Цель: Организовать деятельность детей по закреплению знаний русских народных сказок с использованием занимательных математических заданий.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение детей узнавать сказку через загадки, по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.
- Познакомить с порядковым счетом в пределах 6.
- Учить устанавливать размерные отношения между предметами разной величины, отражать в речи соотношения между ними по размеру.
Развивающие:
- Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.
- Способствовать развитию логического мышления, внимания, мелкой моторики рук, умению ориентироваться на листе бумаги.
- Создать условия для развития геометрической зоркости: находить предметы одинаковой формы.
Воспитательные:
- Способствовать формированию у детей положительного эмоционального отклика к героям русских народных сказок.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать задание и выполнять его.
Материал, оборудование:
Демонстрационный:
- Письмо, портрет Буратино (грустный/ веселый), иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Три медведя», «Царевна лягушка», «Теремок», «Дюймовочка»; дидактическое пособие «Репка» (на липучках), загадки.
Раздаточный:
- Карточки-образцы; счетные палочки; карточки с изображением кошек, «Теремки», «Лабиринты»; простые карандаши и подставки.
Предварительная работа:
- Чтение сказок «Дюймовочка», «Теремок», «Царевна Лягушка», «Три медведя», рассматривание книг и иллюстраций, беседы по сказкам; показ настольного театра «Репка».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Обогащение словаря: Дюймовочка.
Активизация словаря: хмурый, печальный, грустный, серьезный, обиженный, расстроенный, задумчивый, заплаканный, веселый, радостный, довольный, смеющийся, улыбающийся, счастливый, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, сестричка лисичка, волчок серый бок, медведь косолапый.
Ход занятия
- Дети, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и улыбнемся, покажем свое хорошее настроение.
- Сегодня утром я получила письмо.
- От кого письмо? (От Буратино)
- Как вы догадались? (На конверте нарисован золотой ключик)
- Посмотрите, какой портрет он нам прислал. Какой здесь Буратино? (хмурый, печальный, грустный, серьезный, обиженный, расстроенный, задумчивый, заплаканный)
- Почему он такой? (его кто-то обидел)
(оставляю портрет на доске)
- Послушайте, что написал Буратино. «Дорогие дети! В нашей сказке случилась беда. Злой Карабас Барабас похитил моих друзей. Чтобы спасти их нужно выполнить задания по сказкам, а я сказки знаю плохо. Очень прошу помочь мне освободить друзей».
- Дети поможем Буратино разобраться в сказках и выполнить задания? (Да)
(дети садятся за столы)
- К какой сказке эта картинка? («Маша и медведь»)
Что случилось с Машей в этой сказке? (заблудилась, попала к медведю)
- А как Маша звала подружек? (ау - громко)
- А как ей ответили подружки (ау - тихо)
(Упражнение «далеко - близко»)
- Дети давайте расскажем сказку о том, как наши пальчики ходили в лес.
(Пальчиковая гимнастика)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот все поел, потому и растолстел.
- Дети, а вы хотите узнать, что видела Маша в лесу? (ответы детей)
Для этого вам нужно из счетных палочек выложить изображение на карточке.
- Что увидела Маша в лесу? (елочку, грибок, домик, цветок, бабочку)
- Дети, что случилось с медведем в конце сказки? (Медведь испугался собак и побежал в лес)
- Давайте поможем медведю найти дорогу домой. (да)
- Возьмите каточку красного цвета, карандаш и выполните задание. («Лабиринт»)
(Дети подходят к доске, там иллюстрация к сказке «Теремок»).
- Напомните мне как закончилась сказка про «Теремок».
(«Пришел медведь, влез на крышу, теремок затрещал и развалился. Еле-еле все успели из него выскочить. Погоревали звери, погоревали и решили новый теремок строить»)
- Давайте немного изменим конец сказки.
- Представьте, что вы решили помочь животным, построить для каждого из них отдельный теремок.
- Назовите героев сказки, для которых мы будем строить теремки? (ответы детей)
- Проходите за столы, возьмите зеленые карточки, посчитайте сколько животных? (6)
- Сколько теремков? (6)
- Значит каждый герой сказки сможет поселиться в отдельный теремок.
- Возьмите карандаши и «достройте» домики для животных.
(нужно обвести пунктирные линии).
- Молодцы! Хорошие теремки построили, но наши герои стали ссориться, спорить. Они не могут решить, кому в какой домик поселиться. Поможем им? (поможем)
- Как вы считаете, в какой теремок нужно поселить мышку-норушку? (ее нужно поселить в самый маленький теремок) Почему? (она самая маленькая)
- А лягушку-квакушку? (в домик что немного побольше)
- Почему? (ответы детей)
- Правильно «расселите» всех героев сказки.
- А сейчас нам нужно отгадать, о каких героях говорится в этих загадках, которые прислал Буратино.
Загадки:
1. |
Возле леса на опушке
|
2. |
Летела стрела и попала в болото
|
3. |
Утром однажды чудо свершилось
|
(после того, как дети отгадают загадку, переворачиваю на доске иллюстрацию к сказке, и дети убеждаются в правильности ответа)
- Покажите пальчиками, какая маленькая Дюймовочка.
- А вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка.
- Покажите этот цветок с помощью своих пальчиков. Сомкните ладоши, а теперь разведите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились. Понюхайте цветы, покажите какой душистый аромат!
- А сейчас я хочу посмотреть на сколько вы внимательны. Вставайте драг за другом в круг. Мы поиграем в игру «Великаны, тропинка, Дюймовочка». Слушайте мою команду, будьте внимательны.
- Пока мы с вами играли, незаметно пришли в другую сказку.
- Подойдите к мольберту. Посмотрите какая это сказка? («Репка»)
- Дети смогут ли герои сказки вытянуть репку? (ответы детей) Почему? (Ответы детей)
(кто-то из детей исправляет ошибку- ставит героев по порядку, как в сказке).
- На каком месте по счету бабка? дедка? мышка? кошка? (ответы детей)
- Между кем стоит внучка? (ответы детей)
- Рядом с кем стоит Жучка? (ответы детей)
- Садитесь дети за столы, возьмите желтую карточку и посмотрите, чем отличаются кошки. (У них вместо головы разные геометрические фигуры).
- Возьмите карандаш и зачеркните «кошек» с круглой головой.
- Что нужно сделать? (ответы детей)
- Сколько кошек вы зачеркнули? (9)
- Дети, Буратино прислал вам в подарок каждому игру. Покажите, как в нее играть. Что нужно делать? (Ответы детей)
(дети по желанию берут коробочки с игрой и выкладывают животное из геометрических фигур - игра «Танграм», подхожу и тихо спрашиваю: «Кто это? Из каких геометрических фигур сложили?).
(незаметно переворачиваю портрет Буратино)
- Дети посмотрите, а что произошло с портретом Буратино? Прямо сказка! (он веселый, радостный, довольный, смеющийся, улыбающийся, счастливый)
- А почему он таким стал? (мы рассказали ему о сказках, выполнили все задания по сказкам, помогли освободить его друзей).
- Дети, действительно ли мы помогли освободить друзей Буратино? Давайте посмотрим.
(картинка на компьютере из сказки «Золотой ключик» - Буратино с друзьями).