Пояснительная записка
Политические партии - неотъемлемый элемент любой политической системы.
Они формируют политическое сознание общества и влияют на его политическую и гражданскую активность.
Основы для легализации политических партий в России возникли с изданием Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу создания союзов и проведения собраний.
Октябрьский манифест стал прообразом первой российской Конституции. Однако этот документ, провозгласивший ряд гражданских и политических свобод, был использован оппозиционными партиями непосредственно для усиления борьбы с самодержавием, что привело к новым кровавым выступлениям. Политический накал общественного развития в начале 20 века в России вылился в революции, гражданскую войну, изменил многовековой уклад общественно-политической жизни. Борьба между консервативными, либеральными и социалистическими партиями определила судьбу России в 20 веке
Урок-пресс-конференция «За что мы боремся?» направлен на углубление и обобщение знаний обучающихся 10 класса о политических партиях, которые вели наиболее интенсивную и продолжительную политическую борьбу за власть в России до октября 1917 года
I. Основное содержание работы над темой
1. Подготовка и опережающее задание: заранее распределяются роли участников пресс- конференции: ведущий, представители партий, представители прессы. Роль ведущего выполняет учитель. Его задача - следить за регламентом, за тем, чтобы вопросы не повторялись и при необходимости направлять дискуссию в нужное русло в соответствии с программой пресс-конференции.
Представители партий: социалистических - большевики, эсеры; либеральных- кадеты. октябристы: монархических - «Союз русского народа» (по 2 человека)
Опережающее задание этой группе участников
- Повторить программные положения своей партии и подготовить обращение к прессе (1 мин)
Все остальные обучающиеся класса представляют прессу. Участники этой группы по желанию или по жребию определяют, приверженцами каких политических партий они являются
Опережающее задание.
Подготовить вопросы к представителям партий в рамках программы пресс конференции.
- 2. Обучающиеся готовят аргументацию своей позиции по вопросу «Политическая власть в России: позиция вашей партии», «Наша партия приходит к власти».
- 3. Методом поиска в справочной, мемуарной литературе учащиеся находят и систематизируют материал, оформляя его для дальнейшего использования и группируя по проблемам.
II. Технологии
Проблемные, исследовательские, критического мышления,
III. Ресурсное обеспечение
Необходимое оборудование к уроку: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, подготовленные плакаты, лозунги, газеты, рисунки, карикатуры. У всех участников конференции должны быть бейджи, у журналистов листы в папке для записи ответов.
IV. Ожидаемые результаты
Предполагается, что обучающиеся научатся работать с дополнительным историческим материалом, использовать и систематизировать статистические данные и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории, работать с архивным материалом, представлять работы на конференциях, создавать проекты, вести диалог, участвовать в дискуссии
V. Тип учебного занятия
Учебное занятие по обобщению знаний, умений и навыков обучающихся и систематизации УУД.
VI. Форма проведения учебного занятия
Учебное занятие - урок-пресс-конференция
VII. Межпредметные связи
Актуализацию знаний по межпредметным и межкурсовым связям («История», «Обществознание», «Политология»).
План урока
Тема: «За что мы боремся?»
Цель: обобщение информации о деятельности политических партий в дореволюционной России.
Задачи:
образовательные:
- повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения (программные установки политических партий по актуальным вопросам российской действительности (период (1900-1917гг);
- его систематизация и анализ;
- на основе изученного материала прийти к пониманию понятий: политическая партия и особенности её положения в политической системе дореволюционной России;
- место политической партии в социуме;
- формы участия политических партий в общественной жизни дореволюционной России.
развивающие:
- развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков: формирование умений - работа с различными источниками информации, отбор фактов, постановка к ним вопросов, составление монологического ответа, оценка фактов, аргументация своего ответа;
- закрепление учебных умений и навыков - планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль;
- решение проблемных задач; вовлечение в дискуссию; развитие интереса обучающихся к изучаемым вопросам.
воспитательные:
- содействие формированию интереса к изучению истории и анализу политических событий;
- содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активной жизненной позиции с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; сравнивать, приводить примеры;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи.
Коммуникативные УУД:
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; владеть монологической и диалогической формами речи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- владеть способами самоконтроля и рефлексии.
Личностные результаты:
- проявлять интерес к информации и оценивать её относительно собственных представлений, ценностных ориентаций, необходимости и достаточности;
- уметь вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- осознавать российскую гражданскую идентичность, проявлять интерес к истории.
Ход урока
I. Вступительная часть. Вводное слово
Ведущий объявляет цель конференции, призывает к корректности.
II. Ход пресс-конференции
Программа:
- Обращение к прессе представителей партий (по 1 мин)
- Обсуждение проблемы «Чьи интересы защищает ваша партия» (10 мин)
- Обсуждение проблемы «Политическая власть в России: позиция вашей партии» (10 мин)
- Обсуждение проблемы «Наша партия приходит к власти» (10 мин)
- Блиц
- Подведение итогов пресс-конференции
III. Оценка деятельности учащихся
IV. Домашнее задание
I. Вступительная часть. Вводное слово
Перед началом пресс-конференции представители политических партий занимают места перед аудиторией. Представителей прессы лучше разместить в соответствии с их политическими взглядами (сторонники социалистических, либеральных, монархических, анархистских идей)
Ведущий: Тема сегодняшней пресс-конференции «За что мы боремся» В зале присутствуют представители политических партий России начала 20 века и пресса.
Цель проведения конференции: познакомиться с программными установками политических партий по самым злободневным вопросам российской действительности.
Я выражаю надежду, что всем участникам, отвечая на вопросы журналистов, удастся раскрыть преимущества идей и практических действий своих партий.
Призываю всех к корректности при постановке вопросов и соблюдению элементарных правил ведения дискуссии.
Программа пресс-конференции
- Обращение к прессе представителей партий (по 1 мин)
- Обсуждение проблемы «Чьи интересы защищает ваша партия» (по 2 мин для представителя от каждой партии)
- Обсуждение проблемы «Политическая власть в России: позиция вашей партии» ((2 мин для представителя от каждой партии)
- Обсуждение проблемы «Наша партия приходит к власти» (2мин для представителя от каждой партии)
- Блиц
II. Ход пресс-конференции
1 этап
Ведущий: Начинаем первый этап пресс- конференции (в обращении к прессе просьба указать дату возникновения своей партии, дату принятия программы и обозначить главную цель)
Обращаю внимание, что отвечать вы должны по существу вопроса и соблюдать регламент (отвечают по очереди)
2 этап
Ведущий: Переходим ко второму этапу пресс- конференции «Чьи интересы защищает наша партия»
Вопрос ведущего большевикам.
- Интересы, какого социального слоя представляет ваша партия?
- В чем вы видите преимущества социалистической революции?
Вопрос ведущего «Союзу русского народа»
- Интересы, какого социального слоя представляет ваша партия?
- В чем вы видите преимущества неограниченной самодержавной власти?
Вопрос ведущего октябристам.
- Интересы какого социального слоя представляет ваша партия?
- В чем вы видите преимущества конституционной монархии?
Вопрос ведущего эсерам.
- Чьи интересы вы выражаете?
- В чем вы видите преимущества социализма?
3 этап
Ведущий: Переходим к третьему этапу пресс-конференции - «Политическая власть в России - позиция вашей партии».
При обсуждении этой проблемы вы должны рассказать о сильных и слабых сторонах внутренней и внешней политики России. Не забывайте соблюдать регламент.
Вопрос ведущего: Слово представителям партии кадетов.
- Охарактеризуйте кратко сильные и слабые стороны внешней и внутренней политики России.
Вопросы журналистов партии кадетов.
- Что предусматривает ваша программа по национальному вопросу?
- Как вы будете решать аграрный вопрос в случае прихода к власти?
Вопрос ведущего
- При помощи чего можно достигнуть указанных преобразований?
Ведущий предоставляет слово представителям «Союза русского народа»
- Сильные и слабые стороны внутренней и внешней политики России.
Вопросы журналистов представителям «Союза русского народа».
- Что предусматривает ваша программа по национальному вопросу?
- Что предусматривает ваша программа по социальным вопросам?
- Каким образом можно достигнуть осуществления указанных преобразований?
Ведущий. Слово представителям большевиков
- Назовите сильные и слабые стороны внутренней политики России.
Вопросы журналистов
- Какой вы видите законодательную власть в России?
- Как вы считаете, можно ли при помощи революции решить задачи, которые обозначены в вашей программе-минимум?
Ведущий. Слово представителям партии эсеров.
Вопросы
- Назовите сильные и слабые стороны внутренней и внешней политики России.
Вопросы журналистов представителям партии эсеров.
- Ваша программа предусматривает разрешение аграрного вопроса в форме социализации. Объясните, что означает этот принцип.
Ведущий. Слово представителям партии октябристов.
- Назовите сильные и слабые стороны внутренней и внешней политики России?
Вопросы журналистов представителям партии октябристов
- Какой форме правления в России вы отдаете предпочтение: конституционной монархии или видите Россию республикой?
4 этап
Наша партия приходит к власти.
Вопрос ведущего всем представителям (отвечают по очереди).
- В случае прихода к власти решением какого вопроса вы займетесь в первую очередь?
- В случае прихода к власти какими способами будете стараться удержать ее?
- Кого вы видите своим политическим союзником в борьбе за власть?
- В борьбе за власть неминуемы жертвы. Ваше отношение к этому?
- Какими способами будете защищать власть?
- Как будет решаться национальный вопрос?
- Какую нравственную оценку вы дадите терроризму?
5 этап - Блиц-опрос
Ведущий:
Вопросы «Союзу русского народа».
- Почему в 1916г. пошли на убийство Распутина?
- Почему допустили отречение Николая Второго?
Вопросы октябристам.
- Кого считаете своими идейным врагами?
- А.И.Гучков принимал отречение императора. Ваше отношение к случившемуся?
Вопросы большевикам.
- Не приведет ли к Гражданской войне лозунг вашей партии «Вся власть Советам!»
- До октября 1917 года Петросовету была предоставлена возможность дважды взять власть в свои руки. Почему отказались?
Вопросы эсерам.
- За что ликвидировали Г.Гапона? Предполагаемый результат вашего участия в будущих выборах в Учредительное собрание?
Вопросы кадетам.
- Отношение вашей партии к Первой мировой войне7
- В чем вы видите причину провала партии кадетов на выборах 1917 года в городские думы?
Подведение итогов пресс-конференции
Учитель (ведущий) называет особо острые вопросы, которые прозвучали на конференции, определяет представителей партии, которые наиболее аргументированно отвечали на вопросы.
III. Оценка деятельности обучающихся
(высокая оценка ставится за активное участие в полемике)
IV. Домашнее задание
Подготовить выступление на одну из тем «Преимущества и недостатки социалистического (либерального, традиционного) пути развития России.
Список литературы
- А.С.Орлов. История России с древнейших времен до наших дней// М.: Проспект-1997.
- Т.В.Коваль. Конспекты уроков для учителя истории. Методическое пособие// М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2001.
- История России. Хрестоматия 6-10 классы. В 2-х частях. Часть 2. Электронная форма// М.: Просвещение. 2015.