Моральный выбор – это ответственность. 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 8

Ключевые слова: моральные правила человека


Цель урока: Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса.

Основные понятия: моральный выбор, свобода. Ответственность.

Задачи урока:

Образовательные

  • Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.
  • Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Развивающие

  • Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитательные

  • Воспитание мотивов самосовершенствования.

Обеспечение потенциала:

  • коммуникативного - общение в группах, оптимальное размещение в пространстве участников коммуникации;
  • познавательного - усвоение базовых понятий темы; выполнение заданий на анализ, синтез; определение учащимися зон своего ближайшего развития;
  • ценностного - создание ситуаций морального выбора; оценка поступков на основе общечеловеческих ценностей.

Ход урока

Перед уроком учащимся предлагается самостоятельно сформировать 3 группы по 3-4 человека.

I. Организационный момент

(Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.)

II. Актуализация знаний по теме «Долг. Совесть»

(Слайд с Я.Корчаком)

Рассказ детей о Я.Корчаке. Вопрос: какой долг выполнил Корчак - общественный или моральный?

III. Изучение нового материала

  1. Постановка проблемы урока.

Учитель: Всегда ли совпадает разумное и нравственное? Этот вопрос мы выделим как проблему урока, рассмотрим. ОБСУДИМ РАЗНЫЕ ситуации и попытаемся ответить на проблемный вопрос в конце урока.

2. Формирование понятия « Моральный выбор». Какую сферу жизни общества мы с вами изучаем? (духовную)

Что мы вкладываем в понятие духовность? (внутренний мир человека, его мысли. Поведение. Отношение к жизни)

Учитель: В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Мы часто выбираем: круг общения, увлечения, одежду, мебель. Но более сложным является выбор действия - поступка. У меня в руках два яблока: одно крупное, свежее, без изъянов, другое - по размеру меньше, с червоточинами, не очень свежее. Ко мне пришел друг. Я точно знаю, что его нужно угостить, но не знаю, какое яблоко предложить. То, что лучше - да, ему будет приятно. А может лучшее оставить себе - ведь себя я тоже люблю, да и как говорится в русской поговорке «Своя рубашка ближе к телу». Так как поступить? Это и есть мой моральный выбор (запись термина на доске). Задание учащимся: на стр. 54 учебника найдите определение понятия «моральный выбор» и запишите его в рабочую тетрадь (Моральный выбор - это поступок, деяние, при котором человек не только внутренне выбирает свое моральной отношение, но и действует в соответствии с этим выбором).

Вопросы: В отличие от животного, человеку дана свобода выбора между добром и злом.

А что означает быть свободным? (Это возможность поступать в соответствии со своими желаниями).

3. Формирование понятия «Свобода»

Рассказ о курьере (Джуссоев Влад или Магкоев Гия) О свободе выбора , о том, что мы несем ответственноть за свой выбор. Доказываем, что свобода - это ответственность и Свобода - это осознанная необходимость.

4. Формирование понятия «Ответственность»

Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся).

Что же такое «ответственность»? На основе текста учебника сформулируйте определение данного понятия. Сверьте свое самостоятельно составленное определение с определением из словаря и запишите его в рабочую тетрадь (Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.)

5. Организация работы в группах. Решение проблемных ситуаций

Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом .

(Защита результатов групповой работы)

6. Формирование понятия «Самосовершенствование»

Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно. Ведь одно дело знать нормы морали, а другое - действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? (ответы учащихся)

Рассмотрим 2 проблемы: самоооценка и быть или казаться
(Слайд про Нерона).

(Самооценка) Главное поступки а не то, что мы говорим сами о себе.

«Человек… есть лишь то, что он сам из себя делает»
Жан-Поль Сартр.

(Быть или казаться)

Легче казаться честным, чем быть им. Для нормального человека унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе.

Моральный человек не позволит себе проступка или какой-то фальши, лицемерия, даже если наверняка об этом никто не узнает. Суд собственной совести для него превыше людского суда окружающих.

IV. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока

Мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками.

Или я расскажу вам об одном человеке - нашей землячке, уроженке г. Алагир Басиевой Чабахан (демонстрация слайда с ее портретом). Рассказ об ее подвиге.

Вопросы: Как вы оцениваете поступок Чабахан Басиевой? Аргументируйте свой ответ (Ответы учащихся). Почему Чабахан поступила именно так, а не иначе? Что чувствовала она в этот последний момент своей жизни, зная, что возможно казнят ее родных тоже, какими нормами морали руководствовалась? (Ответы учащихся). Разве ее поступок можно назвать разумным?

Ответы детей на вопрос: Этот поступок обладает высшей разумностью, ибо поддерживает в обществе саму идею чести, справедливости, готовности помочь попавшим в беду. Выигрывает не этот мужественный человек, а все общество: сохраняется его нравственный потенциал, основа его единства и целостности. Таковы смысл и цена жертв, которые приносят лучшие люди страны.

Итак наш вывод по поводу того совпадают ли разумное и нравственное?

Проведение тестовой работы с выставлением себе оценки.

V. Домашнее задание
Параграф 8.

Учитель: перед вами высказывания известных людей. Выберите одно, которое, по вашему мнению, больше всего отражает ваше представление о моральном выборе, и объясните свой выбор.

Материал для обсуждения

В конце октября 1942-го года, немцы заняли Алагир. Здесь немцы хотели издавать газету на осетинском языке. Молодой учительнице Чабахан Басиевой предложили стать редактором. Ее пятнадцать раз вызывали на допрос, избивали, угрожали расстрелом. Но Чабахан отказалась помогать фашистам. Она была казнена вместе с матерью и братом.

Случай 1.

Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

  • свободы
  • ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4.

Случай 2.

Во время уроков мальчики класса спрятали пенал одной из одноклассниц, и не вернули. Классный руководитель, узнав про это от другой ученицы, попыталась узнать правду у одного из участников инцидента. Она его просит признаться в содеянном проступке. Тот, ничем себя не выдавая, сделал вид что вообще ни причём. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься прослыть ябедой. Как поступить в такой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

  • свободы
  • ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4.

Случай 3.

Команда нашей школы выступает на спартакиаде. Но во время соревнований один из участников команды повреждает ногу и не может продолжить дальнейшее участие. Физорг выбирает в качестве замены именно тебя. Но ты знаешь, что впереди лазание по канату, а ты боишься высоты. Как ты поступишь в этой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

  • свободы
  • ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4.

Случай 4.

Во время уроков мальчики класса спрятали пенал одной из одноклассниц, и не вернули. Классный руководитель, узнав про это от другой ученицы, попыталась узнать правду у одного из участников инцидента. Она его просит признаться в содеянном проступке. Тот, ничем себя не выдавая, сделал вид что вообще ни причём. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься прослыть ябедой. Как поступить в такой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

  • свободы
  • ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1-4.

  • «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А.Швейцер)
  • «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю» (Ж-П.Сартр)
  • «Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один» (Ф.Искандер)
  • «Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни» (П.Бауст)
  • «Нравственность - это разум сердца» (Гегель)
  • «Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я» (И.С.Кон)