Экологическое путешествие, посвящённое Дню Земли

Разделы: География, Внеклассная работа, Экология, Краеведение

Классы: 6, 7

Ключевые слова: экология, День Земли


Цели: формирование и воспитание элементов экологической культуры, гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды у подрастающего поколения и экологической грамотности обучающихся через организацию игровой деятельности.

Задачи:

  • совершенствовать экологическое образование подрастающего поколения;
  • формировать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать стремление бережного отношения и привития любви к природе и красоте Земли, своей страны - России и Республики Северная Осетия-Алания; воспитание активного участия в деле защиты окружающей среды;
  • воспитывать у детей потребность жить в красоте и чистоте, своими руками создавая уют вокруг себя;
  • воспитывать у детей экологическую культуру, развивать эстетические чувства, любовь к прекрасному;
  • в нетрадиционной форме пропагандировать здоровый образ жизни;
  • развивать коммуникативные умения, творческие способности и культуру общения учащихся.

Оформление: выставка экологических плакатов, подделок, рисунков, фотоотчёт о работе экологического кружка, на классной доске эпиграфы и плакат о Земле, модель цветка, творческие проектные и исследовательские работы учащихся, картины К.Л.Хетагурова о природе, книги о природе, Красная книга России и РСО-А, иллюстрации флага и герба России и РСО-А.

Оборудование: компьютер, проектор,экран, презентации, физическая карта Северной Осетии, глобус.

Материалы: расставлены столы и стулья для команд на столах для команд таблички с названием команды, расставлены стулья для гостей и зрителей, на столах команд цветные кружки и флажки и карточки-иллюстрации страницы красной книги, стол жюри с таблицей конкурсов для выставления баллов и грамоты для награждения команд.

Условия путешествия: учащиеся 6-7-х классов разделены на 3 команды, у каждой команды девиз, название,эмблема и капитан, за правильные ответы команды получают баллы, у какой команд больше баллов, та команда-победитель.

Ход мероприятия

Приветствие. Вступительное слово. (педагог)

Добрый день, дорогие и уважаемые мои коллеги, гости и учащиеся школы. Мы очень рады приветствовать Вас на нашем экологическом мероприятии, посвящённом Дню Земли.

На протяжении многих лет, работая в этой школе, учитель географии и биологии ведём экологический кружок, ежегодно мы с учащимися школы проводим разнообразные экологические мероприятия, принимаем участие во многих городских, республиканских, российских и международных акциях, мероприятиях, уроках, конкурсах и т.д. Школьная жизнь проходит очень интересно, весело, увлекательно, познавательно, ярко.

(называю их и показываю презентацию)

1. Организационный момент

На доске эпиграф:

    «Как прекрасна Земля и на ней человек».
    Есенин С.А.

  • «Поведение человека в природе - это и зеркало его души».
    Зелинский К.Л.

  • Пойми живой язык природы и скажешь ты: прекрасен мир».
    Никитин Н.С.

Земля - планета на которой мы живём. Это наш дом, он очень большой и просторный, уютный и родной, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям, птицам…

Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны…. У нас один на всех источник света и тепла - Солнце. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Это всё природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного к ней. Однако это бывает не всегда так.

Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой. И судьба планеты Земля - в Его руках.

И сегодня «День Земли» - это тревожный сигнал для каждого из нас. Это призыв к тому, чтобы мы бережно относились к окружающей природе и заботились о ней.

В мире очень много разнообразных и прекрасных праздников,но среди них есть особые , которые включены в экологический календарь. День воды, День птиц… А вот наша планета Земля празднует свой день - 22 апреля. И вот наше сегодняшнее экологическое путешествие будет связано с этой датой. Дети мы приглашаем вас отправится в экологическое путешествие по планете - Земля.

Надеюсь, что это путешествие доставит Вам много прекрасных мгновений, радости, любви, тепла, умиротворения. Поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь и преумножать его богатства.

И прежде чем мы отправимся в наше путешествие, я бы хотела представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри).
Жюри будет оценивать конкурсы, выставлять оценки и подводить итоги, и награждать грамотами и дипломами.

С нами путешествуют 3 команды. Каждая команда имеет своё название, девиз и эмблему. И так в путь.

2. Приветствие команд

Команда «Экологи»:

Родную природу, любимый наш край,
Всем сердцем - люби, береги, охраняй.

Команда «Дети природы»:

Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Команда «Следопыты»:

Мир прекрасней и чудесней,
Если мы с тобою вместе.

3. Экологическое путешествие

Первый конкурс «Экологическая разминка»

Командам по очереди будут задаваться по 5 вопросов. За правильные ответы команда получает по баллу.

Вопросы для Разминки.

1. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду. (компас)

2. Первые весенние птицы. (грачи)

3. Что делает ёж зимой. (спит)

4. Назовита главные источники очищения воздуха в доме. (растения)

5. Распространённое вещество, всречающееся на земле в 3- х состояниях. (вода)

6. Верхний слой земли на котором растут растения.(почва)

7. Первый весенний цветок. (подснежник)

8. Как звали доброго доктора, который лечил зверей. (айболит)

9. Назовите домик для птиц. (гнездо)

10. Самое ценное, что есть у любого живого существа. (жизнь)

11. Как называются средства передвижения. (транспорт)

12. Кто путешествовал в страну чудес. (Алиса)

13. Чем различаются горные и равнинные реки. (скоростью течения)

14. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве. (полезные ископаемые)

15. Какая игра часто заканчивается «рыбой». (домино)

Второй конкурс «Цветок»

На доске магнитами прикреплены 3 цветных лепестка цветка.

На обратной стороне лепестка название раздела «Лес», «Птицы», «Животные». Капитаны команд по жеребьёвке подходят к цветку и «срывают» по лепестку и по соответствующему разделу отвечают на вопросы их 5. Жюри оценивает каждый правильный ответ - балл. При ответах идёт показ презентации.

Раздел «Лес»

1. Назовите профессию человека, охраняющего и оберегающего лес. (лесник)

2. Какое дерево даёт сладкий сок. (берёза)

3. Продолжи поговорку:

Много леса -…..(негуби).
Нет леса - …. (посади).

4. Какое дерево сбрасывает на зиму листву. (лиственница)

5. Какие деревья дарят нам вкусные маленькие орешки. (кедр)

Раздел «Птицы»

1. Какая птица является государственным символом России. (орёл) Показ герба России.

2. Какую птицу называют крылатым почтальоном. (голубь)

3. Название какой птицы носит созвездие. (лебедь)

4. Какую птицу называют « лесной флейтой». (иволга)

5. Просто удивительно, что из серого невзрачного циплёнка вырастает такая красивая птица с величественным оперением хвоста. (павлин)

Раздел «Животные»

1. Кого считают царём зверей. (льва)

2. Какой зверь помогает переходить дорогу. (зебра)

3. Какое животное в Индии почитается как священное. (корова)

4. Кто изображён на гербе РСО-А. (снежный барс) Показ герба

5. Какое животное носит на своей голове лес. (олень)

Третий конкурс «Страницы Красной книги»

Капитаны команд называют, показывают и рассказывают о том какие есть страницы в Красной книге - международной, Российской и Красной книге РСО-А. Показывают презентацию.

Капитаны команд рассказывают и показывают презентации о ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РСО-А:

  1. Северо-Осетинский государственный заповедник.
  2. Национальный парк «Алания».
  3. Роща «Хетаг».

На физической карте РСО-А прикрепляют цветной кружок местоположение ООПР.

Четвёртый конкурс «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать людям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Красный цвет - стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Желтый цвет - будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Зеленый цвет - ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки жёлтого, красного, зелёного цвета, в зависимости от того решения, которое принимается. Поднимает кружок капитан.

  • Дети оставили костёр в лесу. (к)
  • Ребята огородили муравейник. (з)
  • Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)
  • Ребята срезают грибы ножиком. (ж)
  • Дети очищают парк от мусора. (з)
  • Ребята увидели гнездо в траве. (ж)
  • Ребята бросают мусор на дорогу. (к)
  • Дети сильно шумят в лесу. (к)
  • Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
  • Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)
  • Дети вешают кормушку. (з)
  • Мальчики рассматривают жука. (ж)
  • Дети развешивают скворечники в парке. (з)
  • Подростки моют мотоцикл в реке. (к)
  • Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (к)
  • Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (к)
  • Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (к)
  • Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (з)
  • Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (к)
  • Дети вылечили найденную в лесу птицу. (з)

Пока жюри подведёт итоги по конкурсам и назовёт их, мы предлагаем Вам посмотреть небольшую экологическую сценку, которую подготовили учащиеся 6-го класса. Она так и называется «День рождения Земли».

4. Заключительная часть

Дорогие ребята! Вот мы завершаем с вами экологическое путешествие по планете - Земля. Давайте обратимся к нашей планете и поздравим её с праздником! Дорогая планета, Земля! Поздравляем тебя с праздником! Прости нас за наши ошибки. Мы обещаем сохранить твою красоту! Дети рассказывают стихотворение и держат в руках глобус.

«Ты береги нас»

Смотрю на глобус - шар земной,
и вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне Материки :
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза
И тихо просят Родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая Река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Е.Шкловский

Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Народная мудрость гласит: «Любить, значит знать!» А вы уже много знаете. Это вы доказали сегодня. Молодцы!

Награждение команд. Спасибо всем.

И в завершение нашего путешествия хочется сказать известные слова К.Л.Хетагурова «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, Вселенная - Отечество моё». Основоположник осетинской литературы и письменности, поэт, художник, публицист, много написал о природе, рисовал природу родного края. Всего Вам доброго! Пусть наш общий дом всегда будет чистым, добрым и счастливым! Большое спасибо.