Участники: учащиеся 9 класса.
Форма внеклассного мероприятия: беседа с проблемными вопросами, элементами работы в группах, викторины.
Цель: формирование чувства гражданской ответственности и патриотизма.
Задачи:
Образовательные:
- актуализация знаний об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
- формирование осознания значимости событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;
- расширение знаний учащихся об истории развития территории Российского государства.
Развивающие:
- активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала;
- развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
Воспитательные:
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, интереса к истории Российского государства;
- формирование ценностного отношения к Родине, Отечеству;
- способствовать воспитанию взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности; воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: медиапроектор, презентация «Историческая карта России с 1613 года до наших дней», видеоролик «Краткая история смутного времени», викторина, задания для работы в группах, иллюстрированные цитаты, карта России, шаблоны сердечек.
Оформление класса: изображение карты современной России, герба, флага
Методы и приемы: метод «активного слушания», проблемные вопросы, требующие рассуждений, художественное слово, работа в группах, метод воспитывающих ситуаций.
Планируемые образовательные результаты
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Называть основные факты Смутного времени, исторических героев;
|
Познавательные УУД:
|
Ценностное отношение к Родине; осознание себя как члена общества, как гражданина России, уважение к своей родине, ее историческому прошлому. |
Ход мероприятия
Добрый день! Рада приветствовать всех на сегодняшнем мероприятии, начать которое я бы хотела со стихотворения. А вы назовите, пожалуйста, упомянутый в нем исторический период российского государства.
Опять над Родиной пожаров дым,
Опять война, разруха, голод.
И вражье поругание святынь...
...казалось: русский дух расколот.
Народ расколот. Сильной власти нет.
Род, Рюриком зачатый, канул в лету.
Царь Годунов хотел спасти от бед
Страну, предателей призвать к ответу.
Но... умер неожиданно.
- О каком периоде истории идет речь?
(Если ответа нет, то стихотворение продолжается.)
Лжедмитрий - бывший русский инок,
Что веру православную предал,
Наверно, всё же богом был покинут,
Коль душу церкви католической отдал.Лжецарь - в Москве, в Москве - поляки,
Пришедшие всю Русь прибрать к рукам,
На церкви русские начав атаки:
Святых иконы - в грязь, к своим ногам.В год жуткий вновь нет единенья
Среди бояр, средь именитых казаков.
Когда ж в народе кончится терпенье?
Когда ж он будет к битве с ворогом готов?
- Кто-то уже догадался о теме нашего классного часа? Он проводится накануне государственного праздника. Какого?
Назовите день, праздник и соответствующую ему тему сегодняшней беседы.
Тема классного часа «В единстве сила!», посвящен он Дню народного единства, который празднуется 4 ноября.
Вспомним трагическую историю Смутного времени.
Демонстрация видеоролика «краткая история Смутного времени».
В видеоролике использованы элементы художественного фильма, рекомендую посмотреть исторические фильмы о том времени «Русская смута. История болезни» документальный фильм Федора Бондарчук, сериалы «Империя. Начало», «Романовы», «Годунов»
Что мы знаем о связи Смутного времени с праздником народного единства?
Викторина
1. В честь какого события отмечается День народного единства?
Ответ: В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов
2. Что означает слово «единство»? Подберите синонимы.
Ответ: общность, сходство, сплочённость, спаянность, слитность
3. В каком году в России начали отмечать День народного единства?
Ответ: в 2005 году
4. Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?
Ответ: Казанский собор
5. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?
Ответ: Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади
6. Назовите год, который принято считать окончанием Смутного времени. Ответ:1613.
7. Праздник церковный праздник отмечается 4 ноября? Почему?
Ответ: праздник Казанской иконы Божией Матери
8. Основным событием праздника в 2005 году стало?
a. Открытие памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
b. Праздничные крестные ходы
c. Возложение венков президента России к памятнику Минина и Пожарского в Москве
9. Какой похожий праздник отмечался в начале ноября до 2005 года?
a. День всемирного наследия
b. День распада СССР
c. День согласия и примирения
10. В каком городе староста Кузьма Минин начал призыв к объединению и созданию ополчения, для освобождения от польских захватчиков?
a. Москва
b. Нижний Новгород
c. Владимир
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Презентация «Историческая карта России с 1613 года до наших дней»
Слайд №1, 2 Что значит Россия? Русь? Русский народ?
На придворном балу к маркизу де Кюстину, автору одной из популярных книг на Западе о России, подошел император Николай I:
- Вы думаете все эти люди вокруг нас русские?
- Конечно, Ваше Величество…
- А вот и нет. Это - татарин, это - немец, это - поляк, это- грузин, а вон там стоят еврей и молдаванин.
- Но тогда кто же здесь руссие, Ваше Величество?
- А вот все вместе мы и РУССКИЕ!
Слайд № 3. Великий князь Киевский и князь Новгородский Ярослав I Владимирович (Мудрый) давал наказ: «Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим…»
Слайд № 4. Расширение территории России с 1613 до 1914 гг.
Давайте «полистаем атлас истории», посмотрим с вами, как исторически прирастала и ширилась наша страна, подумаем о том, скольких трудов и жизней это стоило нашим предкам.
Слайд № 5. Карта Российской империи.
Слайд № 6. Образование СССР, национально-государственное строительство 1922-1936 гг.
Слайд № 7. Карта СССР в 1945-1991 гг.
Слайд № 8 . Карта СССР.
«Надо отдать должное уму и такту наших предков… Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже непохожим на них.
И благодаря этому они устояли в вековой борьбе, утвердив как принцип не истребление соседей, а дружбу народов» Лев Гумилёв (Историк-этнолог, археолог, востоковед (1912-1992))
Слайд № 9. Распад СССР в 1991 г. привел к появлению 15 независимых государств, многие из которых образовали СНГ ( Содружество независимых государств)
Слайд №10. СНГ
Слайд №11 Карта современной России.
В новой Конституции закреплен прямой запрет на отчуждение части территории Российской Федерации либо на осуществление иных действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Слайд №12 «Территориальные размеры России требуют сильной власти.
Быть русским - значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный русским людям, и в тоже время - указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов и требовать для этого дара - свободы и самостоятельности на земле.
Быть русским - значит верить в Россию, так как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители.» (Иван Ильин . Философ (1883-1954)).
В настоящее время в сети Интернет появились карты, как некоторые люди видят будущую территорию России поделенной на части другими государствами. Что вы думаете по этому поводу?
Как вы считаете, возможна ли эта ситуация? Если да, то почему? Если нет, то, что должно произойти? Ответы учащихся. Вывод: конечно нет! Россияне этого не допустят.
Слайд №13.Только в России, в нашей огромной стране, занимающей несколько часовых поясов, где много природных богатств, где самые величественные леса, в дружбе и согласии проживает огромное количество народов.
Давайте вспомним все братские республики, вместе с которыми мы 70 лет жили дружной семьей, вместе победили фашизм и разруху.
Задание 1: На карте СССР указать названия всех братских союзных республик.
Как вы хотите работать в одиночку или группой? (Работа в группах)
Слайд № 14, 15, 16.
Задание 2: Прочтите, обсудите и ответьте на вопрос: как вы понимаете высказывания известных россиян.
Скажите, пожалуйста, какую опасность несут национальные распри и конфликты? Ответы учащихся.
Слайд № 17. Задание 3: Собрать пословицы.
В единстве народа |
его свобода. |
Народ незнающий единства, с нуждой дружит, |
народ сильный единством, со счастьем дружит. |
Истинное богатство не в достатке, |
а в единстве. |
Единство народа |
от беды отводит. |
В чем проявляется современное единство России? Ответы учащихся.
В чем вы видите свою задачу как граждане России? Ответы учащихся.
- Как вы понимаете слово "патриотизм"?
- Считаете ли вы себя патриотом России? Если "да", то в чём это проявляется? Если "нет", то почему?
- Чем, на ваш взгляд, может гордиться Россия?
- Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
На смену старшему поколению непременно придут сегодняшние школьники. И именно молодёжи предстоит сделать Россию лучше. Для того чтобы приумножить богатства своего края, своей Родины, необходимо быть грамотным, высокообразованным человеком. А ещё человек должен жить с чувством патриотизма в душе. Мир огромен, красив, но нет на свете лучше той земли, лучше той страны, в которой ты родился.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, но и в уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Задумайтесь над тем, что даже сегодня, выбирая, как бы вы хотели работать: в одиночку или группой, вы выбрали группу.
Я и Мы
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы - семья, и мы - друзья.
Мы - народ, и мы - едины.
Вместе мы непобедимы.
В.Орлова
Слайд № 18
Забудем, друзья, о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь,
Сплотимся все вместе - враги будут биты,
От мощи единства земля задрожит.Подумают пусть оккупанты и тати,
Что с нами не стоит войну начинать.
Единство народа всегда будет кстати,
Едиными мир будем наш охранять!
Рефлексия
Слайд № 19
Подводя итог нашей беседе, прошу вас на сердечках продолжить фразу: «Мы едины, когда….» и закрепить ее на карте нашей страны.
Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в разговоре - размышлении. Я верю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Очень хочется, чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, ответственными гражданами нашей огромной России.