Повышение учебной мотивации обучающихся через успешную социализацию выпускников образовательного учреждения

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: мотивация к обучению


Главным результатом школьного образования является выпускник, обладающий практическими навыками, готовый к самостоятельной познавательной деятельности, имеющий способности реализовать собственные проекты, то есть обладающий набором определенных компетентностей.

А формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Мы знаем насколько бывает сложно направить энергию старшеклассников в нужное русло. Старшеклассники переживают сложный психологический период, стресс усугубляется необходимостью подготовки к единому государственному экзамену. Правильная мотивация поможет подростку пережить этот сложный период.

Современный выпускник должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с этими изменениями проблема профессиональной мотивации приобретает сегодня особое значение.

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление.

Мотивация - это побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

В связи с этим, в своей работе с обучающимися, педагог может использовать различные методы для повышения мотивации к учебной деятельности через успешную социализацию выпускников образовательного учреждения. Таким образом, обучающиеся 5-7 классов, при встрече с успешными выпускниками школы, могут перенять положительный настрой на достижение поставленных целей, стремлении к улучшению качества своих знаний. Ниже представлен фрагмент одной из встреч обучающихся с выпускниками образовательного учреждения.

ВВЕДЕНИЕ

«Драгоценный камень нельзя
отполировать без трения. Также и
человек не может стать успешным
без достаточного количества
трудных попыток».
Конфуций

У большинства подростков, выбравших профессию (специальность), в значительной мере деформированы смысловые основания профессионального выбора, а значит, отсутствуют или выражены крайне слабо показатели сформированности жизненных и профессиональных планов и, следовательно, уровень внутренней мотивации получить профессию. Сформировать интерес к учебе и профессии можно через самостоятельность и активность, через внедрение современных педагогических технологий, через разнообразие внеурочной работы. Одним из таких направлений является проведение «круглых столов» с выпускниками Учреждения.

Сценарий мероприятия

Эпиграф:

Секрет успеха очень прост -
Ищи в себе самом ресурсы.
Это и есть тот прочный мост-
Он не позволит сбиться с курса!
Поставлена ЦЕЛЬ, указан и ПУТЬ,
РЕСУРСЫ расставлены верно.
Есть ВЕРА в себя и тогда не свернуть...
Таков непростой путь к успеху!

Цель: способствовать формированию представления об успехе в учебной деятельности.

Задачи:

  • стимулировать процесс саморазвития личности;
  • развивать навыки логического изложения мыслей, аргументированности ответов;
  • способствовать повышению мотивации к обучению через положительный пример социализации выпускников школы различных лет.

Методы: эвристическая беседа, «дискуссионные качели».

Оборудование: мультимедийная презентация, аудио-ролик «Что такое успех», мотивационный флеш-ролик «Успех», плакат со стихотворением, цветные смайлы (красный, желтый, зеленый).

Состав участников: приглашенные гости (выпускники Учреждения разных лет), педагоги Учреждения, обучающиеся 5-7 классов.

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые гости, педагоги и обучающиеся! Сегодня мы с вами поговорим об успешной социализации в современном обществе и, надеюсь, придем к выводу, что «Будущий успех начинается сегодня» (слайд 1).

Всем известно, что дом не построить без топора, а стену не покрасить без кисти. А дорогу в заснеженной тайге не проложить без могучего бульдозера. Все это верно, ни одно дело на свете не обойдется без умелых и крепких рабочих рук. Каждый из нас вовремя получит начисленную бухгалтером заработную плату, Повар-кондитер накормит и испечет вкусный торт на праздник и продавец поможет выбрать нужный нам товар. Получение качественного профессионального образования - одно из главных условий успеха и развития карьеры.

Давайте с вами попытаемся ответить на один простой вопрос: Что же такое успех? (заслушать ответы участников).

Я предлагаю вашему вниманию определение успеха, найденное мною на одном из сайтов Интернета, с которым лично я полностью согласна (слайд 2).

Сегодня к разговору приглашаются наши сегодняшние обучающиеся. Я прошу представителей от каждого класса поучаствовать в так называемых «дискуссионных качелях». На столах вы видите три смайлика с надписями «да», «нет», «сомневаюсь».(слайд 3)

Внимательно выслушайте утверждения, которые я вам озвучу и поднимите смайлик «да» (зеленый), если согласны с утверждениями, смайлик «нет» (красный) - в случае несогласия с утверждением, смайлик «сомневаюсь» (желтый), если не уверены в ответе (после того, как обучающиеся выберут ответ, заслушать их аргументы в пользу того или иного выбора).

  • Есть такое утверждение: успешный человек - успешен во всем.
  • Мой выбор профессии - это гарантия успеха в будущем.
  • Обучаясь в школе, я сделал все, что бы стать успешным в своем будущем.

Благодарю участников дискуссии за ответы.

Что же собой представляет успех и из чего он состоит? Всё просто и сложно одновременно. (слайд 4)

  1. Первая составляющая успеха - это умение ставить цели.
  2. Вторая составляющая успеха - это упорство.
  3. Третий ингредиент успеха - умение переживать неудачи.
  4. Четвертый ингредиент успеха - отношение к успеху. Успех сам по себе не является целью. Успех - это лишь побочный эффект вашего развития.
  5. Пятый ингредиент успеха - поддержка. Говоря об успехе, мы с Вами говорим об отношениях с собой и с окружающим миром.

Большинство из вас уже давно определили свои склонности, оценили профессиональные качества и способности, которые могут пригодиться в профессии. А вот узнать, каким образом происходило становление в профессии выпускников техникума разных лет, вам предстоит от наших гостей.

Сегодня у нас в гостях выпускники школы разных лет и разных профессий. Давайте их поприветствуем. Конечно некоторые из них еще на этапе успешного становления, давайте послушаем каждого.

Итак, слово нашим гостям. (выступления приглашенных, ответы на вопросы обучающихся)

В завершение нашего разговора, мы хотим сказать вам: Помните! Вы сами в ответе за свое будущее. «Есть два взгляда на будущее: один с опаской, другой - с предвкушением!». А свой успех доказывайте только ДЕЛОМ! Пусть маленькая - но это ВАША победа!

Хочу сказать спасибо нашим гостям за то, что пришли, за то, что постарались дать ответы на наши вопросы и надеемся, что круг гостей из числа наших выпускников пополнится рядами выпускников следующих лет, и мы сможем сказать каждому из вас: «Мы гордимся вами!» (слайд 10 - мотивационный флеш-ролик «Успех»).

А сейчас я предлагаю Вам побеседовать в неформальной обстановке во время чаепития (слайд 11).