Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи на тему «В окно повеяло весною…»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Образовательная деятельность: развитие речи

Задачи приоритетной образовательной деятельности:

«Развитие речи»:

  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие грамматически правильной диалогической речи, фонематического слуха;
  • Совершенствование умения детей внятно произносить гласные звуки и некоторые согласные;
  • Формирование умение детей согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже;
  • Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
  • Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • Развитие уважительного и доброжелательного отношения к животному и растительному миру;
  • Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными;

«Познавательное развитие»:

  • Ознакомление с природой и природными явлениями;
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Формирование первичных представ­лений о природном многообразии планеты Земля;

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
  • Совершенствование умений в рисовании;

Форма организации коллективной деятельности: Совместная деятельность педагога с детьми.

Оборудование: плакаты с изображением разных времён года, слайд-шоу иллюстраций с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), проектор, доска; иллюстрации перелетных и зимующих птиц; «чудесный мешочек» с овощами и фруктами; кисти, краски, бумага, вода.

Методы: наглядно-словесный, игровой, практический.

Тип: первичное занятие.

Предварительная работа:

  • наблюдения за природными изменениями во время прогулок, выявление особенностей;
  • чтение стихов Агнии Барто.

Часть занятия

Содержание

Дозировка

Методические указания

1. Вводная часть

Дети сидят на стульях за столами, воспитатель возле доски перед ними.

2 мин

- Тихо, тихо, дети, не шумите, прислушайтесь. Слышите? Что это за окном за звуки? Кто так сладко громко поёт?
- Птички
- Правильно, дети, птички.
- Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, вы обратили внимание на погоду? Какая у нас сейчас погода?
- Теплая, птицы поют, снега уже практически нет.
- Какое время года сейчас наступило?
-Весна

2. Основная часть

Воспитатель читает рассказ про весну. Дети внимательно слушают и после отвечают на вопросы по рассказу.

5 мин

- А сейчас я предлагаю послушать вам рассказ о весне.
- Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще и греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Деревья весной просыпаются. На них набухают почки, а после появляются и листочки. Земля весной оттаивает. Возвращаются птицы. Они поют, чирикают, щебечут. Просыпаются весной и звери. Люди же радуются весне и начинают капать, сажать и сеить.

-Какое время года наступило?
- Что солнце начинает делать весной?
- Каким становится небо ранней весной?
- Что происходит с деревьями?
- Что происходит с землей?
- Что происходит с животными и птицами?
- Чем занимаются люди с приходом весны?

Физкультминутка

Дети сидят на местах и повторяют движения за воспитателем.

2 мин

- Проведем небольшую физкультминутку. Повторяем все за мной.
Солнце встало из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки,
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем.
А потом вперед, назад.
Каждый солнцу с нами рад!

На доске висят две картинки «Зима» и «Весна».
Рассматриваем картинки.

3 мин

- Посмотрите на эту картинку. Какое время года на ней изображено? (первая картинка)
- Правильно зима. А как вы догадались, что зима на картинке изображена.
- Потому что много снега, голые деревья стоят и т.д.
- А какое время года изображено на второй картинке?
-Правильно весна.
-А как вы догадались, что это весна? Может зима? Почему вы так решили?
- Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
7. Что вырастает из-под снега?
- Молодцы! Вы все правильно сказали.

Воспитатель загадывает загадки. Дети стараются отгадать.

2 мин

- Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетает к нам весной. Давайте отгадаем про них загадки.

Загадки

1.Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица - …
(Грач).

4.Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)

2.Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(Ласточка)

3.Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети: Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль.

В: А почему этих птиц называют перелетными?

Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.

3. Заключительная часть

Рефлексия.

1 мин

Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше занятие.
Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу.