Дифференцированная работа на уроках осетинского языка выражается прежде всего в учёте психологических, лингвистических методических особенностей каждого вида речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма; в учёте положительного этих видов речевой деятельности друг на друга, а также в правильном выборе приёмов и форм работы. Он требует учёта индивидуальных и групповых особенностей, проявляющихся в понимании, запоминании, усвоении материала разными учащимися.
Рекомендуется применять разнообразные формы обучения. Например:
- использование разных вариантов однотипных заданий,
- применение заданий разной степени сложности,
- оказание различной помощи уч-ся при выполнении одного и того же задания,
- выполнение упражнений при помощи ТСО в различных режимах,
- различные количества повторений для выполнения одного и того же задания,
- разные виды ключей, опор,
- чтение текстов разной трудности,
- выполнение упражнений по индивидуальным карточкам,
- работа с программированными пособиями.
Качество урока зависит от правильной организации контроля. Эффективность контроля обусловлена рядом факторов, среди которых собое место занимает организация его с учетом индивидуально-психологических особенностей уч-ся, т.е. на основе дифференцированного подхода к ним.
Для языковой догадки, прогностических умений необходимо:
- составить из приведенных предложений связный рассказ,
- тесты для определения уровня языковой подготовки и развития индивидуальных особенностей учеников,
- составить задания на догадку сложного слова с помощью контекста,
- прочесть начало предложения и закончить их.
Цели интеллектуального развития в условных группах.
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
- развитие интеллектуальных качеств личности, самостоятельности и нестандартности мышления;
|
- развитие познавательных психических процессов;
|
- формирование и коррекция мотивационных установок на учебную деятельность;
|
Личностно-ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования.
Наличие индивидуальных психофизиологических различий в развитии учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения. Именно дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности.
Ещё К.Д.Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».
Дифференциация - это обучение, построенное с учётом реальных учебных возможностей учащихся.
Так, к группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.
Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.
Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.
Комплектование групп-уровней проводится на основе критериев, сказанных выше. Деление класса, по понятным причинам, негласно и условно, т.к. состав групп непостоянен. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определённых успехов на своём уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы. Перемещение учащихся из группы в группу производится в конце каждой учебной четверти на основе выделенных показателей интелектуально-личностного роста школьников. Для удобства каждая группа получает название, не раскрывающее напрямую дифференцации..
Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового материала учителю лучше работать всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе.
Дифференцированный подход предполагает использование на уроках разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учётом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки к обучению данного материала, иначе может получится так, что один ребёнок будет усваивать программу легко, а другой - затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. При этом один ребёнок не найдёт применения своим способностям, а у другого разовьётся чувство неуверенности в своих силах. И в том, и другом случае у учащихся угаснет интерес к предмету. Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс на этом этапе обучения более плодотворным, интересным и полезным для дальнейшего обучения в старших классах.
Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей. А так как большую часть на уроке дети работают самостоятельно, то необходимо обучать их методам приобретения знаний, а не набору тех или иных фактов и применению их в простейших случаях. Следование данному приципу позволяет выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития. Для детей, испытывающих затруднения в изучении материала, дифференцированный подход и овладение различными методами работы с книгой, учебными пособиями создаёт условия для формирования базовых знаний на доступном для них уровне.
Осуществляя групповую дифференциацию, учитель должен руководствоваться следующими требованиями: создать атмосферу, благоприятную для учащихся; активно общаться с учащимися, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут. Указанное положение преставляется важным не только потому, что учащиеся знают об ожиданиях своих педагогов, но им нужно говорить о том, как они учаться. Обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации.
В организации педагогического процесса при дифференцированном подходе обучения важно соблюдение следующих условий:
- ведение дневников психолого-педагогических наблюдений, регистрация продвижения учащихся;
- постоянная проверка эффективности принятых мер, осуществление их коррекции;
- организация постоянного взаимодействия с родителями учащихся в целях координации воспитательных действий.
Об организации домашней работы с учётом дифференцации.
Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем.
В условиях осуществления дифференцированного обучения домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Разноуровневое дом. задание, предполагающее знание текста, выполнение в виде небольшой письменной работы в полном соответствии с чёткой установкой учителя, независимо от сложности, оценивается самой высокой отметкой. Такое задание способствует выроботке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь, влияют на формирование познавательных качеств учащихся, в том числе на совершенствование навыков.
Также необходим дифференцированный подход при проверке результатов обучения. Одним из наиболее практичным и оперативным способом проверки является тестирование, задания которого можно также дифференцировать. Систематическое применение тестов разных видов позволяет быстро и достаточно верно проанализировать успешность обучения. Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность показать то, что они знают, а не то, что не знают. Дифференцированный подход в данном случае является средством поддержания у ребёнка веры в свои возможности, а оценка должна отражать истинный уровень знаний.
Учитывая условную принадлежность учащихся к разным уровням, учитель осознаёт необходимость составления разноуровневых заданий. Если ориентироваться только на среднего ученика, то не будут полностью использоваться творческие возможности сильных учащихся.
Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению того или иного предмета. Но их использование ни в какой мере не должно вести к расслоению детского общества по уровню способностей.
Мой опыт и анализ домашних работ, самостоятельных работ в классе, диктантов, бесед с детьми показали, что при дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определённые положительные успехи в работе. У всех учащихся появляется уверенность в своих силах, они не испытывают затруднений при решении новых задач, в которых встречаются незнакомые ситуации. Всё это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.
Использованная литература
- 1.Ахвледиани Г.С. (ред.) Грамматика осетинского языка. Орджоникидзе, 1963. 368 стр.
- Абаев В.И. Грамматический очерк осетинского языка. Орджоникидзе: Северо-осетинское книжное издательство, 1959. - 168 с.