Технологическая карта урока по теме "Имя числительное"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, имя числительное


Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.

Задачи:

  • познакомить с частью речи - именем числительным;
  • дать понятие "количественные" и «порядковые числительные»;
  • формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные, записывать их;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать дружеское отношение.

Метапредметные:

Познавательные:

  • наблюдения за лексическим значением имен числительных;
  • открытия и осознания понятия имени числительного и его роли в речи.

Регулятивные:

  • развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи;
  • осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций;

Коммуникативные:

  • умение работать в парах, группах, высказывать свое мнение и аргументировать его;
  • оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, слушать собеседника, приходить к общему мнению, формулировать простые вопросы.

Личностные:

  • применять приобретённые навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий.

Оборудование: словари, карточки.

Этап урока

Ход урока

1. Мотивация.
Самоопределение к деятельности

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
- Поздоровайтесь с ними.
- Спасибо, садитесь!

2. Актуализация знаний

Работа №1

Работа №2

Работа №3

Работа №4

- Оценивать свою работу вы будете на листе успехов. Найдите, пожалуйста, на столе этот лист. Рассмотрите его.

- не сделали ни одной ошибки

- допустили 1-2 ошибки

- не справились с заданием (допустили много ошибок)

слайд 1

Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Начнём наш урок со словарной работы.

Запишите слова вставив пропущенную безударную гласную. Определите части речи.

Ж_лтый, ч_ловек, к_никулы, в_семь, пр_красный, б_гаж, г_ризонт, ч _рный.

слайд 2

Проверка. Докажите, что вы правильно определили части речи.

- Оцените свою работу на листе успехов.

3. Выявление места затруднения

- У какого слова вы не смогли определить часть речи? (восемь) Что называет это слово? (Число)
- Где можно встретить эти слова? (На уроках математики, при записи даты на уроках русского языка, в магазинах)
- Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей).

4. Целеполагание и построение проекта

- Сформулируйте тему урока (открытие на доске)

Слайд 3

- Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока.

1. Узнать ……….
2. Учиться ……..

От какого слова образовано название этой части речи?

Название "числительное" произошло от слова "число".

Как записываются числа в математике?(цифрами)

- В чём разница между числом и цифрой? Уточним по словарю. (один человек в интернете)
Числ - понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.
Цифра - знак, обозначающий число.
(толковый словарь С.Ожегова)

5. Реализация проекта.
«Открытие» нового знания

- Чтобы ответить на поставленные вопросы проведем исследование.

Работа в парах

Прочитайте слова. К какой части речи относятся эти слова? Почему вы так считаете?
Распределите их в таблицу.

Первый, сорок, четыре, девятый, двести, пятый.

который?

сколько?

Проверка по эталону Слайд 4

- Оцените свою работу на листе успехов.

Какой вывод мы можем сделать? (имена числительные отвечают на вопросы сколько?, который?)

Что обозначают, числительные, которые отвечают на вопрос, который? (порядок предметов при счёте)
Предположите, как называются такие числительные?

слайд 5

Вывод: Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте и отвечают на вопросыкоторый? какой? какая? какое? какие? - порядковые числительные.

Что обозначают имена числительные, отвечающие на вопрос сколько? (количество предметов)

Предположите, как называются такие числительные?

слайд 6

Вывод: Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? - это количественные числительные.

6. Первичное закрепление

Ребята, вернемся к нашей словарной работе.
Какой частью речи является слово восемь. Определи, какое это числительное?
Обозначим имена числительные сокращенно ЧИСЛ.

- Среди имен числительных есть ещё такие слова, написание которых необходимо запомнить.
слайд 7

одиннадцать

Лексическое значение. (число, количество)

Почему в слове 11 пишется удвоенная буква н.

- Кому захотелось больше узнать о числах? Где можно найти эту информацию?

Напишите это слово 2 раза. Придумай и запиши предложение с этим словом.

Физминутка. слайд 8

7 Включение в систему знаний

Работа в группах.

слайд 9

Алгоритм.

Задание 1. Возьмите карточку №1. Что такое пословица? (это краткое народное изречение с поучительным содержанием)

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Одно дерево срубишь, десять посади.
  • Один пашет, а семеро руками машут.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Проверка (читают пословицу, объясняют смысл, называют числительные)

слайд 10

Алгоритм

Задание 2. Возьмите карточку №2. Что такое поговорка? (словосочетание отражающая какое либо явление жизни не содержит поучительного смысла)

  • Наврал с три короба. (наговорил много неправды)
  • Один в поле не воин. (победить в одиночку тяжело)
  • Обещанного три года ждут. (не стоит ждать быстрого выполнения)
  • Идти на все четыре стороны. (иди куда угодно)
  • Как свои пять пальцев. (знать очень хорошо)

Проверка (читают поговорку, объясняют смысл, называют числительные)

Слайд 11

Алгоритм

Задание 3. Возьмите карточку №3. Что такое фразеологизмы? (это устойчивые сочетание слов)

  • Семь пятниц на неделе. (кто-то очень часто и легко меняет свои решения)
  • Пятое колесо в телеге. (ненужный, лишний человек в каком-либо деле)
  • Обходить десятой дорогой. (не бывать где-либо. Не заходить куда-либо)
  • Одна нога здесь - другая там. (очень быстро куда-либо сходить)
  • Убивать двух зайцев. (выполнять одновременно два дела)

Проверка (читают фразеологизмы объясняют смысл, называют числительные)

- Оцените свою работу на листе успехов.

8. Самостоятельная работа

Выпиши из данных предложений имена числительные. Надпиши над числительными (количественные, порядковые).

У Земли один спутник. Алла живёт на восьмом этаже. Артём нашёл одиннадцать подосиновиков. В году двенадцать месяцев. Среда третий день недели.

Проверка по эталону. Слайд 12

- Оцените свою работу на листе успехов.

9. Итог урока

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

- Что вы узнали об имени числительном? Где пригодятся нам знания о числительном?

Поставьте за работу на уроке себе отметку самостоятельно, при условии:

5 - если сумели ответить на все вопросы в течение урока и написали всё верно.
4 - если так же отвечали верно, но допустили некоторые ошибки в словах при написании
3 - если в ходе урока не смог самостоятельно справиться с заданием

10. Рефлексия

Слайд 13

11.Домашнее задание

  • Составьте рассказ на тему «Моё счастливое число» слайд 14
  • Учебник стр. 72 упр.122