«До тех пор, пока позвоночник гибкий - человек молод,
но как только исчезнет гибкость - человек стареет»
(йоги)
Современные подходы к организации работы по реализации задач направления «Физическое развитие» предусматривают использование разнообразных организационных форм образовательного процесса.
В системе дошкольного образования игра продолжает рассматриваться как основной вид деятельности, поэтому уделяется большое внимание игровым технологиям в образовательном процессе по физическому развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста, так как они направлены на решение задач сохранения, укрепления здоровья детей и их физическое развитие.
На протяжении уже многих лет воспитатели, инструкторы по физической культуре успешно внедряют методику игровой стретчинга в практику и понимают всю необходимость этой формы работы, которая заключается в следующем:
- профилактика различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки;
- развитие эластичности мышц, координации движений, выносливости и старательности, саморегуляци;
- запас двигательных навыков, которые позволяют детям чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
- применяя стретчинг в парах, развиваются дружеские взаимоотношения, умение договариваться, помогать партнеру (другу) и т.д.
Вся работа проходит с позитивным настроем, что положительно сказывается на всех участниках образовательного процесса.
Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.
Итак, давайте определимся, что такое стретчинг - это растяжка, которая предусматривает выполнение комплекса упражнений, направленного на растягивание связок, сухожилий, а главное, мышц.
Игровой стретчинг - это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников, творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Заниматься игровым стретчингом можно уже с детьми с 3-4-х лет. Главное в этом плане, не объем выполненных упражнений в одно занятие, а их постоянство - это даст более высокие результаты. Со временем малыши становятся более раскрепощенными в общении, свободными в своих движениях, у них исчезают комплексы и тревожность, а самое главное - дети начинают реже болеть.
Структура такого занятия выглядит следующим образом:
Вводная часть. Выполняется музыкальная разминка, задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более сложным и интенсивным упражнения игрового стретчинга.
Основная. Дети знакомятся с новыми движениями, учатся их выполнять, а также закрепляют ранее изученные. Именно на этом этапе идет включение упражнений стретчинга, направленных на развитие и укрепление физических данных детей. Все движения должны быть переплетены с сюжетом сказки, которая специально подбирается под тему занятия и постепенно рассказывается в его процессе. Последовательность всех упражнений распределяется таким образом, чтобы тело ребенка получало равномерную нагрузку. В конце этапа дети играют в подвижную игру, цель которой - развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.
Заключительная часть. Проводится специальная игра для восстановления дыхания, например, пальчиковая гимнастика, самомассаж, парный массаж, гимнастика для глаз, релаксация или игра на внимание. Здесь важно привести организм детей в спокойное состояние. Чаще упражнения проводиться на ковриках, под специально подобранную музыку. Звуки живой природы или спокойная классическая мелодия.
Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники, в свободную самостоятельную, творческую активность дошкольников. Это могут быть:
- Динамические паузы - кратковременные физические упражнения, проводятся в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). С помощью включения в динамические паузы движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное. состояние ребенка.
- Самостоятельная двигательная активность - знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную активность дошкольников в течение дня.
Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь.
Так же в игровом стретчинге можно применять мячи, гантели (детские), упражнения на степ-платформах, в парах или на гимнастической стенке, скамейке. Дополнительный инвентарь так же интересен детям, что немало важно в тренировочном процессе.
Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами, а также при наличии программно-методической и материальной базы. Обучение детей методике игрового стретчинга с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам: происходит укрепление опорно-двигательного аппарата; совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы; развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость; улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля, что приводит к реализации целевых ориентиров ФГОС.
Хочется отметить, что правильно организованное занятие по физической культуре, позволяет детям с проблемами ОДА почувствовать уверенность в своих силах, стать более волевым, дисциплинированными, целеустремлёнными и как итог - успешными.
Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий, что, безусловно, радует педагога.
Игровой стретчинг - воспитывает понимание ценности физической культуры - важного условия процесса физического воспитания дошкольников и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.
Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня - это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, родители, врачи, педагоги хотим, чтобы наши дети были здоровыми, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - это бесценный дар. Будьте здоровы!
Список литературы
- Е.В.Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг». ТЦ «Сфера», М. 2010.
- О.А.Волков, Е.А. Волкова «Веселая йога: специально для детей» «Феникс», Ростов. 2008.
- А.А.Липель «Детская оздоровительная гимнастика». Спб. 2009.
- А.Г.Назарова «Игровой стретчинг» ОФТ, Спб. 2005.
- Назарова А.Г. «Игровой стретчинг» методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург. 2005.