Математическая викторина для детей старшего дошкольного возраста "Умейки и Знайки"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, математическая викторина


Цели:

Обучающие:

  • Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  • Закрепить навыки пространственного ориентирования на плоскости;
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки;

Развивающие:

  • Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
  • Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;
  • Способствовать формированию расширенного кругозора;

Воспитательные:

  • Доставить детям радость от проведения совместных развивающих, интеллектуальных игр;
  • Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;
  • Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;
  • Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием;
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материалы и оборудование:

  • Карточки с буквами и цифрами 2 шт.; «Шифровка»
  • Конверты с вопросами 2 шт.; «Разминка»
  • Счетные палочки Кюизенера 2 набора, 2 схемы «Ваза для печенья» для игры «Кто быстрее?»
  • Блоки Денеша 2шт., задание-схемы 2шт. для игры «Засели жильцов»;
  • Загадки на логику 2 шт.
  • Задачи 2шт.
  • Серединка цветка с лепестками 2шт., 2 набора с цифрами для конкурса капитанов; «Состав числа» 6 и 7
  • 2 мольберта для жюри.
  • 2 стойки с эмблемами.
  • Призы.

Ход викторины

Организационный момент

Ведущий: сегодня мы проводим интересную математическую викторину. Будут соревноваться друг с другом две команды. Команды будут выполнять различные задания. Нашу игру будут оценивать жюри. В конце игры жюри подведет итог наших конкурсов!

Начинаем нашу викторину (команды стоят друг напротив друга).

Но чтобы узнать, как же называются наши команды надо расшифровать их название.

«Шифровка»

На столах лежат карточки, на которых написаны буквы и цифры. Нужно цифры поставить по порядку и тогда расшифруется название команды.

«Знайки»

И

Й

А

З

К

Н

6

4

3

1

5

2

«Умейки»

Й

Е

И

М

У

К

4

3

6

2

1

5

Команда «Знайки» Капитан _______________.

Девиз команды:

«Хотим узнать про все на свете,
Мы любознательные дети»

Команда «Умейки» Капитан______________.

Девиз команды:

«Если трудно - не сдаемся,
Мы к победе очень рвемся.»

Ведущий: сначала проведем небольшую разминку. Каждая команда будет отвечать на вопросы.Отвечать может только тот, кто поднял первый руку.

Первый конкурс «Разминка» (вопросы в 2-х конвертах, конверты разыгрывают капитаны)

Ведущий: вопросы команде «Умейки»:

  1. Сколько дней в неделе (7);
  2. Корова в детстве (теленок);
  3. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»);
  4. Прибор для измерения времени (часы);
  5. Колобок, обросший иглами (ёжик);
  6. В какое время года птицы строят гнёзда? (весной);
  7. Соседи числа 6 (5 и 7);
  8. Как называется наш город? (Москва).

Ведущий: вопросы команде «Знайки»:

  1. Сколько месяцев в году (12);
  2. Лошадь в детстве (жеребёнок);
  3. Что нужно делать, если случится пожар? (позвать на помощь и позвонить 01);
  4. Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);
  5. Прибор для глажки белья (утюг);
  6. В какое время года птицы улетают на юг? (осенью);
  7. Соседи числа 8 (7 и 9);
  8. Страна, где мы живем? (Россия).

Ведущий: вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжать наш конкурс.

Второй конкурс «Кто быстрее?»

Дети строятся в колонны.

Напротив, каждой команды стоит стол, на котором лежат карточки с графическим изображением фигур. Участникам нужно выложить эти фигуры на столах из палочек Кюизенера. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием.

Команды садятся на стулья.

Третий конкурс «Математический»

Ведущий: Дети, в детском саду мы часто играем в математические игры, и сейчас мы проверим ваши знания.

Задание 1-й команде:

Под кустами у реки
жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать -
Кто их может сосчитать? (четыре)

Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? (восемь)

Задание 2-й команде:

В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка,
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (пятеро)

У меня и Аллочки
Десять счётных палочек.
Две из них сломались.
Сколько их осталось? (восемь)

Четвертый конкурс «Засели жильцов»

Дети строятся в колонны.

На двух столах лежат по одному набору блоков Дьенеша и зашифрованное задание-схема. По очереди, каждый игрок должен на схему положить отгаданную им фигуру из набора. Победит та команда, которая быстрее расшифрует схемы.

Команды садятся на стулья.

Пятый конкурс «Загадки на логику»

Ведущий:

Загадки для 1 команды:

Три рыбки плавали
в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
и не в прямоугольном аквариуме. (в квадратном)

Золотая рыбка - не в квадратном
и не в круглом. (в прямоугольном)

В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? (в круглом)

Загадка для 2 команды:

Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кто из девочек самая высокая, (Даша)
а кто самая низкая? (Таня)
Кого из них как зовут? (Лена, Таня, Даша)

Ведущий: а сейчас музыкальный конкурс (№6) «Встань в круг…»

Команды образуют два круга под музыку и по команде ведущего строятся по 2ч. и т.д. Как только музыка закончится, участники должны занять своё место.

Вы сейчас будете перестраиваться по моей команде по 2, по 3, по 4.

Дети садятся на стулья.

Седьмой «Конкурс капитанов» «Математический цветок» (состав числа)

Ведущий: нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с 1. Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.

Пока капитаны выполняют задание, ведущий с остальными детьми проводит игру «В названии каких сказок есть цифры?» (По очереди, участники команд дают правильный ответ)

Ответы: «Белоснежка и семь гномов», «Три поросёнка», «Маша и три медведя», «Сказка о мёртвой царевне и семерых богатырях», «Цветик-семицветик», «Тридцать восемь попугаев», «Двенадцать месяцев», «Три орешка для Золушки», «Два мороза», «Али-баба и сорок разбойников», «Семь Симеонов», «Волк и семеро козлят» и т. д.

Ведущий: пока жюри подводит окончательные итоги, мы вспомним дни недели.

Физкультминутка «Дни недели»

В понедельник я купался, (плывут кролем)
А во вторник рисовал. (имитируют рисовальные движения)
В среду долго умывался, (имитация умывания)
А в четверг в футбол играл. (имитация броска футбольного)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки)
Очень долго танцевал. (движения с фонариками)
А в субботу, воскресенье -
Целый день я просто спал. (руки под щечки)
Вот подошла к концу наша математическая викторина.
И я предоставляю слово жюри.

Подведение итогов математической викторины

Все участники игры награждаются призами.

Ведущий:

Благодарим всех участников и членов жюри.
Всем спасибо за вниманье
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья
Говорим всем: «До свидания!»
«До счастливых новых встреч!»

На всякий случай. Если будет заминка.

Ведущий:

  1. Покажи фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
  2. Покажи фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
  3. Покажи фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
  4. Покажи фигуру у которой нет углов? (круг).