Класс: 4 класс.
Цель: формирование у обучающихся начальных представления о христианской семье.
Задачи:
- способствовать формированию знаний учащихся об особенностях христианской семьи;
- познакомить со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре;
- формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
- способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Планируемые результаты:
- Предметные: понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи.
- Метапредметные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта, владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений, владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
- Личностные: испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей, осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения:
- учебник: Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. - М.: Просвещение 2012.;
- презентация;
- словари С.И.Ожегова и В.И.Даля;
- карточки с таблицей «Венчание» (на каждую пару детей),
- карточки с текстом «Праздник семьи».
Ход урока |
||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
I. Организационный момент, эмоциональный настрой |
Приветствие (Слайд 1) (Приложение 1)
Чтоб урок наш стал светлее,
- Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Известно, что хорошее настроение помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение. Итак, начинаем работать. |
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
||||||
II. Постановка темы и цели |
- Посмотрите на слайд и расшифруйте анаграммы. (Слайд 2)
|
Расшифровывают анаграммы.
|
||||||
Тема - Христианская семья. (Слайд 3, клик)
Сможете ли вы сказать, что такое христианская семья? Сформулируйте цель нашего урока. Цель - узнать, что такое христианская семья. (Слайд 3, клик) Откройте учебник на странице 86. Посмотрите, с чем мы ещё познакомимся. (Рубрика «Вы узнаете»: что такое венчание, что означает обручальное кольцо). |
Высказывают предположения.
Формулируют цель. |
|||||||
III. Актуализация знаний |
Беседа по вопросам:
|
Отвечают на вопросы, высказывают предположения. |
||||||
IV. Работа по теме урока |
- Давайте узнаем, с чем сравнивают христианскую семью. (1-2 абзац, стр.86: Семья - это маленький ковчег (прибежище), призванный охранять детей от беды).
- Как вы понимаете это предложение? Что такое ковчег? - Где мы можем получить информацию по этому вопросу? (Учебник, словарь, интернет, спросить у взрослого.) |
Работают с учебником. | ||||||
Словарная работа |
Беседа детьми по тексту 2 абзаца.
- Как вы понимаете, что любовь не только радость, но порой включает в себя и боль? (Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо.) Работа с определениями. «Ковчег - (ковать) кованый сосуд, окованный сундук, для храненья, сбереженья чего-либо». (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). (Слайд 4) «Ковчег - ларец или сосуд для хранения ценных предметов». (С.И.Ожегов. Толковый словарь.) (Слайд 4, клик) |
Высказывают предположения.
Работают со словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова (2 человека). Высказывают предположения. Читают определения из словарей |
||||||
Работа в парах |
Микроитог: семья - очень надёжное место для защиты детей.
Венчание, венцы для венчания, кольца)
Физкультминутка
|
Формулируют вывод вместе с учителем
Высказывают предположения. Читают, заполняют таблицу, работая в парах
Просмотр фрагмента видео |
||||||
Чтение и анализ текста учебника |
Анализ текста - приём «Ромашка» (на лепестках записаны вопросы по тексту)
1. Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга? (Нет. Муж и жена должны быть верны друг другу и всегда оставаться вместе) 2. Как вы считаете, какие качества человека помогают ему проявлять тактичность? (Чуткость, внимательность, сдержанность, милосердие и т.д.) 3. Приведите примеры умения вести себя тактично с близкими. 4. Как вы понимаете слова Нового Завета: «Носите бремена друг друга»? 5. Что такое хамское поведение? (бесчувственное, развязное, низкое отношение к людям) Микроитог: когда в семье все и всё вместе, идут на уступки друг другу, то люди становятся ближе и дороже друг другу. 6. Что важно для сохранения дружной семьи? (общие события и праздники, семейные традиции). Последний вопрос записан на сердцевине ромашки, т.к. он должен быть задан последним. |
Высказывают предположения.
Отрывают любой лепесток «Ромашки» и отвечают на вопросы. |
||||||
Пётр и Феврония
- Есть праздники, которые принято отмечать всей семьёй. Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? Посмотрите на слайд. (Слайд 7) Знаете ли вы, кто это? (Слайд 7, клик) |
Высказывают предположения. | |||||||
Чтение с пометами |
- Прочитайте текст «Праздник семьи» и сделайте пометки
V - уже знал; + - узнал новое; ? - хочу узнать «Уже несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днём святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов - образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений. Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака. 8 июля тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии. Специально ко Дню семью, любви и верности была учреждена медаль «За любовь и верность». Во многих городах России, в том числе и Архангельске, стоят памятники Петру и Февронии». После прочтения опрос нескольких учащихся по тем отметкам, которые они поставили в тексте. Микроитог: «День семьи, любви и верности» - праздник, посвящённый семье. Брак Петра и Февронии - образец христианской семьи. |
Читают текст и выставляют пометки на полях.
Участвуют в анализе текста. |
||||||
V. Подведение итогов и рефлексия |
- Вы славно сегодня потрудились, и пришла пора подводить итог нашей работы.
Вернёмся к началу урока и назовём цель, которую мы сегодня поставили (Узнать, что такое христианская семья). - Вспомните слова, которые объединило слово «семья» (любовь, родители, дети). (Слайд 8) - Чтобы понять, достигли ли мы цели, нужно добавить в этот список слова, чтобы их объединило понятие «христианская семья». (венчание, кольцо, церковь, послушание, тактичность, почитание старших и т.д.) (Слайд 8, клик) - Поздравляю, вы справились, а значит, достигли цели урока! - Во все времена тема семьи была актуальна для всех народов. К ней обращались писатели, художники, музыканты. |
Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, делают выводы. | ||||||
Предлагаю побыть сегодня поэтами и составить синквейн со словом семья. Например:
- Спасибо, ребята, за работу! Пусть в ваших семьях царит любовь и понимание! Домашнее задание (по выбору): подобрать несколько пословиц по теме урока или и нарисовать герб своей семьи, отразив на нём семейные ценности. |
Составляют коллективно синквейн |