Цели урока:
- образовательная: сформировать знания о строении, функциях мочевыделительной системы и профилактике заболеваний этих органов.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебником и видеоинформацией по фильму
- воспитательные: воспитывать сознательное отношение у здоровому образу жизни
Задачи урока:
- Изучить строение мочевыделительной системы
- Выяснить, как устроены почки на макро- и микроскопическом уровне
- Сформировать знания об этапах образования мочи
- Понять, как возникают почечные заболевания, и каковы меры их профилактики
Оборудование: компьютерная презентация, видеофрагмент «Образование мочи», видеофрагмент «Заболевания мочевыделительной системы».
Ход урока
l. Актуализация знаний
1.Что такое терморегуляция и как она поддерживается в организме?
2. Каковы признаки теплового удара? Назовите меры первой медицинской помощи.
3. Что такое закаливание? Объясните физиологические основы закаливания?
4. Какие способы закаливания вы знаете? Почему закаленный человек реже болеет простудными заболеваниями?
II. Изучение нового материала
1. Работа с учебником: прочитайте статью «Значение выделения» на С.267 и закончите предложения:
- Легкие удаляют из организма………
- Почки и потовые железы выводят из организма……..
- Желудочно-кишечный тракт избавляет организм от…….
Устно объясните: Почему при почечной недостаточности летальный исход наступает в течение 1-2 недель?
2. Используя рис. 115 учебника, выясните (слайды презентации №4-5)
- Какие органы составляют мочевыделительную систему?
- Где располагаются почки? (в какой полости?)
- Одинакова ли высота левой и правой почек? Почему?
3. На С.267-268 прочитать статью «Органы мочевыделения (слайд презентации №7)
Устно ответить на вопросы:
- По каким сосудам кровь поступает в почки? Что несет эта кровь?
- Из чего образуется моча?
- По каким сосудам кровь выводится из почки? Каков состав этой крови?
- Как происходит удаление мочи из организма?
Макроскопическое строение почек рис.116 учебника (слайд презентации №8)
Озвучьте цифры по рисунку 1-7?
5. Микроскопическое строение почек (рис.118 учебника на С.270) (слайд презентации №9)
Рассмотрите рисунок 118 на С.270.
- Найдите на рис. Б. что обозначено цифрами 1,2 и 3?
- На рис. А выясните, как устроена капсула: 3-? 1,2 и 5?
6. Этапы образования мочи (фильмы). После просмотра фильма выпишите 2 этапа образования мочи
Записи (слайд презентации №10)
1. Фильтрация (в почечной капсуле): из капиллярного клубочка в полость капсулы отфильтровывается плазма крови без белков и форменных элементов.
За сутки у человека образуется до 180 л фильтрата (первичной мочи). Фильтрующая поверхность равна 5-6 м2.
2. Обратное всасывание (в почечных канальцах). Из извитых канальцев в сетку капилляров всасываются обратно в кровь практически вся глюкоза, все аминокислоты, витамины и гормоны, вода и хлористый натрий.
Из первичной мочи в сутки образуется только 1-1,5 л вторичной мочи
7. Причины заболеваний почек (фрагмент видеофильма). Вычерчивание схемы.
8. Доклады:
- «Мочекаменная болезнь» - учащийся 1
- «Цистит» - учащийся 2
- «Искусственная почка»- учащийся 3
lll. Закрепление материла урока (фронтальный опрос)
- Каково значение органов выделения в жизни человека?
- Какие органы образуют мочевыделительную систему?
- Из каких слоев состоит почка при макроскопическом рассмотрении?
- Что такое нефрон? Как он устроен?
- Из каких этапов складывается образование мочи?
- Каковы причины заболеваний мочевыделительной системы?
lV. Домашнее задание
п.42. Творческое задание: составить синквейн по теме «Мочевыделительная система».