Особенности и значение темы: урок призван конкретизировать представления учащихся о европейской жизни в XVIII веке. Изучение темы углубляет интерес учеников к истории и усиливает познавательную мотивацию. Вместе с тем учащимся легче будет осознать причины реформ и революций в различных европейских странах, общее и особенное в развитии Европы и России. Использование на уроке иллюстративного материала, в частности, репродукций картин, которые будут в центре внимания при изучении следующей темы, создаёт эффект узнавания, что повышает результаты учебной деятельности.
Тип урока: традиционный урок с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником.
Планируемые результаты изучения материала:
-
Личностные:
- формирование эмпатии, способности к пониманию человека, принадлежащего к иной исторической эпохе;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира, к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции;
- осознание ценности здорового образа жизни.
-
Метапредметные:
- смысловое чтение;
- решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
- объяснять явления, детализируя или обобщая, с заданной точки зрения;
- извлекать информацию из письменных источников;
- излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
- предъявлять результаты познавательной деятельности в различных формах.
-
Предметные:
- определять значение понятий и терминов и уметь применять их при выполнении познавательных заданий: урбанизация, интерьер, цивилизованность; раскрывать причины и проявления изменений в социальной сфере и повседневной жизни европейцев в XVIII веке; анализировать статистическую информацию;
- сравнивать средневековый город и город XVIII века; рассказывать о семейных отношениях и воспитании детей в раннее Новое время.
Межпредметные связи: обществознание (социальная сфера жизни общества); география (воспроизводство населения).
План урока:
- В деревне и в городе.
- Семья и дети.
- Еда и напитки.
- Человек воспитанный.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
||||
Проверка знаний |
Тестирование по теме «Международные отношения в XVIII веке» |
Выполняют тест (Смотри тест в папке) |
||||
Открытие нового знания |
Работа по первому пункту «В деревне и в городе»
|
|
||||
|
Самостоятельная работа с учебником |
Европейская жизнь в зеркале демографии. Работа с Приложением 1 (задания к тексту учебника) Ответы: I
1) а)б) Численность городского населения выросла к 1750 году по сравнению с 1500 годом во всех странах, кроме Бельгии, в которой был демографический спад в 1600 и 1750 гг. В целом же численность городского населения в Европе оставалась низкой - от 1 до 16 % в основном. Самыми урбанизированными странами являлись Голландия (30,5 %), Бельгия (19,6%), Англия (16,7 %). Нигде доля городского населения не достигала 50 % и больше, т.е. страны оставались аграрными.
II 1) Средняя продолжительность жизни в Европе - примерно 33 года.
III
1) Самой высокой детская смертность была в возрасте от 10 до 15 лет.
|
||||
Домашнее задание |
Подготовить материалы для оформления выставки «Деятели литературы и искусства эпохи Просвещения», подготовить представление (экскурсоводы) (по желанию). Остальным - разработать критерии, по которым можно оценить представление проекта с точки зрения экскурсоводческой деятельности. |