Цели:
- Расширить мировоззрение учащихся в области звуков, слов, значений слов.
- Развивать логическое мышление, память, монологическую речь.
- Воспитывать интерес к родному языку.
Форма проведения: игра-викторина.
Предварительная подготовка:
- 1 этап: Собрать материал по теме.
- 2 этап: Познакомить учащихся с собранными материалами.
- 3 этап: Отработать выразительное чтение, распределить роли, разучить стихи. Заранее предлагается детям найти по словарю определение омофонов, выписать примеры таких слов. Активное участие ученики принимают при оформлении газеты к мероприятию. Ребята оформляют выставку книг.
Оборудование: схема, плакаты, карточки, декорации.
Место и время проведения: Классная комната.
План проведения:
1. Оргмомент
2. Сообщение целей урока
3. Устный опрос
4. Основная часть
А. Работа по схеме «Причины появления омофонов в речи»
Б. Анализ стихотворения
В. Анализ текста.
Г. Сценка «Диалог двух друзей»
Д. Звуки речи
5. Обобщение и закрепление
6. Итог урока
Ход урока
1. Оргмомент
2. Сообщение целей урока
Ребята, сегодня мы познакомимся со звуками близнецами, которые называются омофонами.
3. Устный опрос
А что такое омофоны? Приведите примеры.
4. Основная часть
- Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение и ответьте, что же такое омофоны?
Тетя сказала:
-Ты же ребенок
Бегать так много
Нельзя же ребятам.
Вовка в ответ:
Если я жеребенок,
Бегать мне следует,
Как жеребятам.
Я.А.Козловский
Почему у вас данное стихотворение вызвало смех?
Назовите эти слова?
Ребенок - жеребенок
Такие слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию, называются омофонами (от греч. «омос» - одинаковый и «фоне» - звук).
Обратите внимание на доску, здесь схема «Причины появления омофонов в речи».
Оглушение звонких согласных в конце и середине слова перед глухими:
|
Одинаковое произношение собственных и нарицательных имен существительных:
|
Одинаковое произношение гласных в безударном положении:
|
Слияние при произношении 2 знаменательных частей речи: |
- А теперь вы получите задание.
1. Прочитайте шутливое стихотворение, Найдите в нем омофоны, т.е. созвучные слова. Какие особенности русского произношения привели к их появлению.
За деревней - лук?
А на грядке - луг?
Там, на речке, - плод?
А на груше - плот?
Или все наоборот?
За деревней - луг,
А на грядке - лук,
А на речке плот,
А на груше плод.
2. Найдите в стихотворении омофоны и объясните, почему они пишутся по-разному: одни с большой буквы, а другие с маленькой?
Сережка
Возвращаясь под вечер с поля
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
Я.А.Козловский
- На доске висят картинки и вы должны назвать то, что видите и придумать предложение, чтобы одно и тоже слово употреблялось как нарицательное и как собственное.
- Вот село Высокое - место здесь высокое.
- Это кот пушок - он и вправду как пушок.
- Это речка Тьма - в речке рыбы тьма.
- Послушайте внимательно стихотворение и определите на слух омофоны:
О, Лень! - возмутился Олень, - чего ты лежишь словно пень?
Тю, Лень! - удивился Тюлень, - чего ты блуждаешь, как тень?
Но им не отвечала лень.
Лень!
К.Чуковский
Сценка (диалог двух друзей)
- Послушайте и ответьте на вопрос: «В чем причина этого недоразумения?»
Петя прочитал Феде вслух из книги одно шутливое стихотворение. Феде оно очень понравилось, и он стал просить:
- Петя, дай мне эту книжку, я спишу стихотворение.
- Хорошо, только, смотри, спеши.
- Хорошо спишу!
Да нет, ты спеши!
Вот чудак! Я же для этого и беру книгу, чтобы списать!
- Дано слово в транскрипции (лук). Запишите буквами слова, которые могут из него получиться. Чем они являются?
5. Обобщение и закрепление
- Что такое омофоны?
- Назовите причины появления омофонов в речи.
6. Итог урока
- Что вы узнали нового?
- О каких словах русского языка вы хотели бы узнать подробнее?
На этом урок окончен. Спасибо. До свидания.