Урок русского языка в 3-м классе "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, Непроизносимые согласные в корне слова


Цели: познакомиться со словами с непроизносимым согласным звуком в корне, научиться подбирать проверочные слова, развивать умения распознавать такие слова в речи и текстах.

Формируемые УУД:

  • познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;
  • регулятивные - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.

Оборудование: компьютер, таблица «Непроизносимый согласный звук в слове».

Раздаточный материал: карточки для рефлексии, карточки «смайлы».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Повторение правила о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

2. Вставить пропущенные буквы, записать слова. Устно подобрать проверочные слова.

Сапо_ки, блю_це, улы_ка, сала_ки, морко_ка, хирур_, бере_.

III. Самоопределение к деятельности

Учитель: Произнесите слова: звёздный, тростник, яростный, капустный, солнце. Вы увидите, что в этих словах есть буквы, которые не обозначают звуков. Найдите их. Нашли? В слове звёздный - это д, в словах тростник, яростный, капустный - т, в слове солнце - л.

А теперь произнесите слово ужасный, опасный. В этих словах между[c] и [н] нет звука [т], но может показаться, что он есть.

Определите тему урока. Ученики формулируют тему урока.

IV. Работа по теме урока

1. Словарная работа. Знакомство с новыми словами с непроверяемым написанием: чувство, лестница. (Учебник, с.117).

2. Правило проверки слов с непроизносимым согласным звуком. Чтение правила на с.118.

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

3. Выпишите из пословиц слова с непроизносимым согласным звуком. Подберите к ним проверочные слова.

а) Сердце не камень.

б) Не родись красивым, а родись счастливым.

в) Поздно встанешь - мало сделаешь.

Учитель: А как узнать, нужно писать в словах непроизносимые согласные или нет?

В таких словах согласные
Всегда вы только слышите,
Но чтобы стало ясно вам,
Вы их сейчас услышите.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.

4. Выполнить упр. №223, с.117.

V. Музыкальная физкульминутка «Танцуем сидя»

(Звучит аудиозапись)

VI. Закрепление материала

1. Работа в парах. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом с вопросом запишите слова, обозначающие предмет.

Доблес(?)ный (кто?) … стол.

Чудес(?)ный (кто?) … друг.

Свис(?)нул (кто?) … герой.

2. Выполнить упр. №226, с.118.

3. Отгадать загадки.

а)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг,
Прекратится этот звук.
(Сердце)

б)

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне.
(Лестница)

в)

Что выше леса, краше света, без огня горит?
(Солнце)

г)

Раскинут ковёр
Рассыпан горох:
Ни ковра не поднять,
Ни гороха собрать.
(Звёздное небо)

4. Замените каждое словосочетание одним словом, запишите его, подчеркните непроизносимую согласную.

  • Оказывать честь - чествовать.
  • Принимать участие - ….
  • Оказывать шефскую помощь -….

5. Прочитайте народные приметы.

Кольцо вокруг со(?)нца - к ненас(?)ному дню.

Рано со(?нце всходит - быть дождю.

6. Вписать в клетки слова с непроизносимыми согласными, которые начинаются с буквы с и п.

(Сердце, солнце, поздно).

VII. Рефлексия

Придумайте как можно больше слов с непроизносимыми согласными т, д, в, л.

Т Д В Л

Возможные варианты:

Грустный, известный, лестница, радостный.
Звёздный, поздний, праздник, сердце.
Здравствуй, чувство.
Солнце.

VIII. Подведение итогов урока

- Как проверить слова с непроизносимым согласным звуком в корне?

Учащиеся дают ответы.

Учитель:

Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.

- Оцените свою работу на уроке. (Показ карточек ,,Смайлы".)

Домашнее задание: выучить правило, упр. № 227, с.118.