Конспект НОД «В гостях у вулканов»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Интеграция ОО:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитии»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие».

Цель: ознакомление дошкольников с природным объектом - вулканом.

Задачи:

Развивающая

  • Формировать умение детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.

Обучающая

  • Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе;
  • Обогащать словарный запас детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборант, лаборатория, спецодежда.

Воспитательная

  • Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность
  • Вызывать эмоциональный отклик

Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.

Средства и оборудование: иллюстрации вулканов (электронная презентации), макет вулкана, краска - гуашь, пластиковые тарелки, трубочки, пластилин, пластиковые стаканчики, схема сборки, значок « Юный лаборант» по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, нас ждёт сегодня очень увлекательная деятельность. Сегодня мы с вами будем работать в лаборатории, а как Вы думаете, что такое лаборатория и что делают в лабораториях? (проводят опыты)

Ребенок: Я загадаю вам загадку, давайте послушаем, о чём она?

Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о таком объекте, загадочном, удивительном и грозном как вулкан.

Ребята, вспомните, как выглядит вулкан и что он из себя представляет? Посмотрите на вулкан (воспитатель показывает снимки спящего и действующего вулканов) (подумайте, какие Вы видите отличия, между фотографиями).

Ребенок: это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

Воспитатель: Ребята вы уже много знаете о вулканах. И сегодня я вам расскажу ещё и легенду о вулкане.

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."

Ребята о чём эта легенда? (ответ ребёнка) Ребята, а кто желает рассказать стихи про вулкан?

Ребенок 1:

Вулканы стали оживать.
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла.
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой.
Вулкан и пеплом, и золой.

Ребенок 2:

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать.
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул.
И на десятки лет уснул.

Подведём итог, кто продолжит предложение, вулкан - выглядит….

Ребенок: на самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю - это жерло вулкана. Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток - лава.

Воспитатель: Давайте мы пройдем в лабораторию и проведем опыт с вулканом. Попробуем вызвать лаву. У работников лаборатории есть специальная одежда. Кто знает, как она называется? (спецодежда). Сейчас мы с вами тоже оденем спецодежду Дети надевают фартук и шапочку..

Воспитатель просит детей рассказать, из чего состоит вулкан.

Ребенок: низ - это твердая и мягкая порода, стенки вулкана покатые, на самом верху вулкана кратер, и также изобразили жерло, внутри которого находится емкость для лавы. Жерло вулкана в виде чашечки как будто вулкан уже извергался.

Воспитатель: Кто знает, что такое лава?

Ребенок 1: Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из-под земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твёрдых, превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.

Ребенок 2: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Воспитатель: правильно. Теперь я предлагаю посмотреть видео, как извергается вулкан. (Просмотр видео). Что больше всего вас впечатлило? (ответы детей)

Воспитатель: перед тем как проводить эксперимент - разомнемся. (проводится физминутка.):

Для начала мы с тобой крутим только головой. (вращения головой).
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем, (повороты в право и влево).
Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись (потягивания вверх и в стороны).

Воспитатель проводит эксперимент с большим вулканом, просит рассказать детей, что произошло.

Воспитатель: правильно, я в вулкан налила приготовленную смесь.Когда я наливала в жерло смесь - магму она вытекла по бокам из вулкана. Когда жерло переполняется магмой, вулкан извергается, как и наш сейчас.

Предлагаю самим изготовить вулкан, по схеме. (схема лежит на столе перед каждым ребенком) И провести опыт. В результате опыта у вас должно произойти извержение. Вам нужно быть очень внимательными, и выполнять только, то, что обозначено на схеме.

(дети выполняют)

Воспитатель: Оцените сами, ваш опыт удался? Объясните, почему произошло извержение.

Ответы детей

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята подведём итог нашей деятельности. Чем вы сегодня занимались (рассмотрели вулкан, посмотрели настоящее извержение, сами провели опыт).

Где вы сегодня работали, проводили эксперимент? (в лаборатории), а кем работали? (лаборантами).

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас все получилось. Я хочу вручить вам значок «Юный лаборант».