Урок профориентации в 8-м классе. Тема: «Многообразие мира труда»

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8

Ключевые слова: профориентация, профессии


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: квест.

Форма урока: групповая.

Оборудование: мультимедийный комплекс, пластилин, набор «Лего», бумага формат А4, двухсторонний скотч.

Цель: Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах профессиональной деятельности. (Слайд 1)

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о профессиях;
  • формировать устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения;

Развивающие:

  • развить внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес, самостоятельность, культуру речи;
  • развить коммуникативные способности при работе в группах,
  • развить позитивную мотивацию на работу и общение в группе, активизировать учащихся к познавательной творческой деятельности;

Воспитательные:

  • воспитать любовь к труду, уважительное отношение к людям разных профессий,
  • воспитать навыки дисциплины: собранность и внимательность, навыки интеллектуальной активности.

Методы и приемы:

а) словесные (использование объяснений, пояснений)

б) наглядные (использование мультимедийной презентации)

в) практические (выполнение практических заданий с целью закрепления новых сведений о сферах профессиональной деятельности, профессиях, специальностях, работе с дидактическим материалом).

г) диагностические (рефлексия, самооценивание)

Межпредметные связи: русский язык, литература, музыка, изобразительное искусство, биология, география, обществознание.

Формы работы: групповая, работа с различными источниками информации.

Ресурсы: презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

а) Приветствие:

- Добрый день! Я рада встрече с Вами!

- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет присутствовать доброжелательная атмосфера.

б) Проверка готовности к уроку.

II. Вводная часть. Обозначение темы урока учащимся

Сегодня мы с Вами проведем урок-игру. Тему урока вы назовете сами, когда посмотрите мультфильм (Слайд 2) мульт. 3 мин…

После просмотра мультфильма учащиеся формулируют тему урока.

Тема урока: «Многообразие мира профессий» (Слайд 3)

А теперь мне бы хотелось обозначить девиз нашего урока; для этого вам надо решить анограму.

Анограма - то слово, в котором буквы стоят не на своих местах. Расставьте буквы на свои места, и вы сможете назвать девиз урока.

На слайде анограма: ОДГОРИ ОТКОРЕЫ ЫМ БИРВЫАМЕ (Слайд 4)

Девиз урока: ДОРОГИ КОТОРЫЕ МЫ ВИБИРАЕМ (Слайд 5)

III. Основная часть урока

Актуализация опорных знаний.

В мире существует тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии? Как выбрать среди них ту, с которой начнется трудовой жизненный путь.

Ребята, ответьте на вопрос: По какому принципу вы заняли места в аудитории? (ответы учеников, прошли тест «Как выбрать профессию», по результатам которого выявилось, к какому тип профессий относятся)

Существует пять типов профессий, разделенных по принципу «предмет труда» (классификация предложена академиком Климовым):

  1. «Человек - природа»
  2. «Человек - техника»
  3. «Человек - человек»
  4. «Человек - знаковая система»
  5. «Человек - художественный образ» (Слайд 6)

Вопрос: Почему на столах таблички разных цветов? (Сообщение ученицы «Профессиональные аспекты цветовых предпочтений».)

Давайте вспомним в зависимости от чего все профессии подразделяются на типы? (ответы учеников, в зависимости от типа труда)

«Человек - природа» предметом труда является живая природа (Слайд 7)

Приведите примеры профессий этого типа (зоотехник, агроном) (Слайд 8)

«Человек - техника» предметом труда являются машины и механизмы

Приведите примеры профессий этого типа (токарь, повар, инженер-механик) (Слайд 9)

«Человек - человек» предметом труда являются - люди.

Приведите примеры профессий этого типа (продавец, парикмахер, учитель, экскурсовод) (Слайд 10)

«Человек - знаковая система» предметом труда являются условные знаки, цифры, коды, искусственные языки.

Приведите примеры профессий этого типа (переводчик, секретарь-машинистка, программист, инженер) (Слайд 11)

«Человек - художественный образ» предметом труда художественный образ и способы его построения

Приведите примеры профессий этого типа (композитор, артист, художник-оформитель) (Слайд 12)

Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 7 минут. (Слайд 13) (нарезка фото профессий, продолжительность 7 минут)

«Человек - природа» - участники получают следующее задание. Попробуйте вылепить из пластилина овощи и фрукты, которые произрастают в нашем регионе и расскажите о них.

«Человек - знаковая система» - участники должны из одного большого слова "Космонавтика" составить как можно больше коротких слов, например, "ток", "кот" и др.

«Человек - человек» - участники должны провести викторину

Веселая профи-викторина

  1. Кем по профессии были герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасатели)
  2. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке "Кот в сапогах"? (Мельник)
  3. Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино"? (Столяр)
  4. Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)
  5. Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)
  6. Кем по профессии был Вакула из повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"? (Кузнецом)
  7. Кем по профессии был Юрий Деточкин - похититель автомобилей в фильме "Берегись автомобиля"? (Страховой агент)
  8. Кем по профессии был герой киноленты "Белое солнце пустыни" Верещагин, исполнивший в фильме песню "Ваше благородие…"? (Таможенником)
  9. Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)
  10. Кем был по профессии Стекляшкин в сказке "Незнайка на Луне"? (Астрономом).

«Человек - техника» - участники получают конструктор "Лего". Задание: из конструктора сконструировать какое-нибудь транспортное средство и приготовить его защиту.

«Человек - художественный образ» - участники относящиеся с данному типу получают задание: к празднику все вежливые люди посылают открытки друг другу с поздравлениями. При этом они обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 марта послать открытку с изображением новогодней елки! Вам необходимо придумать и изготовить 3D открытку ко ДНЮ ГОРОДА (21 ноября) и рассказать о ней.

А теперь перейдем к следующему заданию. Чтобы его выполнить, вам придется вспомнить: что такое профессия, специальность, должность (ответы учеников)

Профессия - род трудовой деятельности требующая определенной подготовки, профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того чтобы успешно заниматься данной работой.

  • Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
  • Специализация - это узкая область трудовой деятельности.
  • Должность - это трудовой пост.

Внимание, вам дается задание определить профессии, специальности, и должности из предложенного списка (какая группа справиться быстрее).

Учитель раздает карточки каждой группе учащихся, они самостоятельно их классифицируют и записывают в 3 столбика. После выполнения задания проводится анализ правильности выполнения работы.

Переходим к следующему заданию. Игра называется «Правильно - неправильно Он - она».

  1. Она - балерина, он - балерун. (Нет, танцовщик, а слово "балерун" носит ироничный, шутливый характер.)
  2. Она - актриса, он - актёр. (Да.)
  3. Он - пилот, она - пилотка. (Нет, она тоже пилот.)
  4. Он - спортсмен, она - спортсменка. (Да.)
  5. Он - гимнаст, она - гимнастёрка. (Нет, она - гимнастка.)
  6. Он - лифтёр, она - лифтёрша. (Да.)
  7. Он - стрелок, она - стрелочница. (Нет, она тоже стречница.)
  8. Он - рыбак, она - рыбачка. (Да.)
  9. Он - штукатур, она - штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)
  10. Она - медсестра, он - медбрат. (Да.) (Слайд 14)

Звучит музыка из программы «Угадай мелодию»

Следующая игра «Угадай мелодию»

Звучат мелодии вам необходимо угадать о какой профессии идет речь в песне? В конце музыкального конкурса ответьте на вопрос: Какие профессии являются устаревшими, а какие появились относительно недавно?

    Стюардесса по имени Жанна.
  • Три танкиста.
  • Бухгалтер.
  • Гимн строителей
  • Зеленоглазое такси.
  • Мы бродячие артисты.
  • Идет солдат по городу.
  • Художник, что рисует дождь.
  • Ни кочегары мы, ни плотники.
  • Дальнобойщик. (Слайд15)

Следующее задание:

«Профессии в пословицах и поговорках»

О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?
1. Не игла шьет, а руки.
2. Где шьют, там и порют.
3. Как скроишь, так и тачать станешь.

Портной.

1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
2. Куй железо, пока горячо.
3. Не огонь железо калит, а мех.

Кузнец.

1. Что в котел положишь, то и вынешь.
2. Кашу маслом не испортишь.
3. Не котел варит, а стряпуха.

Повар

1. Береги землю родную, как мать любимую.
2. Жить - Родине служить.
3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Военнослужащий. (Слайд 16)

Задание: Участникам квеста предлагаются загадки про профессии. Нужно их отгадать, найти верный ответ, назвать профессии, о которых идёт речь в загадках.

Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)

Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)

Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (моряк)

Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (пилот)

С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (юрист)

На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он? (милиционер)

Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник -
Делает нам стулья... (плотник)

Он от всех родных вдали
Водит в море корабли.
Повидал немало стран
Наш отважный... (капитан)

По мосту чтоб мчался скорый,
Чинит он на дне опоры.
Целый день за разом раз
Вглубь ныряет... (водолаз)

Кто движеньем управляет?
Кто машины пропускает?
На широкой мостовой
Машет жезлом... (постовой)

На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется... (военный)

Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а... (машинист)

С белым мелом и с указкой
Он проводит нам урок!
Так рассказывает классно
Наш любимый ... (педагог)

Он учит буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить (воспитатель)

IV.Этап подведения итогов

Рефлексия.

На протяжении всего занятия вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы. Сейчас вам будет дана возможность высказаться по этому поводу.

На партах есть листы бумаги трех цветов, выберите их по трем признакам:

  • красный - понравился урок;
  • зеленый - неплохой урок;
  • синий - урок не понравился;

на выбранном листе поставьте в процентном отношении 2 ответа на вопросы:

  • на сколько познавательным был урок?
  • каков эмоциональный аспект?

Самооценивание. Ваше мнение, какую оценку вы поставите себе за сегодняшний урок?

Заключительное слово учителя

Сегодня мы провели необычный урок-квест. Мы рассмотрели важные аспекты разделения профессий по типу:

  • «Человек - природа»
  • «Человек - техника»
  • «Человек - человек»
  • «Человек - знаковая система»
  • «Человек - художественный образ»

и применили их на практике, расширили свой словарный запас, и сделали первые шаги к освоению анализировать профессиональную деятельностью.

См. продолжение статьи