Моделирование как способ формирования мотивации обучающихся

Разделы: Биология

Ключевые слова: мотивация к обучению


Одной из проблем современного обучения является отсутствие устойчивого интереса обучающихся к освоению нового материала. Репродуктивные способы подачи материала в традиционной парадигме обучения (прочитай параграф - перескажи - ответь на вопросы) не отвечают современным требованиям к обучению. Чтение чаще всего бывает механическим, непродуктивным, процент остаточных знаний уже на следующем уроке ничтожно мал. Всем хорошо известно о том, что необходимо мотивировать детей, но как создать на уроке такие ситуации, учитывая возраст, уровень обученности, сложность изучаемого материала, как не растерять этот стимул до конца урока не всегда понятно.

Изучение биологии в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маш посвящено анатомии, физиологии и гигиены. Темы чрезвычайно актуальные для молодых людей, особенно в эпоху появления пандемии и борьбы с короновирусом.

Одна из тем посвящена изучению органов дыхания человека, в рамках которой необходимо выполнить лабораторную работу по созданию модели Дондерса. Она помогает смоделировать механизм вдоха и выдоха. Можно было остановиться на изучение картинок из учебника и анализа текста параграфа. Но мы пошли другим путем. Всем обучающимся, в качестве домашней работы, было предложено сделать, используя пластиковую бутылку, два резиновых шарика, нитки и прозрачную, липкую ленту, модель Дондерса. В качестве дополнительного материала была дана таблица из методического пособия «Биология человека в таблицах и схемах. Человек и его здоровье» Бодровой Н.Ф.

Дыхательные движения


Структура дыхательной системы

Вдох

Выдох

Межреберные мышцы

Сокращаются

Расслабляются

Ребра

Приподнимаются

Опускаются

Диафрагма

Опускается, становится более плоской

Занимает прежнее положение, становится выпуклой

Объем грудной полости

Увеличивается

Уменьшается

Задание не ограничивалось созданием модели, необходимо было показать и рассказать, как осуществляется механизм вдоха-выдоха, используя модель. Учащиеся должны были понять, что трубка воронки моделирует дыхательные пути, шарик внутри воронки - легкое, резиновое дно - диафрагму, пластиковый корпус воронки - стенки грудной полости.

Лабораторную работу выполнили 118 учащихся параллели 8 классов. Активность и энтузиазм детей превзошли все ожидания. Отдельные учащиеся, не выполнившие задания в срок, поспешили сделать их к следующему уроку. Демонстрировали и отвечали все. Те, кто не смог выстроить логический ответ сразу, желали повторить попытку. Таким образом, все получили отметки, процент положительных ответов - более 80%.

Нам было важно понять, какие остаточные знание по теме продемонстрируют дети на следующий урок. С этой целью было предложено анкетирование по следующим вопросам:

  • Какой процесс вы моделировали, создавая модель Дондерса?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Что удивило?
  • Что открыли для себя нового?

На первый вопрос правильно ответили 113 из 118 человек.

На второй вопрос мы получили такие наиболее частотные ответы:

  • Как работает модель - 47
  • Создание модели - 46
  • Интерес к разработке модели-5
  • Из простых подручных вещей можно создать подручный механизм -3

Положительные эмоции отметили 15 учащихся: Больше всего я запомнил свои положительные эмоции после удачной работы. Это так просто, но гениально! То, как я отвечал на уроке с моделью Дондерса. Больше всего мне запомнились эмоции, когда у меня все получилось, и суть опыта была полностью выражена. Это был удивительный процесс.

Третий вопрос «Что удивило?»

  • Что и как работает в модели - 64
  • Что с помощью простых средств можно наблюдать такой важный и сложный процесс. Модель можно сделать в домашних условий. Из простых подручных вещей можно создать наглядный механизм - 20
  • Гениальность и простота модели, можно увидеть, как все работает - 8
  • Насколько сложен процесс дыхания в организме человека -5
  • Стало проще понять механизм дыхания - 4
  • Как слажено в организме все работает, как работают легкие - 3
  • Удивило, что моя модель работает, и у меня все получилось - 3
  • Удивила модель Дондерса, так как я о ней даже не знала
  • Удивило множество моделей Дондерса, созданных моими одноклассниками
  • Ничего не удивило - 9.

Четвертый вопрос «Что открыли для себя нового»

  • Как происходит процесс вдоха и выдоха, механизм работы - 76
  • Можно понять и осознать сложную тему, простота объяснения, хорошо понять тему. На модели лучше все запоминается - 14
  • Открыл для себя новое - 7
  • Создание модели Дондерса - 5
  • Проектирование модели из подручных средств - 4
  • Ничего - 2
  • Можно применить модель для объяснения дыхания - 2
  • Лучше поняла механизм вдоха и выдоха, когда рассказывала
  • Процесс вдоха и выдоха легко показать
  • Интересно было за этим процессом наблюдать
  • Затруднились с ответом - 9

Таким образом, подводя итог проведенного опроса, можно сделать вывод о том, погружение учащихся в процесс моделирования создает мощный мотивационный стимул к освоению сложных понятий и механизмов, растет интерес, формируются положительные эмоции. Вербализация в процессе демонстрации моделей, их наглядность дает возможность лучше понять и запомнить сложные понятия. Дети, вслед за гениальными учеными, делают открытия, которые, как мы думаем, надолго останутся в памяти и позволят продвинуться дальше. Очень ценен для детей сам процесс создание моделей из простых, доступных материалов.