Доклад педсовета "Дистанционные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников"

Разделы: Работа с дошкольниками


Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в детском саду должна быть сформирована информационно-образовательная среда. Педагоги, родители и дети должны общаться друг с другом не только лично, но и с помощью дистанционных технологий. Поэтому работа с компьютером и программами - это не дополнительные обязанности, а всего лишь новое средство, чтобы выполнять свою обычную работу, когда очное взаимодействие невозможно. Педагогические работники должны добросовестно исполнять свои трудовые функции, которые прописаны в трудовом договоре. Если для обучения и воспитания детей, а также для работы в коллективе необходимо использовать дистанционные технологии, значит, делать это надо.

Эта деятельность регламентирована также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция, действующая с 1 сентября 2021 года), который устанавливает возможность применения при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 13), а при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения образовательной программы дошкольного образования - необходимость осуществления реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (статья 108).

Презентация

Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Основные понятия и сокращения, с которыми мы сталкиваемся в процессе применения дистанционных технологий.

  • ДОТ - дистанционные образовательные технологии.
  • ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.
  • ПК - персональный компьютер.
  • ПО - программное обеспечение.
  • ЭО - электронное обучение.
  • ЭСО - электронные средства обучения.

Контент - это любая информация (музыка, видео, текст, картинки, фото, анимация), которая содержится на информационном ресурсе в Интернете - сайте, блоге, социальной сети и т.п. Это своего рода продукт интеллектуальной деятельности человека в виртуальном мире.

Цифровой образовательный контент - рекомендации, видеоролики занятий, консультаций, мастер-классов и т.д.

Дистанционное взаимодействие с родителями в ДОУ осуществляется в двух направлениях:

  1. Когда группы не функционируют и дети не посещают детский сад, то реализация ООП ДО осуществляется в дистанционном формате. В отличие от школьников, дошкольники не могут свободно пользоваться компьютером, электронной почтой, социальными сетями в отсутствие родителей. Поэтому дистанционное обучение на уровне дошкольного образования предполагает непосредственное участие родителей и основную работу при организации дистанционного обучения воспитатель должен вести прежде всего с родителями.
  2. Когда же группы открываются, но в соотвествии с требованиями Роспотребнадзора есть ограничения, то родители по-прежнему остаются на дистанционном общении.

В настоящее время дистанционный формат в работе с родителями остаётся актуальным, вопрос о его эффективности обострился из-за того, что антиковидные санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20 продолжат действовать до 1 января 2024 года.

Реализация ООП ДО с применением ДОТ

Педагог и дети (воспитанники) находятся на удалении друг от друга. Осуществляется опосредованное взаимодействие педагога с детьми: ООП ДО реализуется с применением ЭО, ДОТ и включает как онлайн-формат (режим реального времени, синхронное обучение), так и оффлайн-формат (асинхронное обучение, не привязанное к конкретному месту и времени). В первом случае педагог одновременно общается с детьми и родителями через платформу ZOOM. В последнем случае педагог заранее подготавливает и направляет родителям (законным представителям) необходимый цифровой образовательный контент (рекомендации, видеоролики занятий). Ребенок осваивает ООП ДО с помощью указанного контента в присутствии родителей (законных представителей). Эти формы дистанционной работы прописаны в Методических рекомендациях по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Министерство просвещения Российской Федерации. Письмо от 21 июня 2021 года № 03-925.

Необходимо также отметить, что в практике образовательной деятельности ДОУ очное и дистанционное освоение ООП ДО могут сочетаться. Например, большинство детей посещает ДОО и осваивает ООП ДО непосредственно, при этом педагог включает в образовательный процесс элементы ЭО, а один или несколько воспитанников ДОО в силу вынужденных обстоятельств осваивают ООП ДО удаленно и опосредованно - с применением ЭО и ДОТ.

Применение ЭО, ДОТ, а также работа с ЭСО при реализации ООП ДО должны осуществляться в соответствии с требованиями /npd-doc?npmid=99&npid=566085656&anchor=XA00LVS2MC#XA00LVS2MC" СП 2.4.3648-20и /npd-doc?npmid=99&npid=573500115&anchor=XA00LVA2M9#XA00LVA2M9" СанПиН 1.2.3685-21. Поэтому использование дистанционного и электронного обучения распространяются на возрастную группу детей старше 5 лет, занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся. Для реализации программы на удалённом режиме в младшем и среднем возрасте мы можем использовать только рекомендации по темам и консультации для родителей.

Таким образом, при грамотном подходе к новому формату взаимодействия посредством дистанционных образовательных технологий мы помогаем родителям организовать образовательную деятельность детей дома, общение с дошкольниками становится интересным и насыщенным. Кроме того, в рамках дистанционного формата взаимодействия родители становятся полноценными участниками образовательных отношений.

Формы дистанционного взаимодействия с родителями

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией необходимо применять новые и безопасные формы и методы работы с родителями:

  • групповые, подгрупповые, индивидуальные онлайн-консультации воспитателей или специалистов в соответствии с планом или по запросу;
  • онлайн-информирование (рекомендации, памятки, буклеты);
  • онлайн- и офлайн-мастер-классы,
  • видеомарафоны,
  • онлайн-акции,
  • онлайн-выставки, конкурсы
  • онлайн-диагностика
  • онлайн-анкетирование
  • вовлечение родителей в деятельность с детьми в онлайн-режиме («Виртуальный гость группы», «Онлан-поздравления детей» и др.)

Основное взаимодействие с родителями в дистанционном формате осуществляется в чате группы Viber, WhatsApp. На данном этапе всевозможные консультации, фото- и видеоматериалы, которые педагоги оформляют, служат подспорьем для родителей в вопросах воспитания и обучения детей дома. Можно присылать ссылки своих мастер-классов, интересных статей по воспитанию и обучению детей, творческие работы детей и т.д.

Онлайн-консультации для родителей можно провести в прямом эфире через Skype, ZOOM. Так участники могут получить оперативную обратную связь, задать вопросы и сразу получить на них ответы. а ссылку на него публикуют на сайте детского сада. Также можно записать видеоролик с консультационным материалом, сопровождая текст слайдами презентации. Запись консультации и видеоролик можно сохранить на YouTube-канале, в Облаке или на своей странице в соцсети, а ссылку разместить на сайте ДОУ в разделе «Дистанционная работа».

Онлайн-мастер-классы педагоги проводят для родителей вместе с детьми с помощью записи видеоролика. Для этого они пишут сценарий из трёх частей. Во вступительной части ведущий приветствует аудиторию и озвучивает проблемный вопрос. Затем в основной части он рассказывает и показывает, как решить обозначенную проблему. В заключительной - подводит итоги, дает зрителям задание нарисовать/слепить/пересказать и прощается.

В рамках педагогической диагностики воспитанников в детском саду можно предложить родителям анкеты с характеристиками, которые соответствуют возрастному этапу развития их ребенка, и попросить их заполнить. Отправлять эту информацию необходимо персонально каждому родителю и лично обсуждать результаты диагностики.

Онлайн-анкетирование родителей уже прочно входит в практику детских садов. Его можно провести на сайте «Веб-анкета». Чтобы провести анкетирование в таком формате, заранее необходимо сформулировать вопросы. Затем проинформировать родителей, в какой срок и где они могут ответить на вопросы. Воспитатель каждой группы отправляет ссылку на анкету в родительский чат в мессенджере, который они используют для общения с родителями. Старший воспитатель размещает информацию на сайте детского сада. Можно использовать другие платформы для анкетирования, главное условие - чтобы родители имели свободный доступ к анкете в любое удобное для них время. Ещё один важный критерий - возможность сохранить готовые результаты опроса и не подсчитывать их вручную.

Для дистанционного взаимодействия с семьями воспитанников и электронного обучения педагогам необходимо иметь технические средства: ноутбук, видеокамера, фотоаппарат, магнитофон, наличие интернета. Очень удобен в применении для видеозаписей занятий с детьми, праздников и т.д. штатив для телефона с кольцевой лампой. Важно также, чтобы у родителей в домашних условиях был компьютер (ноутбук) и выход в интернет.

Принципы дистанционного взаимодействия с родителями

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, позитивный настрой на совместную деятельность.
  • Индивидуальный подход к каждой семье.
  • Сотрудничество, а не наставничество: создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  • Повышение качества мероприятий: плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж дошкольной организации в целом.
  • Динамичность: детский сад должен представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьёй.

С помощью дистанционных форм взаимодействия воспитатели и специалисты могут сформировать у родителей положительную мотивацию к участию в образовательной деятельности и жизни детского сада в целом. Кроме того, такая системная работа будет способствовать повышению качества воспитательно-образовательного процесса и успешной реализации целей и задач ФГОС дошкольного образования.

Использованные материалы:

  1. Методические рекомендации по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Министерство просвещения Российской Федерации. Письмо от 21 июня 2021 года № 03-925.
  2. Калмыкова О., Сечина Л. Как организовать творческую группу по дистанционному взаимодействию с родителями. Положение и план // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2020, №8.
  3. Калмыкова О., Сечина Л. Как организовать консультации для родителей по вопросам, на которые не ответили из-за пандемии // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2020, №5.
  4. Матвеева Л. Принципы дистанционных занятий, о которых должны знать воспитатели. Консультация в ноябре // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2020, №11.
  5. Качалова Т., Киселева Ю., Морошникова А. Пять срочных вопросов декабрьского педсовещания. Конструктор доклада // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2021, №12.