиться к своему здоровью. Я рассказываю им о вредных факторах и привычках, которое губят их здоровье. Стараюсь, чтобы у каждой девочки выработалась устойчивая привычка, потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и в повседневной жизни.

Заключение

Главный секрет, который лежит в основе идеального здоровья, заключается в том, что человек должен сам стремиться к нему. Человек может быть здоров лишь настолько, насколько сам считает это возможным. Сознание оказывает сильнейшее влияние на тело, и освобождение от болезни зависит от того, войдет ли человек в контакт с собственным сознанием, приведет его в равновесие, а затем сообщит это равновесие своему телу. Знание обладает организующей силой. Через психофизиологическую связь знание влияет на тело и обеспечивает крепкое здоровье. Знание в буквальном смысле может исцелить, это самый великий лекарь из всех.

О развитии духовного здоровья школьников косвенно могут свидетельствовать показатели уровня воспитанности учащихся, ценностное отношение к жизни, к людям и самому себе, сформированность у обучающихся творческой и общественной активности. Эти показатели могут быть определены с помощью методов оценки эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

В итоге отметим, что результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Информационные ресурсы

  1. Катаева Л.Л. Дидактические игры и упражнения. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Докторский Я.Р. Аутогенная тренировка. - Ставрополь, 1988.
  3. Игры для детей // Первое сентября. -*2006. - № 23.
  4. Первое сентября. - 2006. - № 17.
  5. Методическая мозаика. -2007. - № 1.
  6. Барсукова, М. Здоровый образ жизни - в образовательный процесс [Текст] / М. Барсукова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 83-84.
  7. Безруких, М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников [Текст] / М.М. Безруких // Классный руководитель. - 2007. - № 5. - С. 5-18.
  8. Вострикова, О.В. Здоровьесбережение как базовая составляющая процесса гуманизация начального образования [Текст] / О.В.Вострикова // Завуч начальной школы. - 2006. - № 6. - С. 54-57.
  9. Гаркуша, Н. Методика работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников [Текст] / Н.Гаркуша // Воспитательная работа в школе. - 2006. - № 5. - С. 93-112.
  10. Гаркуша, Н. Роль классного руководителя в воспитании культуры здоровья школьников [Текст] / Н.Гаркуша // Сельская школа. - 2006. - № 6. - С. 40-53.
  11. Джураева, А. "Береги здоровье смолоду" [Текст] / А.Джураева // Первое сентября: здоровье детей. - 2006. - № 22. - С. 24-28.
  12. Ермакова, И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе [Текст] / И.Н. Ермаков // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 23-26.
  13. Зайцева, В. Физкультура. Зачем она нужна школьникам? [Текст] / В.Зайцева // Первое сентября: здоровье детей. - 2007. - № 1. - С. 12-15; № 2. - С. 12-14.
  14. Килева, Т. Сколько часов в школьных сутках? [Текст] / Т.Килева // Первое сентября: Здоровье детей. - 2006. - № 17. - С. 18-19.
  15. Шляхтова, Г. Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка [Текст] / Г.Шляхтова // Первое сентября: English . - 2006. - № 17. - С. 13-15.
  16. Шляхтова, Г. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка [Текст] / Г.Шляхтова // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 17. - С. 44-46.
  17. Экспертиза и разработка политики охраны здоровья в образовательном учреждении [Текст] // Школьное планирование. - 2006. - № 5. - С. 6-14.