Пояснительная записка
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями здоровья является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания.
Как показывает опыт работы, одной из наиболее эффективных технологий, используемых в коррекционно-педагогической деятельности является арт-терапия.
В досуговое мероприятие включены элементы следующих направлений арт-терапии: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сценическое искусство, сказкотерапия и анималотерапия.
Участие ребенка в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Ребенок, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а педагог мягко проводит коррекцию поведения ребенка.
Цель досугового мероприятия: создать условия для активизации познавательной деятельности и развития эмоционально-волевой сферы воспитанников, используя элементы арт-терапии.
Задачи.
Обучающие:
- Обобщить знания детей о русских народных и авторских сказках.
- Учить детей оценивать героев сказок, их поступки, поведение.
- Создать условия для обогащения певческого и исполнительского опыта детей, расширения музыкального и театрального кругозора.
Развивающие:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей.
- Формировать умение эмоционально и активно воспринимать сказку и сказочных героев.
- Продолжить формировать умение рисовать нетрадиционными способами.
Коррекционные
- Создать условия для формирования коммуникативных навыков у воспитанников.
- Способствовать стимуляции игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка.
- Коррекция моторной сферы воспитанников.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству, к авторским сказкам.
- Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.
- Воспитывать желание участвовать в театрализованном представлении эмоционально передавать содержание песен, танцев.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь».
- Чтение авторских сказок:«Красная шапочка», «Буратино».
- ППД (предметно-практическая деятельность) по мотивам народных и авторских сказок (рисование, лепка, аппликация).
- Беседа о сказочных героях, какими они могут быть? (положительными, отрицательными).
Предполагаемый результат:
- приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, культуры писателей мира через знакомство со сказками;
- формирование положительных эмоций в процессе двигательно-речевой деятельности;
- создание эмоционально-положительной обстановки и формирование доброжелательных взаимоотношений;
- стабилизация эмоционального состояния воспитанников, создание предпосылок для регуляции эмоциональных реакций;
- облегчение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми;
- возможность невербального контакта с детьми, преодоление коммуникативных барьеров и психологических защит;
- укрепление мелкой моторики рук;
- расширение словарного запаса.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная, театральная, двигательная, продуктивная.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателей, музыкального руководителя и детей в непосредственно-образовательной деятельности.
Форма организации детей: групповая.
Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, сказочные персонажи, загадывание загадок, объяснение, вопросы к воспитанникам, музыкальное сопровождение, презентация.
Оборудование: большое легкое покрывало, коробка для сказочных атрибутов, смайлики, презентация, атрибуты к сказкам (колокольчик для козлят), горшочек (для масла), золотой ключик, голубую чашку, пирожки), костюмы сказочных героев, выставка детских рисунков по мотивам сказок, пальчиковые краски, плакат с изображением солнечного диска.
Структура
- Вступительная часть.
- Организационный момент. Приветствие.
- Мотивация детской деятельности.
- Основная часть.
- Актуализация знаний.
- Сюрпризный момент.
- Проблемная ситуация.
- Самостоятельная деятельность детей в рамках решения, поставленных задач.
- Заключительная часть.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Ход мероприятия
Дети вместе с педагогом входят в помещение, здороваются с гостями, садятся на стулья вокруг стола (на столе лежит большое шелковое покрывало).
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг (протягивают друг другу руки).
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся.
Педагог. Мы подарили друг другу улыбки, а значит и хорошее настроение (спрашивает у каждого ребенка какое у него настроение, дети, которые не говорят, показывают смайлик). Отлично! Тогда я приглашаю вас в путешествие в волшебную страну сказки.
Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно -
Отворит все двери.
Звучит волшебная музыка, педагог отворачивается, надевает на голову диадему, берет в руки «волшебную палочку».
- Раз, два, три - сказка к нам приди!
Игра «Назови сказку»
(Под волшебную музыку, Фея (педагог) дотрагивается палочкой до экрана телевизора, включается презентация по мотивам сказок. Дети называют сказку, которая изображена на экране).
Педагог: Отлично! Вы справились с заданием, вспомнили ваши любимые сказки. А сейчас давайте все вместе скажем волшебные слова (звучит волшебная музыка):
- Раз, два, три - сказка оживи!
Игра «Ветер по морю гуляет»
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает.
Ветер парус раздувает,
Наша сказка оживает.
(Дети с помощью взрослых качают покрывало, которое лежит на столе и поют, создавая атмосферу сказки и волшебства, по окончании песни, покрывало опускается на пол. В это время «Красную Шапочку» поворачивают спиной к столу).
Педагог: Ребята, смотрите у нас гостья (девочку разворачивают лицом к столу, в руках у нее глиняный горшочек). Угадайте, кто это?
Кр. Шапочка:
В шапочке я красной,
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке.
Дети: Это Красная шапочка!
Кр. Шапочка: Здравствуйте, друзья. Я очень рада вас видеть.
Игра «Ветер по морю гуляет»
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает.
Ветер парус раздувает,
Снова сказка оживает.
(Дети с помощью взрослых качают покрывало, которое лежит на столе и поют, создавая атмосферу сказки и волшебства, по окончании песни, покрывало опускается на стол. В это время следующего ребенка отворачивают от круга и переодевают в костюм Волка, в руках у него колокольчик).
Педагог: Ау нас новый гость (мальчика поворачивают лицом к столу). Угадайте, ребята, кто это?
Волк:
У меня такие зубы -
Съем и глазом не моргну,
Взгляд сердитый, голос грубый.
Я в лесу глухом живу.
Дети: Это Серый волк!
Волк: Всем привет! Как поживаете?
Игра «Ветер по морю гуляет»
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает.
Ветер парус раздувает,
Сказка снова оживает.
(Дети с помощью взрослых качают покрывало, которое лежит на столе и поют, создавая атмосферу сказки и волшебства, по окончании песни, покрывало опускается на стол. В это время следующего ребенка отворачивают от круга и переодевают в костюм Буратино, в руках у него золотой ключик).
Педагог: А у нас новый гость (мальчика поворачивают лицом к столу). Угадайте, ребята, кто это?
Звучит песня, «Буратино» под музыку выполняет соответствующие движения (подносит руки к голове, дразниться, поднеся руки к носу).
На голове его колпак,
Но околпачен будет враг,
Злодеям он покажет нос
И рассмешит друзей до слез,
Он очень скоро будет тут,
Скажите, как его зовут?
Дети: Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!
Буратино: Привет, друзья!
Игра «Ветер по морю гуляет»
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает.
Ветер парус раздувает,
Наша сказка оживает.
(Дети с помощью взрослых качают покрывало, которое лежит на столе и поют, создавая атмосферу сказки и волшебства, по окончании песни, покрывало опускается на стол. В это время следующего ребенка отворачивают от круга и переодевают в костюм Медведя, в руках у него голубая чашка).
Мишутка: Кто сидел на моем стуле?Кто ел из моей чашки? (показывает пустую чашку).
Дети: Это Мишутка из сказки «Три медведя».
Педагог: Правильно! У нас в гостях Мишутка.
Мишутка: Здравствуйте ребята.
Игра «Ветер по морю гуляет»
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает.
Ветер парус раздувает,
Наша сказка оживает.
(Дети с помощью взрослых качают покрывало и поют, создавая атмосферу сказки и волшебства. В это время следующего ребенка отворачивают от круга и переодевают в костюм Машеньки, в руках у девочки корзинка с пирожками).
Звучит аудиозапись из сказки «Маши и медведь»:
- Высоко сижу, далеко гляжу!
- Не садись на пенек, не ешь пирожок!
(Ребенок выполняет соответствующие движения: подносит ладошку к глазам, грозит пальчиком).
Педагог:Угадайте, ребята, кто это?
Дети: Это Машенька из сказки «Маша и медведь»!
Машенька: Машет рукой (здоровается с детьми).
Педагог: Вот здорово! У нас целая сказочная страна! Ребята, а давайте вспомним другие сказки и посчитаем, сколько их. Для этого нужно освободить руки, положите все, что у вас есть в эту коробку.
(Дети складывают все предметы, которые были у них в руках, в коробку).
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
(Пока дети играют, взрослые вытаскивают из коробки атрибуты из сказок, которые были у героев).
Педагог (Фея): Отлично мы поиграли! (Открывает коробку). Вот ваши вещи. Ой, коробка пустая (показывает детям пустую коробку). Все пропало! Что же делать?!
Начинается переполох, дети огорченно вздыхают, охают и т.д.
Вдруг, звучит задорная музыка, выбегает баба Яга (взрослый), в руках у нее мешок, баба Яга начинает танцевать в кругу, подходя к каждому ребенку, хлопая с ним в ладоши или, выполняя еще какие-либо действия (по возможностям ребенка).
Баба Яга: Ну, что притихли, испугались? А я вам подарочки принесла!
(показывает детям мешок). В моем мешке хранятся предметы, которые вы потеряли, и чтобы их получить обратно, вы должны поиграть со мною в «Фанты».
- Раз, два, три, что это - смотри!
(Достает из мешка первый предмет).
Баба Яга: Фея, помоги мне.
Игра «Фанты»
(Баба Яга достает из мешка атрибуты к сказкам (горшочек, золотой ключик, голубую чашку, колокольчик, корзинку с пирожками) и спрашивает у детей, чей это предмет? Дети отвечают или просто поднимают руку. Фея (педагог) говорит, что нужно сделать этому сказочному герою.
Красная Шапочка поет песню.
Мишутка рассказывает стихотворение.
Буратино танцует.
Машенька играет на ложках.
Волк проводит игру Танец Дружбы.
(Дети выполняют задания и получают свой предмет).
Педагог (Фея): Ну вот, теперь все в порядке, спасибо тебе, баба Яга, ты нам очень помогла!
В сказку можно не поверить,
Сказку можно и проверить,
Сказка может правдой быть,
Сказку важно не забыть.
(Звучит песня «В гостях у сказки»).
Педагог: А чтобы мы не забывали наши любимые сказки, чтобы мы всегда помнили своих друзей и дом, в котором мы живем, давайте сделаем из наших ладошек яркое солнышко, которое всегда будет согревать нас, где бы мы ни были.
Выполняется коллективная работа «Солнышко» (разноцветные отпечатки ладошек на заготовке). В это время звучит песня «Дружба».
Педагог (по окончании работы):
За ваши таланты,
За ваши успехи,
Сказать я спасибо хочу!
Всех, кто трудился,
Всех, кто старался
Чаем сейчас угощу.
- А Машенька угостит всех пирогами.
Кр. шапочка: Постойте, постойте! Мы не можем садиться за стол. Мы же не вымыли руки!
Педагог: Молодец, конечно, сначала мы должны вымыть руки.
Дети с помощью взрослых идут мыть руки.
(Звучит музыка, все вместе садятся пить чай). Во время чаепития педагог говорит приятные слова по итогам занятия каждому ребенку.
Список литературы
- Выгоцкий А.С. «Психология искусства». Москва, Педагогика, 1987.
- Дженнингс С., Минде А. «Сны, маски и образы». Практикум по арт-терапии; Москва, «Эсмо», 2003.
- Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании». Учебное пособие для студентов/ Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко и др., Москва: Издательский центр «Академия», 2001.
- «Организация творческой деятельности как одна из форм социокультурной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие для специалистов, Центр «Парус Надежды» (из опыта работы), Воронеж, 2002.
- «Реабилитация детей с ОВ: опыт и проблемы». Сборник работ под редакцией И.В.Эсаулова; Воронеж «Кватра», 2002.