Развитие читательских интересов учащихся через литературное краеведение на уроках осетинской литературы в рамках внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение

Ключевые слова: краеведение


1. Введение

Острой проблемой в нашей республике и в стране является массовое нежелание и неумение нового поколения читать художественную литературу, особенно осетинскую. Этому способствует широкое распространение телевидения и интернет. Они отодвинули книгу на второй план. Поэтому формирование интереса к чтению в школе на родном языке не просто нужно, оно необходимо для каждого ученика, и для сохранения языка.

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: «Как ввести маленького человека в мир литературы? Как научить любить книгу? Поэтому, надо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Объектом исследования является включенный краеведческий материал в уроки литературы, предметом исследования - содержание краеведческого материала и подходов к включению его в урок литературы.

2. Актуальность темы

Структура работы такова: введение, где даются актуальность темы, цели, задачи курса «литературное краеведение на уроках литературы», значение литературного краеведения в воспитании любви к своей стране, осознание значимости изучения краеведческого материала на уроках литературы.

Тема данной работы в настоящее время очень актуальна. О способности читать как главной составляющей образованности и культуры человека, о зависимости жизненного успеха от чтения не только в учебе, но и в других видах деятельности человека единодушно говорят самые высокие умы человечества. Как же сделать так, чтобы дети полюбили родную литературу? И что делать, если не хотят читать? Эти вопросы заставили меня уделять особое внимание формированию читательского интереса и формированию полноценного восприятия художественного текста. Это и послужило написанию данной работы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней нашли отражение современные подходы к организации работы по привитию интереса к книге: вовлечение учащихся в проектную деятельность при проведении внеклассных мероприятий. На данном этапе я начинаю с 5-го класса вовлекать детей к конкурсному чтению стихотворений, прозаических текстов, к постановке инсценировок сказок. Это очень нравится учащимся.

3. Задачи данного исследования

  • Проанализировать степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике образования, уточнив сущность основных понятий и категорий.
  • Использование современных образовательных технологий, форм и методов обучения, способствующих формированию и развитию читательских интересов учащихся.
  • Проанализировать и описать результаты работы.
  • Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки родной литературы, сотрудничество с районной библиотекой, литературные праздники.

Как известно, важными и ценными в системе школьного образования являются уроки литературы и внеклассного чтения. На них в процессе приобщения к великому искусству вырастает вдумчивый и умный читатель, обогативший свою память и речь тем, что несут авторы изученных произведений. Воспитывая на уроках любовь к своей «тихой родине», необходимо привить учащимся мысль о том, что талантам не обязательно суждено родиться в столицах, что наша провинция является родиной многих писателей и поэтов и не собирается оскудевать.

Обращение к данной теме определилось тем, что в практике своей работы столкнулась с такой проблемой: беря детей в 5 класс из начальной школы, встретилась с тем, что ребята совсем не знают писателей, поэтов нашего родного края, устное народное творчество. Поэтому мне хочется, чтобы ребята на основном курсе литературы имели возможность прикоснуться к литературному наследию нашей края. То есть, не только сухо их читать, но и активно принимать участие на мероприятиях, которые провожу совместно с краеведческим отделом районной библиотеки.

Еще это продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании. Современные подходы к образованию могут определенным образом изменить ситуацию. Для учителей открываются огромные возможности для воспитания и развития личности.

Я не являюсь исключением и тоже хочу, чтобы мои воспитанники были патриотами своей малой родины, школы, а как следствие - своей страны.

В этой связи проблема краеведения на уроках литературы является особенно актуальной для воспитания у школьников патриотизма и любви к своей стране, преданности ей. Привитие таких качеств должно начинаться с привития любви к своей малой родине, гордости за свой край, а чтобы чем-то гордиться, нужно это что-то знать. Большие возможности краеведческого воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках осетинской литературы. Здесь обучающийся имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.

Краеведческая работа может осуществляться по двум направлениям:

  • теоретическое - беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа.
  • практическое - литературные вечера, встречи, концерты, экскурсии, походы, сотрудничество с библиотекой. И особое внимание я стала уделять сотрудничеству с районной библиотекой.

Краеведение, становясь одним из стержней регионализации образования, неся интегративное начало, помогает формированию целостной картины мира в сознании учеников. Мы сейчас находимся в такой ситуации, что культуру России в целом наши дети, в принципе, знают. Им известны имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Лермонтова и других мэтров русской культуры, а вот своих земляков, прославивших их малую родину - не знают, а значит, понятия не имеют, почему они должны гордиться местом, где родились и где живут. А не знать великого Коста Хетагурова, основоположника осетинского литературного языка, Сека Гадиева, Арсена Коцоева, сподвигло меня написать данную тему и работать над ней.

Появилась необходимость в связи с культурологическим подходом к изучению литературы в школе выделить в методической науке проблему литературного краеведения для воспитания у школьников патриотизма и любви к своей стране, определить возможные пути его использования на уроках литературы основного курса.

Материалы по литературному краеведению располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности, поэтому очень важно пробудить интерес учащихся к краеведению. Самостоятельность изучения, умение сопоставлять, делать выводы - это необходимые обще учебные навыки, которые получают учащиеся, знакомясь с историей родного края.

Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. А именно с любви к своей семье, к месту своего рождения начинается любовь к Родине.

Местный материал очень удобен для анализа, в тоже время он помогает учиться осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

А Осетия, действительно богата многоцветьем писателей, поэтов, национальных культур.

4. Понятие «литературное краеведение»

Школьное литературное краеведение -- литература родного края. Отчий дом, малая родина, отечество, родной край. Так мы называем землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и деды, где жили и работали люди, являющейся образцом нашей местности, региона - это поэты, писатели, фольклористы и просто замечательные люди.

От слов «родина, отечество, край» и возникли понятия «родиноведение» и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах 19, начала 20 века) и «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого века.

«Краеведение» означает--знание о своей ближайшей родине - от слов «ведать», знать свою родину, её литературу, историю, традиции, взгляды, верования местного населения.

Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод познания, процесс.

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям - об этом писали еще Я.А. Коменский.

Академик Д.С.Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Еще одна мысль ученого: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники».

5. Содержание школьного литературного краеведения

Литературное краеведение на уроках литературы - потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Обращение к краеведению на уроках обусловлено несколькими причинами: формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе).
Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности.

6. «Уровни» краеведческой познавательной деятельности

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях:

  • во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;
  • во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условие для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть, фактически, переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, интернет и т.д.;
  • и, наконец, третий уровень - изучение школьниками культуры родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, - когда ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Педагогу-литератору необходимо четко различать и держать в поле зрения все эти уровни краеведения, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным. Это является важным условием эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

Урочные, факультативные и внеклассные занятия по литературному краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству через привития интереса к литературе, культуре родного края.

Уроки литературы с использованием краеведческого материала -- это важный фактор формирования духовности, любви к родной земле, уважения к тем, кто множил и развивал культуру Отечества, и сегодня в меру своих творческих возможностей стремится внести свою лепту в великое дело родной осетинской литературы.

Поэтому особое внимание стала уделять устному народному творчеству, нартскому эпосу. На основе этого, были проведении внеклассные мероприятия совместно с краеведческим отделом районной библиотеки.

Представлю несколько сценариев по проведенным мероприятиям

7. Заключение

На мой взгляд, краеведческая работа на уроках литературы и внеклассного чтения дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности истории, культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в сознательной деятельности, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанную у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.

Влияние краеведения на всестороннее развитие школьников имеет значительный потенциал. Однако, изучение родного края школьниками может принести свои плоды лишь при соблюдении нескольких условий:

  • увлеченность взрослого человека, организующего краеведческую деятельность детей на уроке или вне его;
  • учет и использование личностного опыта школьников в процессе исследования края;
  • деятельностный подход в учебной и воспитательной работе на краеведческом материале («лучше один раз сделать, чем сто раз просто увидеть»);
  • установление интегративных связей между различными областями краеведческих знаний;
  • организация школьного краеведения как системы развития творческого потенциала ребенка (на основе многообразия форм и методов);
  • создание в школе особой образовательной среды, способствующей возникновению и развитию интереса у детей к занятиям краеведением.

Таким образом, я хотела бы еще раз отметить, что на уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему родному краю.

Оканчивая школу, учащиеся должны не только знать определенное количество лучших произведений мировой литературы, но и родную осетинскую литературу, любить ее, обладать художественным вкусом, умением понимать литературное краеведение.

Именно использование краеведческого материала наилучшим образом способствует созданию эмоциональной ситуации на уроке, в которой и воспитывается святое чувство - любовь к Родине.

Использованная литература

  1. Абаев В.А. Нартовский эпос. Орджоникидзе, 1945.
  2. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990.
  3. В.Ф.Миллер «Осетинские этюды». © 2012-2021
  4. Beesona.ru. Бизона - социальная сеть для творческих людей. Портал «Бизона Ру»
    Источник: https://www.beesona.ru/pogovorki/osetinskie/
  5. Сказки для детей на Dreams4kids.ru