Конспект комплексного занятия по речевому развитию с элементами занимательной математики «Сказочный лабиринт Карабаса Барабаса» в старшей логопедической группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: логопедическая группа


Цель: Организовать деятельность детей по закреплению знаний русских народных сказок с использованием занимательных математических заданий.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение детей узнавать сказку через загадки, по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.
  • Познакомить с порядковым счетом в пределах 6.
  • Учить устанавливать размерные отношения между предметами разной величины, отражать в речи соотношения между ними по размеру.

Развивающие:

  • Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.
  • Способствовать развитию логического мышления, внимания, мелкой моторики рук, умению ориентироваться на листе бумаги.
  • Создать условия для развития геометрической зоркости: находить предметы одинаковой формы.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию у детей положительного эмоционального отклика к героям русских народных сказок.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать задание и выполнять его.

Материал, оборудование:

Демонстрационный:

  • Письмо, портрет Буратино (грустный/ веселый), иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Три медведя», «Царевна лягушка», «Теремок», «Дюймовочка»; дидактическое пособие «Репка» (на липучках), загадки.

Раздаточный:

  • Карточки-образцы; счетные палочки; карточки с изображением кошек, «Теремки», «Лабиринты»; простые карандаши и подставки.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок «Дюймовочка», «Теремок», «Царевна Лягушка», «Три медведя», рассматривание книг и иллюстраций, беседы по сказкам; показ настольного театра «Репка».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Обогащение словаря: Дюймовочка.

Активизация словаря: хмурый, печальный, грустный, серьезный, обиженный, расстроенный, задумчивый, заплаканный, веселый, радостный, довольный, смеющийся, улыбающийся, счастливый, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, сестричка лисичка, волчок серый бок, медведь косолапый.

Ход занятия

- Дети, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и улыбнемся, покажем свое хорошее настроение.

- Сегодня утром я получила письмо.

- От кого письмо? (От Буратино)

- Как вы догадались? (На конверте нарисован золотой ключик)

- Посмотрите, какой портрет он нам прислал. Какой здесь Буратино? (хмурый, печальный, грустный, серьезный, обиженный, расстроенный, задумчивый, заплаканный)

- Почему он такой? (его кто-то обидел)

(оставляю портрет на доске)

- Послушайте, что написал Буратино. «Дорогие дети! В нашей сказке случилась беда. Злой Карабас Барабас похитил моих друзей. Чтобы спасти их нужно выполнить задания по сказкам, а я сказки знаю плохо. Очень прошу помочь мне освободить друзей».

- Дети поможем Буратино разобраться в сказках и выполнить задания? (Да)

(дети садятся за столы)

- К какой сказке эта картинка? («Маша и медведь»)

Что случилось с Машей в этой сказке? (заблудилась, попала к медведю)

- А как Маша звала подружек? (ау - громко)

- А как ей ответили подружки (ау - тихо)

(Упражнение «далеко - близко»)

- Дети давайте расскажем сказку о том, как наши пальчики ходили в лес.

(Пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот все поел, потому и растолстел.

- Дети, а вы хотите узнать, что видела Маша в лесу? (ответы детей)

Для этого вам нужно из счетных палочек выложить изображение на карточке.

- Что увидела Маша в лесу? (елочку, грибок, домик, цветок, бабочку)

- Дети, что случилось с медведем в конце сказки? (Медведь испугался собак и побежал в лес)

- Давайте поможем медведю найти дорогу домой. (да)

- Возьмите каточку красного цвета, карандаш и выполните задание. («Лабиринт»)

(Дети подходят к доске, там иллюстрация к сказке «Теремок»).

- Напомните мне как закончилась сказка про «Теремок».

(«Пришел медведь, влез на крышу, теремок затрещал и развалился. Еле-еле все успели из него выскочить. Погоревали звери, погоревали и решили новый теремок строить»)

- Давайте немного изменим конец сказки.

- Представьте, что вы решили помочь животным, построить для каждого из них отдельный теремок.

- Назовите героев сказки, для которых мы будем строить теремки? (ответы детей)

- Проходите за столы, возьмите зеленые карточки, посчитайте сколько животных? (6)

- Сколько теремков? (6)

- Значит каждый герой сказки сможет поселиться в отдельный теремок.

- Возьмите карандаши и «достройте» домики для животных.

(нужно обвести пунктирные линии).

- Молодцы! Хорошие теремки построили, но наши герои стали ссориться, спорить. Они не могут решить, кому в какой домик поселиться. Поможем им? (поможем)

- Как вы считаете, в какой теремок нужно поселить мышку-норушку? (ее нужно поселить в самый маленький теремок) Почему? (она самая маленькая)

- А лягушку-квакушку? (в домик что немного побольше)

- Почему? (ответы детей)

- Правильно «расселите» всех героев сказки.

- А сейчас нам нужно отгадать, о каких героях говорится в этих загадках, которые прислал Буратино.

Загадки:

1.

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

2.

Летела стрела и попала в болото
А в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто распростился с земною кожей
Сделался мигом красивой, пригожей. («Царевна лягушка»)

3.

Утром однажды чудо свершилось
В цветочном бутоне она появилась
В скорлупке ореха малышка спала
Ведь девочка маленькой очень была. («Дюймовочка»)

(после того, как дети отгадают загадку, переворачиваю на доске иллюстрацию к сказке, и дети убеждаются в правильности ответа)

- Покажите пальчиками, какая маленькая Дюймовочка.

- А вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка.

- Покажите этот цветок с помощью своих пальчиков. Сомкните ладоши, а теперь разведите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились. Понюхайте цветы, покажите какой душистый аромат!

- А сейчас я хочу посмотреть на сколько вы внимательны. Вставайте драг за другом в круг. Мы поиграем в игру «Великаны, тропинка, Дюймовочка». Слушайте мою команду, будьте внимательны.

- Пока мы с вами играли, незаметно пришли в другую сказку.

- Подойдите к мольберту. Посмотрите какая это сказка? («Репка»)

- Дети смогут ли герои сказки вытянуть репку? (ответы детей) Почему? (Ответы детей)

(кто-то из детей исправляет ошибку- ставит героев по порядку, как в сказке).

- На каком месте по счету бабка? дедка? мышка? кошка? (ответы детей)

- Между кем стоит внучка? (ответы детей)

- Рядом с кем стоит Жучка? (ответы детей)

- Садитесь дети за столы, возьмите желтую карточку и посмотрите, чем отличаются кошки. (У них вместо головы разные геометрические фигуры).

- Возьмите карандаш и зачеркните «кошек» с круглой головой.

- Что нужно сделать? (ответы детей)

- Сколько кошек вы зачеркнули? (9)

- Дети, Буратино прислал вам в подарок каждому игру. Покажите, как в нее играть. Что нужно делать? (Ответы детей)

(дети по желанию берут коробочки с игрой и выкладывают животное из геометрических фигур - игра «Танграм», подхожу и тихо спрашиваю: «Кто это? Из каких геометрических фигур сложили?).

(незаметно переворачиваю портрет Буратино)

- Дети посмотрите, а что произошло с портретом Буратино? Прямо сказка! (он веселый, радостный, довольный, смеющийся, улыбающийся, счастливый)

- А почему он таким стал? (мы рассказали ему о сказках, выполнили все задания по сказкам, помогли освободить его друзей).

- Дети, действительно ли мы помогли освободить друзей Буратино? Давайте посмотрим.

(картинка на компьютере из сказки «Золотой ключик» - Буратино с друзьями).