Курс внеурочной деятельности рисования песком

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2

Ключевые слова: рисование цветным песком


Каждый человек знает, что такое песок. В детстве мы все с удовольствием играли в песочнице, делали пирожные, строили песочные замки, рисовали веточками и камешками на мокром песке картины. С песком у детей всегда связаны позитивные воспоминания - это игра, отдых, радость.

Рисование песком вызывает у детей начальной школы искреннюю радость, удивление, желание творить. Появляется уникальная возможность исследовать окружающий мир. Когда ребёнок рисует песком, он погружается в страну фантазий и сказок, причудливых образов и форм. Это увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его сыпучесть, движение, прохладу или тепло. Погружение в приятное текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение и страхи. С помощью песка можно нарисовать пейзажи, портреты, натюрморты, абстракции.

Искусство рисования песком даёт возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение. Новизна работы заключается в том, что интеллектуальное развитие ребёнка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребёнка - игру с песком.

Практика работы с песком показала, что это средство предоставляет уникальную возможность повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности и познавательную активность детей. Так на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности дети исследуют свойства песка, рисуют на песке и самим песком геометрические фигуры, цифры, прямые и волнистые линии, пишут буквы и слова.

В свободной деятельности дети любят создавать на песке интересные сюжеты, рисуют сказки. После каждой совместной деятельности я создаю фотовыставки, видеоотчёты по работам детей.

Чем ребёнку могут быть полезны занятия по рисованию песком?

Как и любое другое занятие ИЗОтворчеством, песочная живопись развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - всё это вместе способствует гармоничному развитию личности ребёнка. При рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность. Необыкновенное создание образов вызывает у детей большое желание творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, здесь не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок - и можно начинать.

Рисование песком - способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение. Песок - это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы.

Курс рисования песком особенно рекомендован для гиперактивных и легковозбудимых детей, т.к. занимаясь данным видом творчества, ребёнок с пользой тратит лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, активно работают оба полушария мозга. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который никого не оставит равнодушным.

Курс помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим. Дети и взрослые, увлекающиеся рисованием песком и рисованием на песке -

уравновешенные, гибкие, коммуникабельные и творческие люди.

Песочную анимацию называют сыпучей анимацией, или техникой порошка. Материалом может служить сам песок и любое сыпучее вещество: соль, манная крупа, мука, сахар, какао, опилки, стружки и т.д.

Можно утверждать, что техника рисования песком помогает развивать творческие способности, успокаивает, гармонизирует психическое эмоциональное состояние, развивает фантазию, пространственное восприятие, моторику пальцев. Работая с песком, человек избавляется от негативных эмоций. Он получает большую возможность для самовыражения.

Курс рисования песком улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, развивает воображение, творческий потенциал. Развивается мышление, речь, память, внимание. Повышается самооценка ребёнка и уверенность в себе, уменьшаются трудности в развитии коммуникативных навыков, улучшаются взаимоотношения со сверстниками. Курс рисования песком способствует развитию у детей сопереживания, поддержки, взаимопомощи, формирует коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками и взрослыми.

Рекомендации взрослым по организации занятий рисования песком в домашних условиях

Для рисования песком в домашних условиях необходимы материалы и инструменты.

Песок. Песок можно «накопать» даже в песочнице во дворе, тщательно его просеять, промыть, прокалить в духовке (в течение 1-2 часов). Было бы здорово найти крупный речной, морской песок - разных оттенков, размеров частичек и структуры.

Столик-планшет для рисования песком (с подсветкой) можно сделать и в домашних условиях.

Необходимо знать и применять правила совместного с ребёнком рисования песком.

  1. Ребёнку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе.
  2. Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребёнка.
  3. Создавайте пространство для его самовыражения, не устанавливайте жесткие рамки и правила.
  4. Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами.
  5. Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами.
  6. Поддерживайте ребёнка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные вами задачи.
  7. Цените природную мудрость ребёнка и его уникальность.

Созданные в этих несложных правилах творческие занятия рисованием песком помогут вам воспитать настоящую одарённую личность.

Список литературы

  1. Грабенко Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  2. Грабенко Т.М. «Игры с песком или, песочная терапия»
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии / Т.Д. - СПб.: Речь, 2005 - 224с.
  4. Сакович Н.А. Достоинства песочной терапии. - СПб.: Речь, 2006.