Наставничество – как эффективный способ создания мотивирующей среды для раскрытия потенциала каждого педагога через формирование новых профессиональных связей

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс

Класс: 10


Мастер-класс «Методика подготовки обучающихся 10 класса к ЕГЭ по обществознанию в соответствии с КИМ 2022 г.»

Урок обществознания: «Готовимся к ЕГЭ по обществознанию»

Технологическая карта урока

Тип уроков

Применение знаний и умений (урок-семинар)

Образовательные ресурсы

    Презентация Microsoft Word
  1. Учебник «Обществознание». 10 класс. Базовый уровень - Боголюбов Л.Н. и др.
  2. Учебник «Право». 10-11 класс. Базовый и профильный уровни - Никитин А.Ф., Никитина Т.И.
  3. Обществознание. 10 класс. Технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель - Буйволова И.Ю.
  4. Конституция РФ. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
  5. Сайт «Решу ЕГЭ». Электронный ресурс: https://soc-ege.sdamgia.ru/
  6. Сайт ФГБНУ «ФИПИ». Электронный ресурс: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-9
  7. СтатГрад. Электронный ресурс: https://statgrad.org/#project/).

План

1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Контроль знаний и умений.
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание.

Цель уроков

Способствовать расширению и углублению знаний обучающихся по обществознанию, практическому применению знаний при выполнении заданий ЕГЭ

Формы и методы обучения

Форма урока: ролевая игра.
Методы урока: частично-поисковый, проблемный, практический.
Формы работы на уроке: групповая, парная, индивидуальная.

Основные понятия

Единый Государственный Экзамен

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность

Научаться: осуществлять поиск необходимой информации; применять социально-экономические, политические и гуманитарные знания в процессе решения задач второй части ЕГЭ; анализировать тексты КИМ 2021 года по обществознанию; применять обществоведческие знания на практике.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в учебнике, нормативно-правовых документах; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетентность
Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с учебником, раздаточным материалом; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог.

Организационная структура урока

Конспект урока обществознания «Готовимся к ЕГЭ по обществознанию». Региональный семинар

«Учитесь и когда придёт время
прикладывать усвоенное к делу -
разве это не прекрасно...»
Конфуций

Учитель-наставник: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги и гости нашей школы! Сегодня мы рады видеть всех присутствующих гостей - студентов Государственного Социально-Гуманитарного Университета- исторического факультета города Коломна на нашем мероприятии.

Учитель-наставляемый: Сегодня мы с Татьяной Юрьевной…

Учитель-наставник: и Марией Владимировной проводим мастер-класс «Методика подготовки обучающихся 10 класса к ЕГЭ по обществознанию». Дорогие ребята, многие из вас уже сделали свой выбор - предмет «Обществознание» для итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ. Но для того, чтобы успешно сдать этот экзамен, нужно серьёзно готовиться и системно, глубоко изучать предмет «Обществознание».

Учитель-наставник: Ребята, определите, пожалуйста, тему и цель нашего урока.

Учитель-наставник: Притча: «В лавке у Бога».

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

- Господи! Это Ты? - воскликнула она с радостью.

- Да, это Я, - ответил Бог.

- А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.

- У меня можно купить всё, - прозвучал ответ.

- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

- И это всё?! - воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.

- Да, это всё, - ответил Бог. - Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Идёт обсуждение темы и цели урока - показ слайда - тема урока, цель урока.

Учитель-наставляемый: Тема нашего урока «Готовимся к ЕГЭ по обществознанию».

Цель урока: «Способствовать расширению и углублению знаний, обучающихся по обществознанию, практическому применению знаний при выполнении заданий ЕГЭ».

Учитель-наставник: Эпиграфом для нашего урока мы с Марией Владимировной выбрали слова китайского философа Конфуция: «Учитесь и когда придёт время прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно».

Учитель-наставник: Ребята, как вы считаете, где и когда Вам смогут пригодиться знания и умения, полученные сегодня на уроке обществознания? И помогут ли они вам в дальнейшей жизни?

Идёт обсуждение, обучающиеся отвечают на вопросы.

Учитель-наставляемый: У нас сегодня не обычный урок обществознания, он пройдёт в форме ролевой игры. Учащиеся 10 класса выступят в роли «Выпускников», а студенты Государственного Социально-Гуманитарного Университета города Коломны в роли «Экспертов». Все участники игры будут работать с 2-й частью вариантов ЕГЭ по обществознанию.

Учитель-наставник: Работать «Выпускники» будут в 4-х группах и у каждой группы будет свой вариант Статград (2-я часть). А теперь Мария Владимировна расскажет вам более подробно изменения в КИМ 2022 года по обществознанию.

Идёт анализ КИМ 2022 года и баллы за 2 часть варианта ЕГЭ.

Учитель-наставляемый: Ребята, у Вас на столах лежат варианты и проектные разработки ФИПИ - КИМ 2022 года, в котором чётко прописаны изменения по обществознанию. Мы с Вами сегодня ознакомимся более подробно с изменениями КИМ во 2-й части ЕГЭ по обществознанию. С изменениями в 1-й части ЕГЭ Вы познакомитесь детально дома при выполнении домашнего задания. (Приложение 1)

Учитель-наставляемый: 2-я часть ЕГЭ по обществознанию начинается с 17-го задания и содержит 9 заданий, с 17-го по 25-е.

Максимальный балл за выполнение задания - задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.

В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).

В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).

Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения. Составление сложного плана - задание №24, а задание с элементами мини-сочинения №25 по КИМ 2022 года.

Максимальный балл за всю работу изменён с 64 до 57 баллов.

Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 210 минут.

Учитель-наставник: Но очень важно заметить, что для поступления в ВУЗ в 2022 году нужно набрать 45 баллов. Также 45 баллов требовалось для поступления в ВУЗ в 2021 году. Школьная оценка «3» оценивается в 42 балла.

Учитель-наставник: Задания части 2 ЕГЭ по обществознанию (17-25) требуют полного ответа (дать описание или обоснование; высказать и аргументировать мнение). Заполняя бланк ЕГЭ по 2-й части, укажите номер задания и запишите его полное решение. Если Вы затрудняетесь ответить на какое-либо задание - пропустите его и выполните в конце работы, после того, как выполните все предыдущие задания. (Приложение 2)

Учитель-наставник: Все ответы записывайте яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой и капиллярной ручек.

Учитель-наставник: При выполнении заданий можно воспользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Учитель-наставляемый: Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов, их будут подсчитывать «Эксперты», проверяя Ваши заполненные бланки 2 части ЕГЭ. Желаем Вам успеха!!!

Учитель-наставляемый: Итак, мы приступаем к работе в 4-х группах по вариантам и выполняем 2-ю часть заданий ЕГЭ. Сначала на черновиках, а потом записываем ответ в бланках 2-й части (9 заданий), чёрной гелевой ручкой!

Учитель-наставляемый: Студенты Коломенского Университета делают ключи к вариантам по (2 части) - 9 заданий. А потом проверяют свою работу и работу учеников по баллам.

Учитель-наставник: Если у «Экспертов» возникнут проблемы, мы предоставим им для проверки готовые ключи (к вариантам). (Приложение 3)

Учитель-наставник: За 25 минут «выпускники» должны выполнить все 9 заданий своего варианта с ответами в бланках 2 части ЕГЭ.

Учитель-наставник: Удачи, дорогие друзья!

Учитель-наставник: В это время «Эксперты» также работают над вариантами ЕГЭ и готовят ключи по 2-й части (4-х вариантов). Пожелаем «Экспертам» также, плодотворной работы! (на 25 минут) Затем каждая группа даёт ответы по своему варианту и предоставляет «экспертам» бланки с ответами. Каждой группе для выступления - 5 минут.

Учитель-наставляемый: Дорогие друзья, соблюдаем регламент работы групп! Руководителям каждой группы нужно распределить вопросы среди участников игры, включать в работу всех!!! Работаем сплочённо и ответственно!!!

Учитель-наставник: Каждая группа работает как единый, сплочённый коллектив. Мы с Марией Владимировной будем консультировать Вас, направлять Ваши действия и координировать работу групп.

Вместе: Удачи, дорогие друзья!!!

Звенит колокольчик, который оповещает всех о начале работы.

Идёт работа в группах. Группы учащихся «Выпускников» - через 20-25 минут выступают с ответами по своим вариантам (2 часть). Сдают заполненные бланки группе студентов ГСГУ («Эксперты») на проверку. «Эксперты» выставляют баллы и считают сумму баллов каждой группы.

По истечению времени работы, вновь звенит колокольчик.

Учитель-наставник: Итак, подводим итоги нашей работы в группах. Предоставляем слово «Выпускникам». Каждая группа будет отвечать в устной форме на задания 2-й части ЕГЭ по обществознанию, а также 4-е группы сдают заполненные бланки «Экспертам» для проверки и выставляют баллы в соответствии с критериями 2022 года. Пока ребята будут отвечать по группам, студенты коломенского университета внимательно читают бланки ответов и проставляют сумму баллов каждой группе. После завершения выставления баллов «Эксперты» подводят свой итог. Большая просьба к «Выпускникам» - назовите, пожалуйста, те вопросы и задания, которые вызвали у Вас определённые трудности и были для Вас сложными и непонятными в формулировке? Какие задания вызвали у Вас самые большие затруднения?

После выступления групп «Выпускников», группа «Эксперты» объявляет результаты работы групп учащихся, комментируя полученные баллы. Переходим к рефлексии.

Учитель-наставляемый: А теперь переходим к рефлексии. Дорогие друзья, перед Вами 4 картинки, 4 времени года, 4 экзотических дерева. Человека в восточной философии сравнивают с деревом. С каким деревом и временем года Вы сегодня себя ассоциируете и почему? С зимним, весенним, летним или осенним!?

Обучающиеся дают ответы, идёт активное обсуждение. В конце работы учитель-наставник и учитель-наставляемый выдают домашнее задание, подводят общие итоги работы.

Презентация

Список используемых источников:

  1. Учебник «Обществознание». 10 класс. Базовый уровень - Боголюбов Л.Н. и др.
  2. Учебник «Право». 10-11 класс. Базовый и профильный уровни - Никитин А.Ф., Никитина Т.И.
  3. Обществознание. 10 класс. Технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель - Буйволова И.Ю.
  4. Конституция РФ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399).
  5. Сайт «Решу ЕГЭ» (
  6. Сайт ФГБНУ «ФИПИ» (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-9).
  7. СтатГрад (https://statgrad.org/#project/).