Класс: 10.
Уровень: базовый.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Мультимедийный комплекс, учебники, таблицы, листы самооценки, тетради.
Цели и задачи |
|
Формируемые
|
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
|
Планируемые результаты |
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
|
Основные понятия |
Продовольственный налог; аренда; кооперация, диктатура; рентабельность; хозрасчет; концессии; нэпманы; совзнак, червонец, плановое хозяйство. |
Проблемный вопрос |
НЭП: продуманный и целенаправленный курс или комплекс противоречивых мер? |
Технологии |
Развития критического мышления, ИКТ |
Организация пространства |
Работа в группах, парах |
Ход урока
I. Оргмомент
II. Мотивация к учебной деятельности
Цели: способствовать выработке у учащихся готовности выполнять требования учебной деятельности.
Учащиеся получают листы самооценки, где за каждый этап урока выставляют себе баллы и на этапе рефлексии в конце урока отвечают на поставленные вопросы (используется сингапурская методика). Листы самооценки сдаются учителю.
Деятельность учителя:
- Вспомним основные события и даты начала ХХ вв. истории Росси, которые сделали этот период временем испытаний для нашей Родины …
Деятельность учащихся (Работа в парах): повторяют хронологию и исторические понятия.
- 1904-1905гг
- 27 февраля 1917
- 25 октября 1917
- 1914-1918гг
- 1918-1920гг
- 1905-1907гг
Мировая война |
гражданская война |
Антанта |
интервенция |
Тройственный союз |
«военный коммунизм» |
Сепаратный мир |
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военный коммунизм» (фронтальный опрос)
Вопросы: Что такое политика «военного коммунизма»? Почему была эта политика введена в государстве?
Основное содержание этой политики.
1). Беседа по содержанию политики «военного коммунизма»: уч-ся пользуются материалом заготовленной дома в виде сравнительной таблицы «Военный коммунизм и НЭП»; правую сторону таблицы (по НЭПу) учитель предлагает заполнить в ходе урока и сдать на проверку (смотри приложение);
2). Уточняют ответы друг друга и делают вывод о результатах применения этой политики (работа с учебником: ч. 1, тема 9, с.90, п.1):
За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций.
К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 10 млн. человек;
Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века;
Резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня;
Растет детская беспризорность. Это явление приобретало угрожающие масштабы.
Народ был измучен.
III. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цель: подготовка учащихся к потребности поиска необычного, нового способа действий.
Деятельность учителя.
4 года 1 мировой войны, революции, Гражданская война, Интервенция - по общему уровню страна отброшена на десятилетия назад: по добыче угля - к концу 19 века, чугуна - в 2 раза меньше, чем в 1857г, сахара - в 45 раз меньше довоенного периода, транспорт - прекратилось движение на 30 железнодорожных линиях, с\х продукция - уменьшилась в 2 раза. Осенью 1920 - весной 1921 годов разразился глубокий экономический и политический кризис, который угрожал существованию Советской власти.
Учитель: Какой вопрос стал первоочередным?
Учащиеся: Как выйти из этого кризиса.
Учитель: Какие же вопросы необходимо рассмотреть, чтобы разобраться в новой экономической политике?
Это и будет планом изучения темы в тетрадях, а на листе самооценки активность и результативность своей работы отметите соответственно его пунктам.
Учащиеся: формулируют План темы.
1. Причины введения НЭПа.
2. НЭП: сущность и основные черты (учащиеся в ходе урока заполняют правую половину сравнительной таблицы)
3. Итоги и значение НЭПа.
4. Противоречия НЭПа.
5. Отличия НЭПа от «Военного коммунизма».
Учитель: Как вы думаете, о чём нам нужно будет сделать вывод к концу урока, заполняя сравнительную таблицу?
Учащиеся: К концу урока мы выясним отличия НЭПа от политики «Военного коммунизма».
Учитель: поэтому запишем ещё один пункт плана нашей темы № 5 Отличия НЭПа от «Военного коммунизма».
IV. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: учащиеся самостоятельно выделят причины введения НЭПа, его содержание, противоречия и итоги.
(продолжительность - 25 минут)
Деятельность учителя: самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭП. Для этого:
1). Смотрим и слушаем выступление по Презентации;
2). Работаем с текстом учебника (ч.1, тема 9, п.3, 4 - с. 91-93).
Деятельность учащихся: выступают три человека, комментируя слайды Презентации по теме НЭП о причинах его введения.
1) массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.
Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».
2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте
Требования:
1) немедленные перевыборы Советов;
2) ликвидация продразверстки и продотрядов;
3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;
4) свобода торговли;
5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий.
3) забастовки рабочих в Петрограде - «колыбели революции» (отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий).
Деятельность учащихся: В тетрадях после обсуждения появляется запись
Причины перехода к НЭПу.
1. Недовольство крестьян продразверсткой (вооруженные выступления крестьян против новой власти);
2. Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайными мерами периода гражданской войны;
3. Хозяйственный и политический кризис системы «Военного коммунизма».
Деятельность учителя: самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника (с. 93, п. 5 Переход к НЭПу.), после чего предлагается предположить возможные пути выхода из сложившейся ситуации в стране
ТЕКСТ учебника:
События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров. Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил.
Учитель: Как назвать сложившуюся ситуацию в стране?
Учащиеся: В стране кризис.
Учитель: Попробуйте предположить возможные пути выхода из этого кризиса (Мозговой штурм).
Деятельность учащихся: (записи в тетрадях)
1. Продолжение политики «военного коммунизма» - репрессии, продразверстка и т.д.
Последствия - еще большая вооруженная борьба со стороны населения.
2. Полное удовлетворение требований мятежников
Последствия - оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии
3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны - делается временная уступка небольшевистским силам.
Учащиеся приходят к выводу: Ленин выбирает третий путь.
Учитель: сопровождает выводы учащихся демонстрацией слайдов Презентации о трех путях выхода из кризиса.
Учитель: Осуществление этой политики началось с марта 1921 года. На Х съезде РКП (б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу).
Цели НЭПА: (выясняются в совместном обсуждении, записываются в тетрадь)
- Снять социальную напряженность;
- Укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян.
2. НЭП: сущность и основные черты.
Деятельность учителя. Организация групповой работы.
Деятельность учащихся в группах (3-4 группы):
1). Работая с текстом учебника (ч.1, тема 10, п.1-5);
2). Работа с документами: (учебник: с. 100-101)
- «О замене развёрстки натуральным налогом» Из резолюции Х съезда РКП (б);
- «В.И.Ленин о концессиях». 21 апреля 1921 г.
- «Из декрета СНК от 23 ноября 1920 г.»
- Из работы В.И.Ленина «О кооперации». Январь 1923 г.
Действия учащихся: самостоятельно изучают материал и заполняют сравнительную таблицу «НЭП и «Военный коммунизм» (информация переносится в тетрадь по выделенным заранее линиям сравнения (Приложение 1)
- меры в области сельского хозяйства;
- меры в области промышленного производства;
- меры в области товарно-денежных отношений;
- меры в области трудовых отношений;
- основная экономическая задача;
- политическая задача.
Действия учащиеся: после заполнения правой части сравнительной таблицы выделяют и записывают в тетрадь.
«Характерные черты НЭПа»: (см. Приложение 2)
1. Итоги Нэпа (демонстрация слайдов из Презентации по НЭПу)
К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;
К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;
К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.
На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.
К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.
В то же время:
- не хватало промышленных товаров;
- рост цен;
- безработица;
- перенаселение городов;
- изменение соцструктуры;
- бюрократизация;
- отсутствие иностранных инвестиций.
4. Противоречия НЭПа (просмотр видеофрагмента https://histrf.ru/mediateka «НЭП»
IV. Закрепление изученного материала
Тест (на слайдах Презентации) - Приложение 3
1. Год принятия решение о переходе к НЭПу?
1)1917г
2)1919г
3)1921г
4) 1923г
2. Цели большевиков при осуществлении НЭПа?
А) упрочить свою власть;
Б) предоставить свободу политической оппозиции;
В) гарантировать свободное развитие личности;
Г) преодолеть экономический кризис;
Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;
Е) вернуться к рыночной экономике;
Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;
З) продолжать «мировую революцию»;
И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.
Ответ: А), Г), Д), И).
V. Рефлексия деятельности (итог урока) 7-8 мин.
Деятельность учителя: Организация осмысления приобретённых знаний.
Деятельность учащихся:
Подведение итогов урока:
- В ходе урока каждый из 4-х участников группы вписывает свои ассоциации по теме НЭП (на 1 из 4-х частей листа формата А-4 заполняется каждым «Карта согласия»). Работа в группах по 4 человека по сингапурской методике ведётся на протяжении изучения нового материала. (Сдать на проверку вместе с тетрадью)
- Выставление оценок в листы самооценки. (Сдать учителю)
- Рефлексия по сингапурской технологии «3-2-1»: (учащиеся в тетради отвечают на три вопроса: 1).Три самых важных (интересных) момента, которые запомнились; 2).Два вывода, которые буду использовать; 3). Один вопрос, с которого хотел бы начать следующий урок.
Домашнее задание: для всех: изучить § 9, 10; (вопросы после тем)
Творческое задание: ассоциативный рисунок на тему сравнения политики «Военного коммунизма» и НЭПа.
Список литературы
- Рябов Ю.А. История России 20-н.21 веков, тема 11, СПб, СМИО Пресс, 2015.
- Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. 10-11 классы. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2017.
- Журавлева О.Н. История России. 11 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2019.
- История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч. 1 под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2016.
- Левандовский А.А. История. История России. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко; под ред. С.П.Карпова. - М.: Просвещение, 2017.
Информационные ресурсы:
- http://www.school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- https://histrf.ru/mediateka - документальные фильмы, видеоролики, беседы, интерактивные карты.
- https://nsportal.ru/elena-potylitsyna - персональный сайт.