Цели: познакомиться со словами с непроизносимым согласным звуком в корне, научиться подбирать проверочные слова, развивать умения распознавать такие слова в речи и текстах.
Формируемые УУД:
- познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;
- регулятивные - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.
Оборудование: компьютер, таблица «Непроизносимый согласный звук в слове».
Раздаточный материал: карточки для рефлексии, карточки «смайлы».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Повторение правила о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
2. Вставить пропущенные буквы, записать слова. Устно подобрать проверочные слова.
Сапо_ки, блю_це, улы_ка, сала_ки, морко_ка, хирур_, бере_.
III. Самоопределение к деятельности
Учитель: Произнесите слова: звёздный, тростник, яростный, капустный, солнце. Вы увидите, что в этих словах есть буквы, которые не обозначают звуков. Найдите их. Нашли? В слове звёздный - это д, в словах тростник, яростный, капустный - т, в слове солнце - л.
А теперь произнесите слово ужасный, опасный. В этих словах между[c] и [н] нет звука [т], но может показаться, что он есть.
Определите тему урока. Ученики формулируют тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. Словарная работа. Знакомство с новыми словами с непроверяемым написанием: чувство, лестница. (Учебник, с.117).
2. Правило проверки слов с непроизносимым согласным звуком. Чтение правила на с.118.
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
3. Выпишите из пословиц слова с непроизносимым согласным звуком. Подберите к ним проверочные слова.
а) Сердце не камень.
б) Не родись красивым, а родись счастливым.
в) Поздно встанешь - мало сделаешь.
Учитель: А как узнать, нужно писать в словах непроизносимые согласные или нет?
В таких словах согласные
Всегда вы только слышите,
Но чтобы стало ясно вам,
Вы их сейчас услышите.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
4. Выполнить упр. №223, с.117.
V. Музыкальная физкульминутка «Танцуем сидя»
(Звучит аудиозапись)
VI. Закрепление материала
1. Работа в парах. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом с вопросом запишите слова, обозначающие предмет.
Доблес(?)ный (кто?) … стол.
Чудес(?)ный (кто?) … друг.
Свис(?)нул (кто?) … герой.
2. Выполнить упр. №226, с.118.
3. Отгадать загадки.
а)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг,
Прекратится этот звук.
(Сердце)
б)
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне.
(Лестница)
в)
Что выше леса, краше света, без огня горит?
(Солнце)
г)
Раскинут ковёр
Рассыпан горох:
Ни ковра не поднять,
Ни гороха собрать.
(Звёздное небо)
4. Замените каждое словосочетание одним словом, запишите его, подчеркните непроизносимую согласную.
- Оказывать честь - чествовать.
- Принимать участие - ….
- Оказывать шефскую помощь -….
5. Прочитайте народные приметы.
Кольцо вокруг со(?)нца - к ненас(?)ному дню.
Рано со(?нце всходит - быть дождю.
6. Вписать в клетки слова с непроизносимыми согласными, которые начинаются с буквы с и п.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Сердце, солнце, поздно).
VII. Рефлексия
Придумайте как можно больше слов с непроизносимыми согласными т, д, в, л.
Т Д В Л
Возможные варианты:
Грустный, известный, лестница, радостный.
Звёздный, поздний, праздник, сердце.
Здравствуй, чувство.
Солнце.
VIII. Подведение итогов урока
- Как проверить слова с непроизносимым согласным звуком в корне?
Учащиеся дают ответы.
Учитель:
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
- Оцените свою работу на уроке. (Показ карточек ,,Смайлы".)
Домашнее задание: выучить правило, упр. № 227, с.118.