Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии

Класс: д/с


Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Эта проблема актуальна для ДОУ, так как воспитанники при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой и спортивной площадках, могут принести вред своему здоровью.

Основная задача в работе ДОУ - охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению на игровых площадках и в помещениях детского сада.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Работа по формированию основ безопасного поведения в МБДОУ «Детский сад №10 «Радуга» (г. Кольчугино) организована по 4 блокам:

  • I блок - «Животные и растения»,
  • II блок - «Чужой»,
  • III блок - «Опасности в доме»,
  • IV блок - «Опасности на дороге».

Для работы с детьми дошкольного возраста по основам безопасности нами предусмотрено создание в группе игрового Центра «Безопасность», в котором содержится:

  • картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;
  • альбомы: «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
  • детские рассказы по данной тематике;
  • наглядный дидактический материал,

Важным в работе по данному направлению является разработка и использование методического материала:

  • викторин, кроссвордов, подборка проблемных ситуаций и заданий;
  • разработка и использование электронных презентаций (соответствии с темой недели);
  • дидактических игр: «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку», игры по профилактике безопасного поведения на дороге «Светофор», «Грамотный пешеход»
  • планов виртуальных экскурсий по безопасным и опасным местам в городе Сургуте, в пожарную часть, больницу, парк, детские игровые площадки ;
  • сценарии развлечений.

Положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста по результатам данной работы будет проявляться по следующим характеристикам:

  • расширяет кругозор детей о правилах безопасного поведения,
  • формирует навыки безопасного поведения на улице, дома, в природе и др.,
  • развивает мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать,
  • формирует умение сотрудничать, сочувствовать и сопереживать, умение высказывать свои мысли.
  • формирует умение общаться, обращаться за помощью, отражать в речи свои выводы.

Большая роль отводится методическому сопровождению.

Для полноценного осуществления формирующей работы в образовательном процессе детского сада необходимо сотрудничество педагога с участниками образовательного процесса - родителями и педагогами. Так родители выступают основными партнерами в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающем мире. Осуществляя работу с родителями, мы решаем задачи формирования у них социальной компетентности в вопросах безопасности различных социальных условиях, в незнакомых ситуациях, в привлечении их к участию в различных совместных досугах и праздниках. Поэтому особое внимание в проекте мы уделяем выбору форм и методов работы с родителями.

Используемые разнообразные формы работы позволяют эффективнее решать задачи планируемой работы. Использование разнообразных форм работ с родителями дает возможность более интересно и разнообразно представить материал и вызвать интерес к важности соблюдения основ собственной безопасности.

Использованная литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. - М.: Детство-Пресс, 2002 - 144 с.
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В.Артемова. - М., 1992. - 210 с.
  3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / Н.Ю.Белая. - М.,2000. - 240 с.
  4. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир/ Н.Денисенкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 14-18.
  5. Масленникова И.С., Еронько О.Н. Безопасность жизнедеятельности / И.С.Масленникова, О.Н. Еронько. - М.: Инфра-М, 2014 - 206 с.
  6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко. - М., Просвещение, 1979 - 186 с.
  7. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста \ Р.Стеркина // Дошкольное воспитание. - 1997 - №3. - С. 4-5.
  8. Тимофеева, Л.Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации парциальной программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников» / Л.Л.Тимофеева // Дошкольная педагогика. - 2014 - №7. - С. 8-13.
  9. Федяевская В.М. За безопасность детей на улице / В.М.Федяевская // Дошкольное воспитание. - 1937 - №3. - С. 5-7.
  10. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте / А.А.Шаталин. - М.: После уроков, 2002.
  11. Шаталин А.А. Огонь - наш друг, огонь - наш враг / А.А.Шаталин. - М.: После уроков, 2003.