Реализация воспитательного потенциала урока иностранного языка через использование воспитательных возможностей предметного содержания

Разделы: Иностранные языки


Часто возникает вопрос о действительном значении и потенциале урока иностранного языка. Мы привыкли рассматривать иностранный язык как предмет, помогающий в выборе профессии, развивающий, открывающий окно в новое, доселе неизведанное. И это, действительно, так, но основное достоинство иностранного языка как учебного предмета заключается, на мой взгляд, не только в этом. Получение знаний само по себе мало обогащает человека, так как ценен не только и не столько практический эффект обучения, сколько то, что процесс его приобретения привносит в формирование человека как личности. Основная ценность иностранного языка заключается и в его воспитательном потенциале.

И потенциал этот просто огромен! У иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути - личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно это свое, личностное отношение и является связующим моментом, посредством которого мы пытаемся реализовать свое воспитательное воздействие.

Потенциальные возможности нашего предмета заключаются, прежде всего, в содержании используемых материалов, методической системе обучения и в личности самого учителя. На своих уроках мы знакомим учащихся с историей и жизнью выдающихся людей, традициями и обычаями стран-носителей языка.

К сожалению, этот канал используется ещё мало и не очень умело. Дело в том, что просто включение в учебник и прочтение текста, обладающего воспитательными возможностями, не дает должного эффекта. Нужна и соответствующая его интерпретация, и соответствующее отношение к нему учителя. Урок должен вызывать эмоции и переживания, затрагивать и мотивационную сферу учащихся.

В организации урока большое внимание я уделяю начальному этапу. От настроя учащихся на процесс обучения зависит и результативность самого урока. Стараюсь определить настроение детей, их стремление к диалогу. Выбирая упражнения, считаю необходимым включить те, которые способны мотивировать к работе, стимулировать мышление и воображение.

Я часто начинаю урок фразами:

- How are you doing today?
- How was your day yesterday?

Также прошу закончить такие, например, предложения:

- I feel happy today because…
- I am sad today because…

Таким образом, стремлюсь выстраивать некую связь между процессом обучения и эмоциональным состоянием ребенка. Мне хочется настроить их на позитив, направить мысли в нужное русло, на то, что так необходимо в жизни любого человека: доброту, вежливость, милосердие, мужество… На уроке ставятся и обсуждаются многие проблемные вопросы. Их тематика и постановка зависит от возраста учащихся и от изучаемой темы. В каждой предлагаемой теме есть проблемы, обсуждение которых служит целям духовно-нравственного воспитания учащихся. Так, в младших классах мы размышляем:

- Why is it necessary to have a pet?
- How can you describe yourself?
- Why do you do sport?

Старшеклассники высказывают свою точку зрения по другим, значимым темам:

- Why is it important to have a hobby?
- Is it good to be famous?
- Why is computer addiction so dangerous?
- Real friend is great rarity.

Столь же важным является воспитание толерантности на уроке иностранного языка. Сложно достичь желаемого результата только специальными мероприятиями, посвященными этой теме, или чтением текстов. Нужно, чтобы ученик на каждом шагу видел и чувствовал отношение самого учителя к данной теме, ощущал его уважение к другим народам, обычаям и традициям. Он должен понимать, насколько глубоко учитель знает историю страны, ее место в мире, взаимоотношения с другими странами, объективно оценивает все, что происходит вокруг. Ученик чувствует убежденность самого учителя в том или ином вопросе. Зачастую мы воспитываем своим примером, своим отношением к окружающему миру.

Мне посчастливилось побывать в стране преподаваемого языка, и мой практический опыт помогает мне в диалоге с детьми. Обучение строится не только на предлагаемой информации, взятой из учебника, а и на жизненном опыте, что способствует повышению мотивации на уроке иностранного языка. Детям хочется «из первых уст» узнать об особенностях жизни, быта и традициях страны изучаемого языка.

Используя различные формы обучения, мы, тем самым, мотивирует ребенка к получению знаний. Одной из таких форм является игровая деятельность, которая нацелена на раскрытие творческого, умственного, а также физического потенциала учащихся. Это делает занятие более интересным и запоминающимся. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации, развивает познавательные интересы.

Учащиеся активно работают, с уважением относятся и к учителю и друг к другу.

Процесс овладения иноязычной речью проходит гораздо эффективнее при коллективном обучении: в парах, в группах, в командах. Отношения между учащимися в группе всецело отвечают принципам коллективности. Это воспитывает в детях такие качества как инициативность, ответственность, организованность. Это позволяет им проявить и свои лидерские качества.

В обучении иностранному языку существенную роль играет системный подход к воспитанию на основе интеграции форм и видов урочной и внеурочной деятельности.

Так, например, курсы внеурочной деятельности - «Английский клуб» помогает мне расширить границы занятия и переносит школьников в увлекательные мир знаний.

Для этого я стараюсь организовать воспитательный процесс исходя из целей и задач воспитания: подбираю интересное содержание, включаю в уроки активные формы работы, такие как дискуссии, проекты, исследовательскую деятельность. Конечно, на одном занятии у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Для этого нужна интеграция урока с различными формами воспитательной деятельности, реализуемых в классе, в кружках и секциях, в детских общественных объединениях, в системе внешкольной деятельности.

Таким образом, урок иностранного языка - это мощный механизм личностного развития ученика через реализацию его воспитательного потенциала.