Домашнее задание как средство формирования прочных учебных компетентностей обучающихся

Разделы: Химия

Класс: 8


Домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования

Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие.

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его "домашкой". "Домашка" - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой "горькой участи"?

Однако продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы, вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу. А для этого, во первых - ребят надо увлечь предметом и во вторых как и когда мы выдаём задание. Если это впопыхах со звонком, то ребёнок или не выполнит задание, или спишет у одноклассников. Поэтому задание нужно обязательно прокомментировать, особенно это имеет значение в младших классах и среднем звене. И диалектика здесь простая: интересно на уроке - и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку. Домашние задания - это не просто задания по конкретным предметам (хотя и они тоже есть), а принципы и методы, которые лежат в основе продуктивности и эффективности работы учеников дома. Думаю, что вряд ли сейчас их целесообразно перечислять и анализировать, потому что некоторые из них хорошо известны и часто применяются нашими учителями, другие же в определенной степени необычны, но их ценность и приемлемость каждый сможет оценить сам. Мне бы только хотелось обратить внимание на такие: домашнее задание, рассматриваемое как способ предъявления нового материала, различные творческие домашние задания. «Творческие способности развиваются только в творческой деятельности учащихся. Другого пути нет», - пишут авторы, подчеркивая настоятельную необходимость развития именно творческого потенциала школьников.
Домашнее задание служит овладению всеми учащимися основными знаниями и умениями. В новых учебниках химии за 8 класс задания делятся так:

а) проверь свои знания: собраны вопросы и задания, вся информация для выполнения содержится в параграфе

б) примени свои знания: эта рубрика предлагает применить полученные знания в конкретной ситуации

в) используй дополнительную информацию: здесь предлагается используя материал из разных источников, выразить своё мнение при решении важной проблемы

Хорошо известно, какой вклад может и должно вносить домашнее задание в овладение всеми учащимися основными знаниями и умениями. В связи с развитием общества и науки возникают новые требования к школе, соответствовать которым можно, совершенствуя учебные планы и средства обучения. Это касается и домашних заданий. Тем не менее, домашнее задание остается, в конечном счете, делом самого учителя. Поэтому необходимо рассмотреть проблему роли домашнего задания в усвоении учащимися знаний и умений с трех позиций:

  • концентрация внимания на основополагающих знаниях и умениях;
    повышение точности, систематичности, прочности и, главное, применимости знаний и умений;
  • прочное овладение всеми учащимися основными знаниями и умениями.

Если речь идет о прочности усвоения всеми учащимися основных знаний и умений, то, в первую очередь, встает вопрос о том, как домашнее задание служит запоминанию материала и тренировке памяти. Это начинается в I классе с обучения чтению, письму и счету и заканчивается в XI классе во время подготовки к выпускным экзаменам. Это те задания, о которых средние и старшие школьники часто говорят, что «они, наверно, нужны», но «слишком скучные» и «не доставляют никакого удовольствия». Опытные учителя утверждают, что задача, прежде всего, заключается в том, чтобы изменить такое убеждение. И они делают это таким образом:

  • дают школьникам почувствовать на уроке, что повторение и тренировка способствуют успешному обучению;
  • с помощью ограниченного числа вопросов, заданий и типов заданий делают возможным для учащихся получить представление об основных учебных целях разделов программы;
  • стимулируют школьников обещанием, что каждый, кто может выполнить эти задания (ответить на эти вопросы), получит, по меньшей мере, «четыре»;
    подчеркивают высокую моральную ценность упорства и настойчивости и убеждают учеников, что силой воли можно добиться всего;
  • показывают связь домашних заданий, числа выполняемых упражнений и момента контроля (решающим является достижение цели).

Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.

Домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования

Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.