«Я и одноклассники». Занятия для детей и подростков, имеющих проблемы в коммуникативной сфере

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7, 8


Цель: снять эмоциональные барьеры, нервно-психическое напряжение, расширить представления участников друг о друге, научить участников проводить вырабатывать стратегии поведения и адекватно реагировать в проблемных ситуациях. Достижение эмоционального контакта между участниками, создание хорошего психологического климата, дружеских отношений, развитие внимания, воображения.

Форма зала: круг.

Материал: магнитофон, принципы мозгового штурма, «Золотые правила группы», мячи, бумага формата А4, 9 листов ватмана, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, пастель, восковые мелки, природный материал, ткань, журналы с иллюстрациями, ножницы, клей, скотч фломастеры, клубок ниток, карточки.

Занятие 1

1. Упражнение «Имя».

Цель: оформление карточек-визиток, развитие групповой сплоченности, доверия.

Время: 10 минут.

Изменения, которые произошли во мне…

Техника проведения: каждый участник по кругу называет свое имя. Когда круг закончится, в обратном направлении каждый называет имя, по которому он хочет, чтобы к нему обращались другие в ходе тренинга. Затем все оформляют карточки-визитки.

Материал: белый картон, иголочки, фломастеры, карандаши, ножницы.

Инструкция: сейчас каждый из вас по кругу назовет свое имя. Когда последний участник представится, игра пойдет в обратном направлении. Теперь уже каждый будет называть свое тренинговое имя, т.е. такое, по которому он хотел, чтобы к нему обращались участники группы. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, политического деятеля или литературного героя и т.п.

А теперь оформите карточки-визитки, где укажите свое тренинговое имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Прикрепите булавкой на грудь так, чтобы все могли его прочитать. В дальнейшем на всем протяжении занятий вы будете обращаться друг к другу по этим именам. На работу вам дается 3 -5 мин.

Анализ:

  • Всех устраивает тренинговое имя, которое вы себе взяли?
  • Кто оставил свое имя?
  • Кто взял другое имя и почему?
  • Какое у вас сейчас настроение?
  • Все ли из вас готовы дальше продолжать работу?
  • Может у кого-то есть вопросы?

2. Упражнение «Узнайте друг о друге».

Цель: помочь участникам больше узнать друг о друге, самораскрытие, налаживание группового взаимодействия друг с другом, развитие коммуникативных навыков.

Время: 15 минут.

Техника проведения: Все участники делятся на 2 команды. Задача команд: задать такие вопросы членам другой команды, чтобы как можно больше узнать о них.

Инструкция: Вам необходимо разделиться на 2 группы по следующему принципу: яблоко - груша. Яблоки объединятся в одну группу, груши - в другую.

Команды должны придумать друг другу вопросы, чтобы как можно больше узнать об участниках другой команды.

Анализ:

Трудно ли было придумывать вопросы?

Кто из вас узнал что-то новое об участниках группы?

Трудно ли было отвечать на вопросы, адресованные вам?

3. Упражнение «Правила нашей группы».

Цель: создать комфортную, безопасную обстановку в группе, основанную на доверии, поддержке, взаимопомощи и сотрудничестве.

Время: 15 минут

Техника проведения: участники вырабатывают групповые правила, которые нельзя нарушать в процессе всей тренинговой работы.

Материал: бумага формата А 4, фломастеры, лист ватмана.

Инструкция: Разбейтесь на четыре малых группы по принципу: радость, счастье, удача, веселье. Каждая малая группа в течение пяти минут должна подумать над правилами, по которым будет работать группа все это время. Правила можно изложить в стихах, написать в прозе. Все будет зависеть только от вас.

А теперь сядем в круг, вы будете говорить ваши правила, а я их запишу на ватмане. Еще раз внимательно прочитайте. Все ли согласны с тем, что написано? В знак того, что мы их принимаем, поаплодируем.

Правила работы группы:

- Общение по принципу «Здесь и теперь» (каждый участник тренинга сосредотачивает свое внимание на процессах, происходящих в группе в данный момент времени; обсуждая только те чувства, мысли и переживания, которые возникают во время работы группы).

- Активность (каждый член группы реально включен в работу группы; не стоит замыкаться в себе, даже если узнали о себе не очень приятное).

- Откровенность и искренность (в группе необходимо быть искренним и нельзя говорить неправду; если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания).

- Правило «Я» (каждый участник тренинга говорит только за себя и от своего имени, например: «Я думаю…Я чувствую…Мне кажется…»).

- Уважение к говорящему (когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем его).

- Контроль поведения (каждый участник должен знать: обо всем можно говорить, но не все можно делать).

- Ответственность (каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы, он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу).

- Правило «Стоп» (каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить разговор, касающийся его личности, остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе).

- Соблюдение конфиденциальности (не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий).

- Правило «Пирога», не говорить много.

Все ли принималось?

Кто еще хочет внести что-либо в наши правила?

4. Упражнение «Ваши ожидания».

Цель: развитие эмпатии, групповой сплоченности.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники находятся в кругу и высказывают свое пожелание на тренинг.

Инструкция: сегодня первый день наших тренинговых занятий. Но, прежде чем начать работу, я попрошу вас всех высказаться о своих ожиданиях, пожеланиях на предстоящий тренинг.

Анализ:

  • Как утром вы представляли себе наши тренинговые занятия?
  • Что ждете от этих занятий?
  • Чтобы вы хотели узнать нового, интересного, полезного?
  • Какую цель вы ставите перед собой?

5. Упражнение «Кто Я?».

Цель: развитие доверия, открытости, расширение представление о себе, самоанализ.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники отвечают на вопрос «Кто Я?», используя для этого 10 слов или словосочетаний. Ответы следует записывать так, как они приходят в голову, не стараясь отобрать удачные или неудачные, важные или неважные характеристики. Ребята по желанию могут зачитать свои ответы вслух. Все делятся своими впечатлениями от выполнения задания.

Материал: бумага А4, карандаши.

Инструкция: ребята, ответьте на вопрос «Кто Я?», используя для этого 10 слов или словосочетаний. Ответы следует записывать так, как они приходят в голову, не стараясь отобрать удачные или неудачные важные или неважные характеристики. По желанию можете зачитать свои ответы вслух. А теперь поделимся своими впечатлениями.

По окончании работы проанализируем свои ответы.

Знак «+» поставим напротив ответов, обозначающих качества и роли, которые вам в себе нравятся; знак «-» - напротив тех, которые не нравятся, а в случае, если не сможете определиться, - знак «?».

Анализ:

  • Какие сложности возникли и с чем связано?
  • Легко ли писать о себе?
  • Ваше впечатление от упражнения?

6. Упражнение «Рисунок по кругу».

Цель: развитие добрых, внимательных отношений, учить умению принимать другого человека со всеми достоинствами и недостатками, развитие эмоциональной сферы.

Время: 5 минут

Техника проведения: у каждого по листу бумаги и свой цвет карандаша. Предлагается поддержать рисунок соседа. По сигналу тренера все начинают рисовать. Как только дается команда «стоп», начатые рисунки вместе с карандашом передаются слева сидящему по кругу. Упражнение продолжается до тех пор, пока лист с карандашом не вернется к хозяину. Выполняется под музыку.

Материал: бумага А4, карандаши.

Инструкция: возьмите по листу чистой бумаги и карандаши. По моей команде «начали» все начинают рисовать. Как только дам команду «стоп», начатые рисунки вместе с карандашом вы должны передайте слева сидящему по кругу. Упражнение продолжается до тех пор, пока лист с карандашом не вернется к хозяину.

Анализ:

  • Понравилась ли вам данная игра?
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Какое у вас сейчас настроение?

7. Ведение дневника «Мои победы и достижения».

Цель: помочь участникам группы отработать навыки анализа своего поведения и пове­дения членов группы; осознать свое психологическое состояние.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Участникам предлагается дома начать вести дневник «Мои победы и достижения», в котором они должны описывать то, что с ними происходи­ло на тренинге, свое настроение, чувства, мысли, переживания. Для начала можно каждому дать листок бумаги и попросить закончить предложения.

Материал: листы бумаги.

Инструкция: Я вам предлагаю дома начать вести дневник «Мои победы и достижения», в котором вы должны описывать то, что с вами происходи­ло на тренинге, свое настроение, чувства, мысли, переживания. Для начала каждый возьмите по листу белой бумаги и завершите незаконченные предложения, которые я вам продиктую.

Это будет первый лист вашего дневника.

  • Когда я сегодня шел(а) на тренинг, то…
  • Больше всего сегодня мне понравилось…
  • Мне не хотелось говорить, когда…
  • Во время занятий я много узнал(а) о…
  • Сейчас я чувствую, что...
  • Мое настроение после тренинга…
  • В следующий раз я постараюсь…
  • Я хочу, чтобы на следующей встрече…

8. Упражнение «До следующей встречи!».

Цель: получение обратной связи о прошедшем дне тренинга.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Участники сидят по кругу. Ведущий встает, вытягивает вперед руку и говорит приблизительно следующее: «Спасибо, всем спасибо», затем подходит другой участник, кладет руку на руку ведущего и произносит: «Сегодня было здорово» и т.д. Когда правые руки будут все задействованы, в дело вступают левые. Каждый член группы произносит свои пожелания по два раза за упражнение.

После того, как речи сказаны и руки соединены, ведущий прощается с подростками, и все расходятся.

Инструкция: наступило время прощаться. Но прощаться будем следующим образом. Сейчас я выйду в круг, вытяну вперед руку и произнесу: «Спасибо, всем спасибо». Затем ко мне подходит другой участник, кладет руку на мою руку и произносит: «Сегодня было здорово!» и т.д. Когда правые руки будут все задействованы, в дело вступают левые. После того, как речи сказаны и руки соединены, мы с вами расстанемся.

Анализ:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Всегда ли вы поступали так, как вы хотели, не стеснялись ли, не подстраивались ли под других?
  • Довольны ли вы собой, своим поведением и своими поступками?
  • Что вам запомнилось больше всего из нашего занятия?
  • Что понравилось, а что нет сегодня?
  • Чтобы вы хотели пожелать участникам группы?

Занятие 2

1. Упражнение «Привет не мой, но от меня».

Цель: достичь эмоционального контакта между участниками, сплочение группы, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Участникам группы предлагается написать в записке приветствие, но не подписываться, а сложить записку и положить ее в волшебную шляпу. Затем каждый по очереди вытаскивает записку и читает приветствие, как будто это его собственное.

Материал: бумага, ручки, волшебная шляпа.

Инструкция: Возьмите по листу бумаги и напишите записку со словами приветствия. Подписываться не надо. После того, как вы завершите работу, сложите записки и положите их в нашу волшебную шляпу. Я их хорошо перемешаю, каждый вытащит по одной записке и прочитает приветствие, написанное в ней как будто это его собственное.

Анализ:

  • Какие приветствия вам понравились больше всего?
  • Какие вас удивили?
  • Кто-нибудь из группы поприветствовал также как и ты?

2. Упражнение «День рождение нашей группы».

Цель: расширить представление участников друг о друге, развитие групповой сплоченности, взаимодействия, эмпатии, эмоциональности.

Время: 15 минут.

Техника проведения: Участники хаотично двигаются по аудитории и выполняют задания, которые дает ведущий. Вводится запрет на использование голоса.

Инструкция: сейчас вам предлагается свободно перемещаться по аудитории, не говоря ни слова. Нужно будет выполнить 4 задания. Итак:

1 задание. Не говоря ни слова, распределитесь по временам года, кто в какое время года родился.

2 задание. В каждом времени года разбейтесь по месяцам рождения.

3 задание. В каждом месяце разделитесь по дням рождения.

4 задание. А теперь все встаньте друг за другом по временам года, месяцам и дням рождения. Начнем с начала года. Итак, январь…

Анализ:

  • Что вы узнали нового об участниках группы?
  • Какое задание вызвало у вас особый интерес?
  • Трудно ли было найти друг друга, не используя голос?
  • Какие способы вы применяли?
  • Удалось ли справиться быстро с заданиями?
  • Понравилось ли это упражнение и чем?

3. Упражнение «На что похожа наша группа?».

Цель: развитие группового сплочения, творческого мышления, воображения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Участники сидят по кругу. Им предлагается по кругу ответить на вопрос «На что похожа наша группа?».

Инструкция: Вам нужно будет ответить на вопрос: «На что похожа наша группа?». На обдумывание дается 2 минуты.

Анализ:

  • Какие ответы показались вам наиболее интересными?
  • Что нового узнали вы о группе?
  • Какое у вас сейчас настроение?

4. Дискуссия в малых группах.

Цель: научить участников проводить анализ, вырабатывать стратегии поведения и адекватно реагировать в проблемных ситуациях.

Время: 25 минут.

Техника проведения: участники разбиваются на 3 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя. Каждой группе дается задание для обсуждения.

Материал: 3 листа ватмана, маркеры разных цветов.

Инструкция: разделитесь на 3 малые группы по принципу: один - два - три.

Выберите таймера, секретаря, спикера, председателя. Сейчас я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте при проведении дискуссии принципы мозгового штурма и соблюдайте «золотые правила группы». На работу вам дается 5 минут.

Задание 1 группе. Составьте портрет идеального одноклассника. Какими качествами он должен обладать? Задание 2 группе. Составьте портрет одноклассника, который вызывает у вас отвращение.

Задание 3 группе. Составьте портрет ученика, прибывшего в ваш класс из другого города, страны.

Спикеры, прошу вас доложить, что получилось при групповом обсуждении. Поаплодируем за хорошую продуктивную работу.

Анализ:

  • Кто хочет что-либо добавить или с чем не согласен?
  • Все ли выдвинутые идеи принимаются? Если да, то выносим на обще групповое голосование.
  • Что меня удивило?
  • Какие для себя вы сделали выводы?
  • Не хотели бы вы что-либо изменить в себе, в своем поведении?

5. Упражнение «Что изменилось?»

Цель: развитие двигательной активности, внимания, зрительного восприятия, наблюдательности, групповой сплоченности, доверительности.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Участники строятся в две шеренги друг напротив друга. Игроки первой команды поворачиваются спиной ко второй, каждый участник которой делает по 3 изменения в своей одежде. Первая команда поворачивается лицом ко второй. Каждый участник ищет изменения в одежде у напротив стоящего подростка из второй группы. Затем наоборот.

Инструкция: вам необходимо разделиться на две группы по принципу «земля - небо» и построится в две шеренги друг напротив друга. Игроки команды «Земля» поворачиваются спиной к команде «Небо», каждый участник которой делает по три изменения в своей одежде. По моему сигналу команда «Земля» поворачивается лицом, и каждый участник ищет какие сделал изменения в одежде напротив стоящий человек из другой команды. Затем отворачиваются игроки команды «Небо», а команда «Земля» делает изменения в одежде.

Анализ:

  • Удалось ли вам найти все изменения в одежде, которые сделал участник из другой команды?
  • С какими трудностями столкнулись при отгадывании?
  • На что обращали внимания, и какие приемы использовали для того, чтобы отгадать?
  • Почему в некоторых ситуациях нам необходимо быть предельно внимательными и сделать верный выбор?
  • Какие чувства возникали, когда вы ошибались?
  • Что вы взяли себе на вооружение?

6. Упражнение «О тебе и для тебя».

Цель: развитие доброго, внимательного отношения друг к другу, эмпатии, групповой сплоченности.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Участники группы сидят по кругу. Каждому подростку все участники группы дарят комплименты.

Инструкция: сейчас мы с вами будем дарить друг другу комплименты. Например: удивительная, сильный, чудесная, смелый, необыкновенная, юмористка, умная и т.д. Желательно, чтобы каждый участник получил по одному или несколько комплиментов.

Анализ:

  • Что лучше, дарить или получать комплименты?
  • Какие чувства вы испытали, получая комплименты?
  • Какое у вас настроение?
  • Понравилось ли это упражнение?

7. Упражнение «Камушек и перышко».

Цель: получение обратной связи о тренинговом занятии.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники делятся своими впечатлениями от занятий.

Материал: магнитофон, камушек, перышко.

Инструкция: посмотрите внимательно на эти два предмета, которые у меня лежат на ладонях: камушек и перышко. Камушек намного тяжелее перышка. Подумайте несколько секунд и ответьте на вопрос «Что тяжело вам сегодня давалось, а что легко?». Кто будет готов ответить на этот вопрос возьмет у меня камушек и перышко, положит их на свои ладони, ощутив при этом всю тяжесть камня и легкость перышка.

Анализ:

  • Что легко, а что тяжело давалось вам сегодня?
  • Назовите самые интересные упражнения.
  • Какие открытия сделали вы для себя?
  • Что нового узнали?
  • Что заставило задуматься?
  • Оцените свое участие в работе по 10-балльной шкале.
  • Какие ваши пожелания на следующее занятие?

Занятие 3

1. Упражнение «Половинка к половинке».

Цель: создать атмосферу доверия, открытости; включить участников в дальнейшую продуктивную деятельность через двигательную активность; снять эмоциональные барьеры.

Время: 15 минут.

Техника проведения: каждый участник группы берет карточку, на которой написана половина слова с приветствием. Предлагается свободно передвигаться по аудитории и найти вторую половину приветствия. Слова приветствия: при-вет, здо-рово, хел-лоу, здавст-вуйте, о-кей, гутен-таг, доброе - утро, добрый - день и др.

Материал: волшебная шляпа, карточки, магнитофон.

Инструкция: Возьмите из нашей волшебной шляпы по одной карточке и прочитайте, что написано. Начните передвигаться по аудитории и найдите вторую половину приветствия. Работайте молча, не переговариваясь. Как только найдете свою пару, сядьте рядом в круг.

А теперь каждая пара вслух скажет слово приветствия, которое у них получилось.

Давайте улыбнемся друг другу и послушаем, как говорит Дейл Карнеги о цене улыбки.

Цена улыбки.

Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечален­ных, а также лучшее противоядие, созданное приро­дой от неприятностей.

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпро­сить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали! Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!

Анализ:

  • Какое у вас настроение?
  • Быстро ли нашлась ваша половинка?
  • Что вы думаете о цене улыбки?
  • Для чего же все-таки надо улыбаться?
  • Выручала ли вас когда-нибудь улыбка?
  • Готовы ли продолжать работу дальше?

2. Упражнение «Доставь радость».

Цель: развитие эмпатии, доброты, взаимоуважения.

Время: 15 минут.

Техника проведения: Группа сидит по кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных - доставить ему радость.

Инструкция: Я попрошу выйти одного из участников группы и сесть в центр круга. Задача остальных похвалить его или подарить гипотетический подарок. Если тому, кто сидит в центре круга, больше всего понравился чей-либо подарок или похвала, он ему дарит в награду свою улыбку. Кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

Анализ:

  • Что лучше - доставлять радость другому или когда тебе доставляют радость?
  • Сразу ли находились приятные слова для других или приходилось думать?
  • Расскажите о своем состоянии, когда вы были в центре круга?
  • Приятно или нет оказаться в центре внимания группы?
  • Какие выводы вы для себя сделали в процессе обсуждения?

3. Упражнение «Какой я?».

Цель: дать посмотреть на себя с другой стороны; расширить представления участников группы друг о друге; развитие доверительных отношений, способствующих самораскрытию

Время: 10 минут.

Техника проведения: участникам группы предлагается по очереди отвечать на один и тот же вопрос - «Какой я?». Победит тот, кто последний даст ответ на вопрос.

Инструкция: всё мы разные. В каждом из нас много и хорошего, и плохого. Но все равно мы замечательные. Совершая ошибки, мы учимся жизни. Пройдя через тернии мы обязательно достигнем звезд. Так какие же мы с вами?

Сейчас каждый из вас по кругу будет отвечать на этот проблемный вопрос. «Какой я?». Отвечать надо, одним словом. Кто не сможет ответить, выбывает из игры. Победит тот, кто назовет последним ответ.

Анализ:

  • Что нового вы узнали друг о друге?
  • Легко или нет, было говорить о себе?
  • Кто говорил о себе не только хорошее, но и плохое?
  • Чему учит нас это упражнение?
  • Открыли ли вы в себе что-то новое?
  • Удалось ли вам посмотреть на себя с другой стороны?
  • Ваши впечатления об этом упражнении.

4. Дискуссия в малых группах.

Цель: научить участников проводить анализ, вырабатывать стратегии поведения и адекватно реагировать в проблемных ситуациях.

Время: 25 минут.

Техника проведения: участники разбиваются на 3 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя. Каждой группе дается задание для обсуждения. Ситуация, вызвавшая особый интерес и продолжительную эмоциональную дискуссию, разыгрывается в форме ролевой игры.

Материал: 3 листа ватмана, маркеры разных цветов.

Инструкция: разделитесь на 3 малые группы по принципу:

Выберете таймера, секретаря, спикера, председателя. Сейчас я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте при проведении дискуссии принципы мозгового штурма и соблюдайте «золотые правила группы». На работу вам дается 5 минут.

Задание 1 группе. У меня после уроков отняли деньги. Я под страхом избиения их отдал.

Задание 2 группе. Одноклассники отказались со мной дружить и сегодня мне объявили бойкот.

Задание 3 группе. Мне положили на стул кнопку, и я на нее сел.

Спикеры, прошу вас доложить, что получилось при групповом обсуждении. Поаплодируем за хорошую продуктивную работу.

Анализ:

  • Кто хочет что-либо добавить или с чем не согласен?
  • Все ли выдвинутые идеи принимаются? Если да, то выносим на обще групповое голосование.
  • Что меня удивило?
  • В какой ситуации я бы не хотел оказаться больше всего?
  • Какие для себя вы сделали выводы по обсуждаемым ситуациям?
  • Не хотели бы вы что-либо изменить в себе, в своем поведении?

5. Упражнение «Цепочка».

Цель: развитие групповой сплоченности, доверительных отношений, эмпатии.

Время: 15 минут.

Техника проведения: Каждый участник группы берет лист бумаги, фломастер и булавку. Вся группа становится друг за другом по кругу. Каждый прикрепляет впереди стоящему игроку булавкой на спину лист бумаги. Предлагается нарисовать рисунок на спине друга.

Материал: бумага формата А 4, булавки, фломастеры.

Инструкция: Возьмите по листу бумаги, фломастер и попросите кого-нибудь из группы прикрепить вам на спину булавочкой лист бумаги. Встаньте друг за другом и нарисуйте на листе, впередистоящего участника рисунок на память и подарите ему пожелание.

Анализ:

  • Ваши впечатления от этого упражнения?
  • Что больше понравилось читать или рисовать?
  • Совпали ли ваши желания с тем, что нарисовали и пожелали вам?

6. Игра «Иголка и нитка».

Цель: получение обратной связи от участников группы.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Участники группы сидят по кругу. Им предлагается рассказать о том, что для них значил сегодняшний день тренинга.

Материал: Кусок ткани, иголка и нитка.

Инструкция: сейчас я предлагаю вам выразить свое впечатление о сегодняшнем занятии.

У меня в руках иголка, нитка и кусочек ткани. Я буду их передавать по кругу. У кого окажутся в руках эти предметы, поделятся своим состоянием и впечатлениями о тренинговом дне. Во время рассказа необходимо будет делать стежки на ткани до тех пор, пока все не выскажете. После этого будете передавать предметы дальше.

А теперь поаплодируем себе за прекрасную работу и расстанемся с массой чудесных пожеланий.

Анализ:

  • Что принес вам этот день?
  • Насколько вы были откровенны и открыты для общения? Оцените по 10-балльной шкале.
  • Что вы узнали нового?
  • Какие открытия, достижения вы сделали сегодня?
  • Что будете использовать в дальнейшем?