Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран.
Цели урока:
- Образовательная: Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий над многочленами; организовать работу класса по закреплению темы «Умножение одночлена на многочлен»; повторение понятий одночлен и его стандартный вид, многочлен и его стандартный вид; применение алгоритма умножения одночлена на многочлен на практике;
- Развивающие: создать условия для формирования приемов логического мышления, умения анализировать; создавать с этой целью в ходе урока эмоциональные ситуации удивления, восторга, занимательности. Содействовать воспитанию у учащихся чувства удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания не только по математике, но и в других областях школьных знаний.
- Воспитательные: способствовать формированию у учащихся стремления к совершенствованию знаний. Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся. Содействовать развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями; создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий; повысить общую культуру у учащихся; расширить умственный кругозор учащихся.
Учебные действия:
Развивающие УУД:
- развивать познавательный интерес; логическое мышление, память, внимание;
- способствовать развитию интереса к математике;
- развивать интуицию, догадку, грамотную математическую речь, навыки взаимоконтроля, любознательность.
Личностные УУД:
- используют правила действий над многочленами, применяют рациональные приёмы для вычислений, формируют внимательность и аккуратность в вычислениях, требовательное отношение к себе и к своей работе.
Познавательные УУД:
- закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении заданий на степень с натуральным показателем и её свойства;
- систематизируют знания, обобщают и углубляют знания, выбирают и формулируют познавательную цель, интерес к данной теме.
Регулятивные УУД:
- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи;
- уважительное отношение к чужому умению, культура учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Педагогические технологии:
- проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение, коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма проведения: урок-игра.
Приобретаемые учащимися знания и умения: Учащиеся должны уметь проговаривать действия умножения одночлена на многочлен; приводить многочлен к стандартному виду. Уметь выполнять эти действия.
Основная часть урока представляет собой практикум решения задач по теме.
Ход урока
Сегодня мы отправимся в путешествие. Но вначале я бы хотела поинтересоваться, с каким настроением мы начинаем наше путешествие.
Перед вами лежат смайлики. (Приложение 3) Выберите тот, который соответствует вашему настроению.
Ну что же, настроение у вас отличное, поэтому можно отправляться в путь.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в один из уголков страны "Алгебра", в край "Многочлены". Выясним, знаете ли вы, что такое многочлены и умеете ли вы выполнять арифметические действия над многочленами.
Но нельзя идти в гости, не зная порядков и законов страны. Давайте проверим, как мы с вами готовы к такому путешествию. Расскажите, что вы знаете о многочленах.
В этой стране много всяких диковинных названий. Давайте их вспомним. (Слайд №1)
- Что такое многочлен?
- Как можно еще можно назвать многочлен?
- Что такое многочлен с одной переменной?
- Что такое однородный многочлен?
- Как можно назвать одночлен? (моном)
- Как можно назвать двучлен? (бином)
- Как можно назвать трехчлен? (трином)
- Каким правилом мы пользуемся, чтобы умножить одночлен на многочлен?
Итак, отправляемся в путешествие. В краю "Многочлены" мы познакомимся с математическими достопримечательностями этой страны и примем активное участие в ее жизни и ее научных исследованиях, нас ждут интересные приключения. Но прежде необходимо пройти испытание, которое будет служить нам пропуском через границу. Давайте заполним наши пропуск-карточки, они будут находиться с вами в течение всего путешествия. (Приложение 1.) (Решения записываются в карточку - пропуск.) (Слайд № 2)
"Испытание 1"
а2 а в с в
х у 3 х 7
-4 к к5
Теперь перед нами открылась граница. Давайте рассмотрим карту, по которой нам предстоит путешествовать. (Слайд № 3).
1 достопримечательность, куда мы отправимся - «Долина повторенья».(устно отвечаем на вопросы)
- Как умножить многочлен на одночлен? (Слайд № 4)
- Правила раскрытия скобок? (Слайд № 5)
- Что значит многочлен записан в стандартном виде? (Слайд № 6) Назовите степень многочлена(Слайд № 7)
- Как умножить многочлен на одночлен? (Слайд № 8)
И вот первое препятствие Приключение №1 (Слайд № 9) (решается на карточке и проверяется с помощью слайда №9)
Приведите выражение к стандартному виду:
4а2-3а(а-5)=
5в2-4в(0,5в+1)=
5в2-4в(0,5+1)=
Ну что же, на этом мы покидаем «долину повторенья» и переходим в «Лабораторию тестов».
Перед нами лаборатория тестов. Давайте примем участие в исследованиях этой лаборатории. Вы должны провести 2 теста-исследования:
(Решение выполняется на карточке и на доске, проверяется после каждого задания с помощью слайдов). (Слайд № 10)
Тест А:
1.Какое из перечисленных выражений является многочленом?
А. 2х3ух4а
Б. 2х+4у
В. -6а0,6ху
2.Представьте многочлен в стандартном виде 7х2+3х4-5х-8х4+5х
А. 7х2+11х4
Б. 7х2+10х
В. 7х2-5х4
(Слайд № 11)
3.Преобразуйте в многочлен произведение: 5с(3с2+2ас-а2)
А. 5с3+10ас2-5са2
Б. 15с3+10ас2-5са2
В. 15с3+10ас+5са2
4.Найдите корни уравнения (3х+1) 3-(х+7) 2=24
А. х=-5
Б. х=7
В. х=5
Тест В: (Слайд № 12)
1. Найдите разность многочленов 3х+1 и -3х2-3х+1
А. 3х2+6х
Б. 3х2
В. -3х2+2
2.Упростите выражение 3х(х-2)-5х(х+3)
А. -23х
Б. -2х2-21х
В. -2х2+9х
Проверим результаты исследований. (По окончании работы дети выставляют себе оценки за выполнение данного теста.)
А теперь нам надо добраться до «водопада уравнений» и сделаем мы это с помощью «Физкультминутки» (Слайд № 13).
Вот мы и на месте теперь мы можем, пользуясь нашими знаниями любоваться красотой водопада (Слайды 14-16).
Последняя достопримечательность, которую мы должны посетить - это гора, вершина которой называется пиком «самостоятельности» (Слайд 17).
Самостоятельная работа выполняется на карточке-пропуске. (Приложение 2). (После выполнения работы дети проверяют друг друга и выставляют соответствующие оценки.)
Вот и закончилось наше путешествие. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы покидаете эту страну. Покажите смайлики, которые соответствуют теперь вашему настроению.
Я думаю, что вам понравилось, и у вас остаются хорошие впечатления от посещения этой необыкновенной страны. А смайлики вы оставляете у себя как воспоминание о путешествии, на них записано ваше домашнее задание.
Спасибо за урок.
До встречи.