Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии. Интегрированный урок с межпредметными связями. Тема урока: «Ледники»

Разделы: География, Мастер-класс

Класс: 5

Ключевые слова: ледники


Информатизация системы образования предъявляет всё новые и новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного урока. Это особенно актуально в условиях реализации ФГОС.

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.1

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Типы уроков с использованием презентаций:

  • Лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрирование, а зрительно дать сложный материал для записи учащимися в удобной им форме. Эту запись учащиеся ведут самостоятельно.
  • На следующем уроке есть возможность дать учащимся озвучить слайды по своему конспекту. На слайдах остается либо различные изображения по теме, либо план (ключевые слова).
  • Уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.
  • Уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов, особенно это эффективно при изучении стран.
  • Обобщающие уроки - урок-игра, урок-свободного общения, урок-практикум и т.д.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок более познавательным и интересным.

Предлагаю вашему вниманию урок «Ледники» с применением ИКТ.

Технологическая карта урока географии в 5 классе по ФГОС с применением ИКТ и проблемно-диалогической технологий

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ресурсы: учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы» А.А.Лобджанидзе М., «Просвещение», атлас и контурные карты 6 класс, карта полушарий, физическая карта России.

Основные термины и понятия: ледник, покровные ледники, горные ледники, айсберги.

Тема

ЛЕДНИКИ

Цели и задачи:

Первичное усвоение новых предметных знаний:

  • формировать представление о ледниках, их видах;
  • дать определения понятий «ледник», «горный ледник», «покровной ледник», «айсберг», «снеговая линия»;
  • формировать умение различать горные ледники и покровные;
  • формировать умение работать с картой и географической номенклатурой

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения

По завершении работы обучающиеся должны
знать:

  • понятия: ледник, горные и покровные ледники, горно-покровные ледники, снеговая граница, морена, айсберги;
  • отличие горного ледника от покровного;

уметь:

  • показывать по физической карте полушарий ледники и материковые льды;
  • определять границу снеговой линии.

Регулятивные:

  • формировать умение определять и формулировать цели деятельности;
  • составлять план по решению проблемы;
  • действовать согласно намеченному плану;
  • умение организовывать, контролировать и корректировать учебную деятельность на уроке

Познавательные:

  • умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;
  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций презентации)

Интеллектуальные умения:

  • ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • выдвигать гипотезы решения проблемы

Логические:

  • построение логичных ответов на вопросы

Коммуникативные:

  • вступать в диалог;
  • организовывать записи в тетради, в соответствии с установленными требованиями;
  • строить взаимодействие со сверстниками.

Этапы урока