Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.
Задачи:
- познакомить с частью речи - именем числительным;
- дать понятие "количественные" и «порядковые числительные»;
- формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные, записывать их;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать дружеское отношение.
Метапредметные:
Познавательные:
- наблюдения за лексическим значением имен числительных;
- открытия и осознания понятия имени числительного и его роли в речи.
Регулятивные:
- развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи;
- осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций;
Коммуникативные:
- умение работать в парах, группах, высказывать свое мнение и аргументировать его;
- оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, слушать собеседника, приходить к общему мнению, формулировать простые вопросы.
Личностные:
- применять приобретённые навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий.
Оборудование: словари, карточки.
Этап урока |
Ход урока |
||||||||
1. Мотивация.
|
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
|
||||||||
2. Актуализация знаний |
- Оценивать свою работу вы будете на листе успехов. Найдите, пожалуйста, на столе этот лист. Рассмотрите его. - не сделали ни одной ошибки - допустили 1-2 ошибки - не справились с заданием (допустили много ошибок) слайд 1
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Запишите слова вставив пропущенную безударную гласную. Определите части речи. Ж_лтый, ч_ловек, к_никулы, в_семь, пр_красный, б_гаж, г_ризонт, ч _рный. слайд 2 Проверка. Докажите, что вы правильно определили части речи. - Оцените свою работу на листе успехов. |
||||||||
3. Выявление места затруднения |
- У какого слова вы не смогли определить часть речи? (восемь) Что называет это слово? (Число)
|
||||||||
4. Целеполагание и построение проекта |
- Сформулируйте тему урока (открытие на доске) Слайд 3 - Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока.
1. Узнать ……….
От какого слова образовано название этой части речи? Название "числительное" произошло от слова "число". Как записываются числа в математике?(цифрами)
- В чём разница между числом и цифрой? Уточним по словарю. (один человек в интернете)
|
||||||||
5. Реализация проекта.
|
- Чтобы ответить на поставленные вопросы проведем исследование. Работа в парах
Прочитайте слова. К какой части речи относятся эти слова? Почему вы так считаете?
Первый, сорок, четыре, девятый, двести, пятый.
Проверка по эталону Слайд 4 - Оцените свою работу на листе успехов. Какой вывод мы можем сделать? (имена числительные отвечают на вопросы сколько?, который?)
Что обозначают, числительные, которые отвечают на вопрос, который? (порядок предметов при счёте)
слайд 5 Вывод: Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте и отвечают на вопросыкоторый? какой? какая? какое? какие? - порядковые числительные. Что обозначают имена числительные, отвечающие на вопрос сколько? (количество предметов) Предположите, как называются такие числительные? слайд 6 Вывод: Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? - это количественные числительные. |
||||||||
6. Первичное закрепление |
Ребята, вернемся к нашей словарной работе.
- Среди имен числительных есть ещё такие слова, написание которых необходимо запомнить.
одиннадцать Лексическое значение. (число, количество) Почему в слове 11 пишется удвоенная буква н. - Кому захотелось больше узнать о числах? Где можно найти эту информацию? Напишите это слово 2 раза. Придумай и запиши предложение с этим словом. Физминутка. слайд 8 |
||||||||
7 Включение в систему знаний |
Работа в группах. слайд 9 Алгоритм. Задание 1. Возьмите карточку №1. Что такое пословица? (это краткое народное изречение с поучительным содержанием)
Проверка (читают пословицу, объясняют смысл, называют числительные) слайд 10 Алгоритм Задание 2. Возьмите карточку №2. Что такое поговорка? (словосочетание отражающая какое либо явление жизни не содержит поучительного смысла)
Проверка (читают поговорку, объясняют смысл, называют числительные) Слайд 11 Алгоритм
Задание 3. Возьмите карточку №3. Что такое фразеологизмы? (это устойчивые сочетание слов)
Проверка (читают фразеологизмы объясняют смысл, называют числительные) - Оцените свою работу на листе успехов. |
||||||||
8. Самостоятельная работа |
Выпиши из данных предложений имена числительные. Надпиши над числительными (количественные, порядковые). У Земли один спутник. Алла живёт на восьмом этаже. Артём нашёл одиннадцать подосиновиков. В году двенадцать месяцев. Среда третий день недели. Проверка по эталону. Слайд 12 - Оцените свою работу на листе успехов. |
||||||||
9. Итог урока |
Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей? - Что вы узнали об имени числительном? Где пригодятся нам знания о числительном? Поставьте за работу на уроке себе отметку самостоятельно, при условии:
5 - если сумели ответить на все вопросы в течение урока и написали всё верно.
|
||||||||
10. Рефлексия |
Слайд 13 |
||||||||
11.Домашнее задание |
|