Раздел 3:
|
Вещества и их свойства (в контексте сквозной темы «В здоровом теле - здоровый дух!»)
|
Тема урока: "Без чего человеку не обойтись?"
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
|
2.3.4.1. Определять виды и источники природных ресурсов.
2.3.4.2. Классифицировать природные ресурсы по генезису (природные и антропогенные).
2.1.2.1. Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований.
|
Развитие навыков
|
- Объяснить понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований.
- Классифицировать природные ресурсы по различным признакам.
- Охарактеризовать каждую группу природных ресурсов.
- Объяснять, почему землю (почву) называют кормилицей.
- Рассказывать о «зеленых» энергиях.
- Перечислять, какими ресурсами богата наша страна.
- Рассуждать о том, что могут сделать школьники для сохранения природных ресурсов.
- Дописывать стихотворение, используя слова подсказки.
|
Критерии успеха
(Предполагаемый результат)
|
Все учащиеся смогут:
- Определить тему и цель исследования на уроке
- Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию
- Объяснить понятие «природные ресурсы»
- Оценивать результаты своей работы на уроке
Большинство учащихся смогут:
- Разгадать ребус
- Объяснить понятие «источник информации» и его важность для проведения исследования
- Определить ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат)
- Классифицировать природные ресурсы по различным признакам, знать источники ресурсов
- Работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку гипотез
- Фиксировать свои знания в виде записей и рисунков
Некоторые учащиеся смогут:
- Осуществлять поиск существенной информации в дополнительных источниках
- Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
|
Языковая цель
|
Полиязычие:
менің елім - моя страна - my country.
Основные термины и словосочетания:
природные ресурсы, живые и неживые природные ресурсы, силы природы.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Где начинается жизнь предметов?
На какие группы делятся природные ресурсы?
Что значит словосочетание «кладовые земли»?
Какими ресурсами богата наша страна, твой край?
Что могут сделать школьники для сохранения природных ресурсов?
|
Привитие ценностей
|
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
|
Межпредметные связи
|
Самопознание - обмениваться мнениями, слушать любого ученика в группе и учителя; согласовывать свои действия в паре, группе.
ИКТ - просмотр мульфильма, прослушивание песни, поиск информации в Интернете.
Экология - бережное отношение к природе, ее ресурсам.
Ранняя профилизация - ученые-экологи.
Изобразительное искусство - рисование природных ресурсов.
|
Навыки использования ИКТ
|
ИКТ - просмотр видеоролика, презентация урока.
|
Предварительные знания
|
Знают группы растений и животных. Понимают важность сохранения разнообразия растительного и животного мира. Знают свойства воды и воздуха.
Понимают значение воздуха и воды для нашей планеты и важность сохранения их чистоты.
|
Ход урока
|
Этапы урока, t
|
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы
|
Начало урока
1 мин
|
I. Создание положительного эмоционального настроя
(К) Создание положительного эмоционального настроя.
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Паровозик из Ромашково».
- Какое настроение вызвал этот мультфильм? (Веселое, задорное.)
- Кто главный герой? (Паровозик.)
- Почему Паровозик постоянно опаздывал? (Он радовался, любовался ярким миром природы.)
- Какое открытие сделали для себя пассажиры?
Мы тоже каждую минуту делаем для себя какие-то открытия. Желаю вам это делать с радостью и прекрасным настроением. Этот Паровозик предлагаю
сделать эмблемой нашего урока. А его вагончики мы используем для оценки ваших достижений на уроке.
|
Видеофрагмент
Мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(СССР, 1967), parttv.r
u›572-
parovozik-izromashkovo.
html
|
2 мин
|
II. Введение в тему
(К) Разгадайте ребус и определите тему нашего исследования сегодня?
|
Задание в учебнике
|
3 мин
|
III. Актуализация знаний. Целеполагание
Заинтересуйте учеников предметами, которые лежат на подносе. Это бусы, серьги, браслет, деньги.
- Как, одним словом, можно назвать эти предметы? (Драгоценности, богатства.) Добавьте на поднос яблоко, помидор, ракушка, кусочек угля.
- Почему эти предметы я положила рядом на поднос? Это можно назвать богатством? Чьи это богатства? (Богатства природы.)
- О чём мы будем говорить на уроке?
- Определите цели нашего урока.
|
Поднос с бусами,
серьги,
браслет,
деньги,
яблоко,
помидор,
ракушка,
кусочек угля
Таблица в учебнике (можно вынести таблицу во флипчарт)
|
3 мин
|
IV. Домашнее задание
(К) - Перечислите свойства и состояния воды в природе.
- Расскажите о значении воды для живых существ.
- Расскажите, какое открытие вы для себя сделали, проведя совместно с родителями опыт «Облако в бутылке».
|
|
Середина урока
25 мин
|
V. Работа по теме урока
(К,И) Работа по учебнику.
Предложите ученикам рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Где начинается жизнь этих предметов? Какие из них сделаны руками человека?
(К) Проблемный вопрос.
По вашему мнению, только ли заслуга человека в создании этих вещей?
(Ответы детей.)
(К,И) Работа по учебнику.
Предложите работу с текстом в учебнике. Попросите ребят найти в тексте два предложения, которые коротко раскрывают значение природы для человека. (Природа дает нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и материалы, из которых человек создает предметы быта, машины и лекарства.
Человек не может жить без природы и её богатств - ресурсов).
(К) Беседа.
- Как вы понимаете понятие - «ресурсы»? (Подсказка есть в сообщении Всезнамуса.)
Вывод. Все, что необходимо для жизни, человек получает от природы
- Какими, по вашему мнению, ресурсами богата наша земля?
- Назовите богатства природы.
- На какие группы их можно разбить?
(К,И) Работа по учебнику.
Обратите внимание учеников на схему, на какие группы делятся ресурсы.
Попросите дать характеристику каждой группе и привести свои примеры.
- Что относится к неживым природным богатствам? (Камни, вода, дождь, снег, песок.)
- Почему они являются природным богатствам?
- К живым природным богатствам относятся? (Животные, растения, грибы.)
Почему?
- Отгадать третью группу вам помогут загадки.
(К) Заинтересуйте детей загадками.
По небу ходит моляр
без кистей
Краской коричневой
красит людей.
(Солнечный свет)
|
Без рук, без ног по полю
рыщет,
Поёт да свищет
Деревья ломает
К земле траву приклоняет.
(Ветер)
|
О какой силе
природы мы не
сказали ещё?
(Течение рек)
|
- Что солнце дает человеку? (Тепло, энергию.)
- Как человек использует силу ветра? (Ветряные установки, парусники.)
- Как его использует человек течение рек?
(И) Игра «Волшебный сундучок».
У вас на столах есть рисунки с изображением ресурсов. Давайте их разложим в сундучки: «Природные ресурсы» и «Антропогенные».
Информация для учителя.
Согласно природной классификации, ресурсы на основе их генезиса делятся на земельные (почвенные), лесные, водные, биологические, минерально-сырьевые (полезные ископаемые), энергетические, климатические.
Антропогенные - это ресурсы, созданные человеком и им же используемые.
(К) Динамическая пауза сопровождается песней «Здравствуй, столица»
(С. Мусалимов).
Serik_Musalimov_-_Zdravstvuj_stolica_(iPlayer.fm)
Здравствуй, столица, ты вольная птица, это Астана. Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Алма-Ата. Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Караганда. Здравствуй, страна, это мой Казахстан, здесь моя земля.
(К) Прослушивание стихотворения.
Прочитайте стихотворение Ж.Жабаева о богатстве природы Казахстана.
Посмотри, мой жолдас, посмотри,
В чистом пламени ясной зари,
Перед хозяевами сполна
Все богатства раскрыла страна!
Каратау дает свинец,
Кокшетау гонит овец.
Тянет за золотом руки Алтай,
Медь обильно дает Карсакпай.
Белый хлопок дарит Чимкент,
Предлагает руно Жаркент,
Золотые, как в сказке, хлеба,
Для народа растит Актобе.
Дни и ночи грузит поезда,
Черным золотом Караганда.
В Эмбе вышки гордо стоят,
И кипит нефтяной водопад.
В Кармакчинской степи зреет рис,
В Алатау сады поднялись,
А в садах слаще сна и мечты,
Спеют яблоки Алма-Аты.
Все, что щедро цветет и поет,-
Это наше - твое и мое!
(К) Работа по учебнику.
Рассмотрите картинки с изображением природных и антропогенных ресурсов.
- Как связаны между собой эти ресурсы?
Предложите ребятам внимательно рассмотреть иллюстрацию и перечислить ресурсы, которыми богат Казахстан.
(К) Проблемные вопросы.
Вернитесь к проблемному вопросу: Только ли заслуга человека в создании тих вещей? (Ответы детей.)
Вывод. Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у нее человеком. Природа щедро отдает свои богатства человеку. Человек активно пользуется всеми богатствами природы, зачастую
нанося вред природе.
(К) Работа по учебнику.
Заинтересуйте учеников картинками в учебнике.
- Как связаны эти природные и антропогенные ресурсы?
(Г) Работа по учебнику.
Предложите ученикам работу с текстом в учебнике. Посоветуйте обсудить в группах, что могут сделать школьники для сохранения природных ресурсов.
(К) Беседа.
- Приведите примеры негативного использования даров природы?
- Напомните экологические правила поведения человека в природе.
- Не рвите цветы.
- Не топчите траву.
- Не разрушайте муравейники.
- Не разоряйте гнезда.
- Не трогайте птенцов.
- Не рвите траву, не рубите деревья.
- Увидели родник - не засоряйте его.
- Не стреляйте в животных.
- Зря воду не тратьте.
|
Учебник
Три сундучка или их картинки, конверт с рисунками и надписями природных ресурсов
Музыкальное сопровождение
Учебник
Учебник
Учебник
Энциклопедии;
интернет-ресурсы,
СD-диск, «Природные ресурсы»
|
Конец урока
4 мин
|
VI. Обобщение
(К) Обобщение темы.
- О каких богатствах природы вы узнали сегодня на уроке?
- Почему нужно бережно относиться к богатствам природы?
- Как связаны природа и вещи? (Все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.)
- Составьте синквейн к слову «природа».
1. Природа.
2. (Какая?) Красивая, добрая.
3. (Что делает?) Кормит, греет, одевает.
4. Природа помогает человеку
5.Жизнь
1. Природа.
2. (Какая?) Необходимая, заботливая.
3. (Что делает?) Сохраняется, делится, помогает.
4. Человек - часть природы.
5. Богатство.
(И) Задания в тетради по уровням. Обработка информации.
Задание№ 1 (1-й уровень) - дополни схему рисунками и словами.
Задание № 2 (2-й уровень) - зачеркни лишнее слово.
Задание № 3 (3-й уровень) - Айсулу выбрала живые природные ресурсы,
Куаныш - неживые. Покажи с помощью стрелок выбор детей.
Задание № 4. Допиши строчку стихотворения, используя слова-помощники.
|
Научный дневничок,
карандаш
|
1 мин
|
VII. Домашнее задание
1. Прочитайте тексты и подготовьте рассказ о природных ресурсах.
2. Проведи наблюдение «Берегут ли в моей семье воду?». Сделай вывод.
|
|
1 мин
|
VIII. Итог урока. Рефлексия
заключается в оценке своей работы на уроке.
В начале каждого урока педагог с детьми ставит цель: что должны узнать и чему научимся? На этапе рефлексии, ребенок должен проанализировать то, что он узнал и чему научился, то есть достиг ли поставленной в начале урока цели.
- Узнал ли ты, без чего человеку не обойтись?
- Смог ли составить схему природных ресурсов, синквейн, дополнить схемы рисунками и словами?
Попросите учащихся оценить свою работу на уроке, закрасить вагончики.
|
Тетрадь, цветные карандаши
|
Критерии успеха
|
Если на два вопроса ты отвечаешь «да» (то есть у вас два плюса), то закрашиваем три вагончика, если на один вопрос вы ответили «да», а на другой «нет» (один плюс и один минус), закрашиваем два вагончика, если два ответа «нет» (два минуса), закрашиваем один вагончик.
|
|
Дифференциация
|
Оценивание
|
Здоровье и соблюдение ТБ
|
Учитель по мере необходимости оказывает помощь учащимся, работающим в парах.
Ученики с высоким уровнем мотивации оказывают помощь одноклассникам в выполнении заданий в Научном дневничке.
Поощрение детей с выраженными умственными способностями к умозаключениям, доработки гипотез.
Сильным предложить самостоятельно найти информацию в энциклопедиях, в Интернете
|
Учитель:
обеспечивает обратную связь и поддержку каждому учащемуся;
задаёт вопросы по ходу урока;
просматривает работы учащихся в Научном дневнике (задания);
анализирует результаты ученической рефлексии.
|
Динамическая пауза.
Солнце глянуло в окошко
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться - три, четыре.
И на месте поскакать
Раз, два, три, четыре, пять.
|