Программа вокальной студии "Гармония" МБОУ "Гимназия №1" г. Усолье-Сибирское

Разделы: Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Программа вокальной студии


Развивающая программа для обучающихся 7-17 лет.

Срок реализации: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа вокальная студия «Гармония» разработана с учетом требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (глава 10, статья 75), «Конвенции о правах ребенка», в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России.

Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальная студия «Гармония» художественной направленности нацелена на овладение обучающимися певческими навыками (академического, народного, эстрадного пения), формирование основ музыкальной культуры, развитие интереса к исполнительскому мастерству и воспитание на этой основе художественно-эстетической культуры.

В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности. Искусство вокала - доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства.

Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыки, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств.

Для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Педагогическая целесообразность программы.

В МБОУ «Гимназия №1» обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь.

Пение является действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, само реализоваться в творчестве, научиться голосом, передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана дополнительная общеразвивающая программа «Вокальная студия «Звонкие голоса»», направленная на духовное развитие обучающихся.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Актуальность программы - связана с популяризацией в последнее время детского вокального творчества, ростом числа детских вокальных конкурсов и фестивалей.

В певческой деятельности происходит творческое самовыражение детей, которое формируется как в ансамблевом пении, так и сольном пении. Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными, обогащают свой вокальный опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.

В процессе занятий у детей повышается интерес к вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям.

Отличительная особенность программы:

  • позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности в области вокального искусства;
  • ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
  • включает в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н.Стрельниковой;
  • применяет речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
  • использует игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
  • содержание программы «Вокальная студия «Звонкие голоса»» может быть основой для организации занятий по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
  • для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в музыкальном училище на вокальном отделении;
  • песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий в соответствии с планом воспитательной работы;
  • в программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа ценность которых, заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий, развивают двигательные способности, музыкальную память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
  • метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова используется как один из основополагающих. Забавные упражнения по его системе имеют положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях развития учащихся.
  • классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся, слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Новизна программы вокальной студии «Звонкие голоса» в том, что она основана на применении инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающих технологий в сочетании с традиционными музыкально-педагогическими средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных конкурсах и фестивалях.

Наполняемость учебных групп составляет 15 человек и более.

Режим занятий: на каждый год обучения отводится 102 часа. Продолжительность одного занятия 45 мин, с перерывом 10 мин, 3 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.4.3172-14).

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Сроки освоения программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения;

  • младшая группа - первый год обучения, 7-9 лет,
  • средняя группа - второй год обучения, 10-13 лет,
  • старшая группа - третий год обучения, 14-17лет.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель программы: создание условий для развития потенциальных творческих способностей через певческую деятельность детей среднего школьного возраста.

Программа предполагает решение задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Образовательные:

  • углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • обучить основам музыкальной грамоты;
  • обучить основам вокального мастерства

Развивающие:

  • развивать музыкально-эстетический вкус;
  • развивать музыкальные способности детей;
  • развивать творческую активность детей.

Воспитательные:

  • привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • привить навыки сценического поведения;
  • формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Формы проведения занятий

Формы организации образовательного процесса индивидуальные, групповые и коллективные.

Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, концерты, творческие отчеты и другие виды учебных занятий и учебных работ.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Виды занятий

  • Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются Поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
  • Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
  • Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
  • Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
  • Выездное занятие - посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, рассказ, беседа), наглядный (показ, наблюдение), практический (демонстрация приемов работы)

Результаты освоения программы.

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе являются:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
  • овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

См. продолжение программы