Владение и применение дистанционных образовательных технологий - самый востребованный и актуальный вопрос в современном образовании. В современных реалиях нашей жизни этот вид обучения выходит на первую позицию. Автор работы раскрывает, какие из дистанционных образовательных технологий в учебном процессе с младшими школьниками позволяют сделать обучение более продуктивным. Благодаря использованию ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета, отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить интересующие темы, принять участие в различных сетевых образовательных инициативах (проекты, конкурсы, игры) под руководством педагога.
Это даёт реальную возможность использовать дистанционные образовательные технологии в педагогическом процессе с целью повышения образовательных результатов младших школьников. Использование ДОТ на уроках в начальной школе, способствует тому, что ученики учатся самостоятельно находить и обрабатывать информацию и работать с нею. Что положительно скажется на их дальнейшем обучении. А учитель будет в роли тьютора на уроке. Это способствует развитию у учащихся универсальных учебных действий.
Готовы ли сегодня младшие школьники к саморазвитию и повышению уровня учебно-познавательной активности? Сегодня, когда информационный и технический поток врывается в жизнь человека, ребенок не отстает от взрослого, а бывает и затмевает его в умении обращаться с компьютерами и другими техническими устройствами, так как для ребенка это интересно и, как он сам считает, жизненно необходимо. Иначе обстоит дело с учебой, которая оказывается для ребенка менее важной. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Истинное сотрудничество учителя и ученика, способствующее активизации познавательной деятельности, возможно только если ученик будет находиться в роли субъекта собственной познавательной деятельности «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки». Ричард Олдингтон
Вот эти дорожки мы и пытаемся открыть нашим младшим школьникам. С возрастом пребывание детей в интернете становится более продолжительным и активным. Статистика говорит, что для детей интернет - это пространство развлечений, игр, неформального общения. Поэтому полезно, чтобы с раннего возраста ребёнок приобретал опыт использования интернета как образовательной среды.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за четыре года осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности различную информацию И главная отличительная черта дистанционного обучения - это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Онлайн-сервисы для школьников, дают реальную возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе с целью повышения образовательных результатов младших школьников. Но не все эти образовательные технологии приемлемые для дистанционного обучения. А тем более для младших школьников. Поэтому своим ученикам мы предлагаем тренажеры для отработки навыков, тесты в онлайн режиме для контроля, элементы видеоуроков на этапе организации проблемной ситуации и построения проекта выхода из затруднения. Использование ДОТ на уроках в начальной школе, способствует тому, что ученики учатся самостоятельно находить и обрабатывать информацию и работать с нею. Что положительно скажется на их дальнейшем обучении. А учитель будет в роли тьютора на уроке. Это способствует развитию у учащихся универсальных учебных действий. Сочетание традиционных методов обучения и сетевых дистанционных образовательных технологий в начальной школе позволяет сделать процесс обучения более интересным для детей и продуктивным.
Дистанционное образование - форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционного образования можно отнести:
- обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
- свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
- мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
- технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
- творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;
- разгрузка учителя (меньше времени уходит на проверку и оценивание работ учащихся).
В 2020 году во время пандемии ,когда сетевые образовательные платформы давали сбой и многие цифровые ресурсы не выдерживали перегруза, я для себя и своих второклассников отдала предпочтение сервису Яндекс Учебник .Он существует уже два года причем совершенно бесплатно. Яндекс Учебник отлично подходит для дистанционной работы. Я использовала сайт до коронавируса, поэтому, когда возник вопрос, как проводить дистанционное обучение школьников, то одним из инструментов для удаленного обучения был выбран Яндекс Учебник. Кроме заданий по русскому, математике и окружающему миру, в сервисе есть видеотрансляции и готовые видеоуроки. Выдавала их детям. Им очень нравится, они с удовольствием просматривают готовые уроки по окружающему миру.
В течение всей четвертой четверти ежедневно проводила по три онлайн урока и ни разу не прервалась связь. Мне нравится Яндекс Учебник, потому что все задания соответствуют ФГОС и КТП по УМК "Школа России".
Готовясь к урокам, я трачу уйму времени на поиск дополнительного контента для урока - тех самых раздаточных карточек, ярких примеров и образцов заданий. Всегда хочется что-то новенькое, интересное найти. Или вывести это на доску и разобрать с детьми во фронтальной работе, да чтобы еще и проверка была сразу же. Раньше я сама создавала такого рода флеш-игры, но это колоссальный труд, повторять что-то не хочется.
Так вот, в Яндекс Учебнике все это есть, да еще и все разбито по разделам, темам, подтемам, подобрано так, что поиск нужной карточки не вызывает проблем и использовать эти интерактивные карточки можно почти на любом этапе урока.
Я могу сама, учитывая степень обученности класса, возможности и особенности моих детей, отбирать материал. Карточки представляют собой отдельные самостоятельные учебные единицы, компоновать которых можно так, как удобно конкретному учителю под свой конкретный класс! И не только под целый класс, но и самое главное - под конкретного ребенка (что я и делаю, забегаю вперед). Именно в этом и состоит самый главный (помимо бесплатности и бессрочности использования) плюс Яндекс.Учебника. В библиотеке Яндекс.Учебника - более чем 50 000 заданий. Удобная навигация по темам, задания на функциональную грамотность, возможность создавать и выдавать задания во временных рамках и сугубо дифференцировано. Что не мало важно это автоматическая проверка, которая экономит время учителя. Время глагола в 3 классе, например, - тема, которую детям изучать скучно, если не преподнести ее интересно. Составителям учебника из Яндекса это удалось. В заданиях есть информация о планеты, тексты из детских книжек. В общем, реализована метапредметность. Ценно, чтобы дети учились по таким заданиям. И конечно с сентября в третьем классе я активно работала с этим сервисом и в очном процессе.
Почему ученикам нравится заниматься в Яндекс Учебнике?
Легкий способ учиться. Современные дети сейчас растут в мире гаджетов. В цифровом мире они чувствуют себя как рыба в воде. Поэтому с Яндекс Учебником им легко и интересно.
Подсказки и право на ошибку
Наводящие подсказки и возможность решить задачу с нескольких попыток помогают ученику увидеть свои ошибки, сформировать внутреннюю, а не внешнюю мотивацию к изучению предмета. Понимание важнее отметок!
Современные темы, интересные задания
Яндекс Учебник помогает учителю говорить с учащимися на одном языке: в заданиях есть дроны и герои мультфильмов, тематические хорошие иллюстрации. Тексты написаны в современной стилистике, интерфейс для ребенка прост и понятен. Все учащиеся входят на свою страничку только по логину. без регистрации.
Формат использования:
Учитель может выдавать задания ученикам: как в школе, так и дома.
Учитель может выдавать разные подборки заданий детям, то есть реализовывать индивидуальный подход.
Ученики могут решать задания дома и в классе полностью самостоятельно, при этом учитель видит подробные результаты каждого ребенка;
Приведу вариант работы на этапе урока включения в систему знаний при закреплении нумерации. 7 вариантов дифференцированной работы, где я полностью учла все индивидуальные особенности моего класса. И сильным и слабым детям работать комфортно, потому что степень трудности разная. Есть и ещё один важный аргумент. Если ребёнок испытывает затруднения, система помогает ему справиться с заданием с помощью обучающих подсказок, что снижает зависимость ребёнка от взрослого, расширяет возможности для формирования навыков самостоятельности в процессе обучения. В каждом задании по 2 попытки. Обратите внимание на удобную функцию - вывести на интерактивную доску т.е.любой из учащихся может работать под руководством или в паре. Занятия для самостоятельной отработки темы, а так же дом. задание я выдаю в двух вариантах: обязательная часть, которую должны выполнить все дети, и дополнительные задания, которые можно сделать по желанию. Прямо в названии занятия отмечаю: «обязательное» или «дополнительное».
Статистика по занятию
На сервере сформирован электронный журнал, где формируется вся информация по выполнению работы с полным анализом 100% результат оценивания без затраты лишнего времени. У учителя есть возможность, проанализировав таблицу с результатами, выдать работу над ошибками. Согласитесь, такой возможности при традиционной проверке у нас нет.
Можно привести ещё один довод в пользу обучения с помощью Яндекс Учебника. Карточки-задания интерактивны, в чём-то похожи на игру, что повышает интерес ребёнка к обучению, потому что игра для младших школьников - важнейший вид деятельности. Особенность ресурса в том, что он не вызывает у детей негативные эмоции, когда они не способны решить какую-либо задачу. Для этого система подсказывает правильные ответы, направляя ребёнка.
Рефлексия
Рефлексия учебной деятельности после каждой выполненной работы. Ребенку предлагается не только оценить степень трудности задания, но и выразить свои эмоции к заданию. Хотел бы он выполнить подобные работы. Это стимулирует детей поделиться информацией не только с педагогом, но и порекомендовать своим сверстникам. А смайлики и значки помогают выразить своё отношение более конкретно, так как вариантов до десяти.
Дистанционно обучающие технологии - это диалоговое обучение, строящееся на линиях:«ученик - ученик»; «ученик - группа учащихся»;
Здесь огромные возможности для работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности. Выявить их скрытые ресурсы и проявить их в коллективе сверстников. Вот один из видеоуроков посвященный изучению космоса 3 класс. Я применила технологию ИНТЕРИОРИЗАЦИИ (пропусти через себя и ты уже можешь делиться с другими) Трое учащихся-модераторов заранее просмотрели видео на Яндекс Учебник и провели с классом мозговой штурм (наибольшее кол-во слов по теме), викторину, создали скрайбинг (визуальное отражение информации в рисунке) по теме. Вот результат коммуникации, сотрудничества и продуктивности в детском коллективе. Используя в своей работе интерактивный курс онлайн-платформы Яндекс Учебник, учитель не просто использует компьютер, доску и проектор, он внедряет в учебный процесс учебную самостоятельность и высокую познавательную мотивацию; где учащиеся являются главными действующими лицами.
В Яндекс.Учебнике есть как стандартные задания для освоения тем школьной программы, так и дополнительные материалы - например, олимпиадные задачи или подборки для подготовки к ВПР.
Здесь есть очень полезный курс: Работа с информацией.
В данном курсе сделан акцент на чтение и работу с текстом. Для этого используются художественные и научно-информационные тексты. Система обучающих заданий для каждого класса глубоко ориентирована на возрастной ценз.
- 1 класс - умение ориентироваться в источнике информации
- 2 класс - умение извлекать информацию, выделять информацию о действиях и процессах
- 3 класс - умение работать с недостающей информацией, сравнивать информацию из текста, таблицы, схемы.
- 4 класс - сравнивать информацию из текстов разных жанров, различать информацию в своем опыте и источнике.
В итоге такой работы с текстами ребята на выходе начальной школы свободно и уверенно работают с текстами различных жанров, легко ориентируются в любом тексте, а это значит, что продуктивное чтение дало свои положительные плоды.
Дистанционное образование - форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционного образования можно отнести:
- обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
- свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
- мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
- технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
- творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;
- разгрузка учителя (меньше времени уходит на проверку и оценивание работ учащихся).
Применение форм дистанционного обучения рассчитано на работу с обучающимися разных категорий:
- работа с обучающимися с ОВЗ
- коррекция знаний обучающихся
- работа с одарёнными детьми
Приведу примеры образовательных веб-сервисов, которыми я активно пользуюсь:
- http://learningapps.org/ - создание интерактивных образовательных тренажёров
- «Оnline Тest Рad» - позволяет без труда создать свой мини-сайт, разработать тесты, кроссворды и др., разместить свои материалы и КИМы коллег. Служит для организации подготовки учеников к контрольным работам и ГИА.
- Google - таблицы - совместная работа по созданию таблиц и работы с информацией
- Google - презентации - создание и совместное редактирование презентаций
- QR-код - объединяет реальные параметры с виртуальными и может использоваться не только в электронном в виде, но и в формате раздаточного материала.
Конструктор тестов
- «Учи.ру» - Это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
Подводя итог, хочется отметить, что объединение дистанционного и традиционного очного обучения все более перспективно. Я выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по дороге после того, как вы показали ему путь.» Конфуций
Литература
- Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? [Электронный ресурс] http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
- Авраамов Ю.С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2014.
- Генне О.В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. - 2004.