Христианская семья

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: семья


Класс: 4 класс.

Цель: формирование у обучающихся начальных представления о христианской семье.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний учащихся об особенностях христианской семьи;
  • познакомить со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре;
  • формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
  • способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Планируемые результаты:

  • Предметные: понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи.
  • Метапредметные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта, владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений, владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
  • Личностные: испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей, осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения:

  • учебник: Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. - М.: Просвещение 2012.;
  • презентация;
  • словари С.И.Ожегова и В.И.Даля;
  • карточки с таблицей «Венчание» (на каждую пару детей),
  • карточки с текстом «Праздник семьи».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент, эмоциональный настрой

Приветствие (Слайд 1) (Приложение 1)

Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.

- Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Известно, что хорошее настроение помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение. Итак, начинаем работать.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

II. Постановка темы и цели

- Посмотрите на слайд и расшифруйте анаграммы. (Слайд 2)
болювь - любовь, телидиро - родители,
едит - дети. (Слайд 2, клик)
- Подумайте, что объединяет эти слова и назовите тему нашего урока. (Слайд 3)
-А теперь откройте оглавление учебника и посмотрите, как звучит тема в учебнике.

Расшифровывают анаграммы.
Предполагают, что тема - Семья.

Тема - Христианская семья. (Слайд 3, клик)
Сможете ли вы сказать, что такое христианская семья?
Сформулируйте цель нашего урока.
Цель - узнать, что такое христианская семья. (Слайд 3, клик)
Откройте учебник на странице 86. Посмотрите, с чем мы ещё познакомимся. (Рубрика «Вы узнаете»: что такое венчание, что означает обручальное кольцо).
Высказывают предположения.
Формулируют цель.

III. Актуализация знаний

Беседа по вопросам:
- Что мы называем семьёй?
- Как думаете, откуда появилось это слово?
(на самом деле слово семья произошло от латинского «земля» и восходит к значению территориальной общности)
- С чем можно сравнить семью?

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

IV. Работа по теме урока - Давайте узнаем, с чем сравнивают христианскую семью. (1-2 абзац, стр.86: Семья - это маленький ковчег (прибежище), призванный охранять детей от беды).
- Как вы понимаете это предложение? Что такое ковчег?
- Где мы можем получить информацию по этому вопросу? (Учебник, словарь, интернет, спросить у взрослого.)
Работают с учебником.
Словарная работа Беседа детьми по тексту 2 абзаца.
- Как вы понимаете, что любовь не только радость, но порой включает в себя и боль? (Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо.)
Работа с определениями.
«Ковчег - (ковать) кованый сосуд, окованный сундук, для храненья, сбереженья чего-либо». (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). (Слайд 4)
«Ковчег - ларец или сосуд для хранения ценных предметов». (С.И.Ожегов. Толковый словарь.) (Слайд 4, клик)
Высказывают предположения.
Работают со словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова (2 человека).
Высказывают предположения.
Читают определения из словарей

Работа в парах

Микроитог: семья - очень надёжное место для защиты детей.
Венчание
- С чего же начинается христианская семья?
Поможет нам в этом учебник. (3-5 абзац, стр. 86).
Прочитайте и запишите определения в 1 столбец

вступление в брак в православии

знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи

знак вечности и неразрывности брачного союза

Венчание, венцы для венчания, кольца)
Проверка по слайду. (Слайд 5)
Видео венчания (Слайд 6)
Микроитог: Христианская семья начинается с венчания. Во время венчания люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.

Физкультминутка
- Скажите, а надо ли учиться любить? И если надо, то когда? Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (стр.87).

Формулируют вывод вместе с учителем

Высказывают предположения.

Читают, заполняют таблицу, работая в парах

Просмотр фрагмента видео

Чтение и анализ текста учебника Анализ текста - приём «Ромашка» (на лепестках записаны вопросы по тексту)
1. Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга? (Нет. Муж и жена должны быть верны друг другу и всегда оставаться вместе)
2. Как вы считаете, какие качества человека помогают ему проявлять тактичность? (Чуткость, внимательность, сдержанность, милосердие и т.д.)
3. Приведите примеры умения вести себя тактично с близкими.
4. Как вы понимаете слова Нового Завета: «Носите бремена друг друга»?
5. Что такое хамское поведение? (бесчувственное, развязное, низкое отношение к людям)
Микроитог: когда в семье все и всё вместе, идут на уступки друг другу, то люди становятся ближе и дороже друг другу.
6. Что важно для сохранения дружной семьи? (общие события и праздники, семейные традиции).
Последний вопрос записан на сердцевине ромашки, т.к. он должен быть задан последним.

Высказывают предположения.
Читают текст учебника.

Отрывают любой лепесток «Ромашки» и отвечают на вопросы.

Пётр и Феврония
- Есть праздники, которые принято отмечать всей семьёй. Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?
Посмотрите на слайд. (Слайд 7)
Знаете ли вы, кто это? (Слайд 7, клик)
Высказывают предположения.
Чтение с пометами - Прочитайте текст «Праздник семьи» и сделайте пометки
V - уже знал; + - узнал новое; ? - хочу узнать
«Уже несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днём святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов - образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.
Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака. 8 июля тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.
Специально ко Дню семью, любви и верности была учреждена медаль «За любовь и верность».
Во многих городах России, в том числе и Архангельске, стоят памятники Петру и Февронии».
После прочтения опрос нескольких учащихся по тем отметкам, которые они поставили в тексте.
Микроитог: «День семьи, любви и верности» - праздник, посвящённый семье. Брак Петра и Февронии - образец христианской семьи.

Читают текст и выставляют пометки на полях.
V - уже знал
+ - узнал новое
? - хочу узнать

Участвуют в анализе текста.

V. Подведение итогов и рефлексия - Вы славно сегодня потрудились, и пришла пора подводить итог нашей работы.
Вернёмся к началу урока и назовём цель, которую мы сегодня поставили (Узнать, что такое христианская семья).
- Вспомните слова, которые объединило слово «семья» (любовь, родители, дети). (Слайд 8)
- Чтобы понять, достигли ли мы цели, нужно добавить в этот список слова, чтобы их объединило понятие «христианская семья». (венчание, кольцо, церковь, послушание, тактичность, почитание старших и т.д.) (Слайд 8, клик)
- Поздравляю, вы справились, а значит, достигли цели урока!
- Во все времена тема семьи была актуальна для всех народов. К ней обращались писатели, художники, музыканты.
Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, делают выводы.

Предлагаю побыть сегодня поэтами и составить синквейн со словом семья. Например:
Семья.
Дружная, крепкая.
Поддерживает, охраняет, воспитывает.
Любите друг друга на все времена!
Счастье!

- Спасибо, ребята, за работу! Пусть в ваших семьях царит любовь и понимание!

Домашнее задание (по выбору): подобрать несколько пословиц по теме урока или и нарисовать герб своей семьи, отразив на нём семейные ценности.

Составляют коллективно синквейн