Проект на тему "Психологические комплексы обучающихся и их влияние на самооценку и успеваемость"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 7, 8, 9, 10, 11


Введение

Как в прошлом, так и в настоящем актуальность этой темы не исчезает и возможно останется важной для будущих поколений. С давних времён в нашем мире присутствуют стандарты красоты и во все времена они были разные. Люди из более высокого общества всегда старались следить за собой, но и конечно не всем нравилась их внешность. Сейчас за своим внешним и внутренним миром может следить любой человек. Стандарты красоты и поведения в обществе меняются и с этим меняется значимость комплексов в нашем мире, их становится всё больше, и они всё сильнее влияют на нашу жизнь.

Таким образом, целью проекта было: Изучение психологических комплексов и их влияние на самооценку и успеваемость обучающихся нашей школы.

Для достижения цели потребовалось решить некоторые задачи:

  1. Изучить комплексы подростков.
  2. Выявить какие из них более распространены.
  3. Определить, имеется ли взаимосвязь комплексов с самооценкой и успеваемостью.
  4. Найти пути избавления от комплексов.

В данном проекте мы решили проверить такую гипотезу: «Комплексы обучающихся влияют на самооценку и успеваемость в школе».

Объектом проекта были учащиеся 8-11 классов, а предметом выступали их комплексы. Проектная работа велась 2 месяца.

Основная часть

Комплекс - это психологическое состояние, которое искажает восприятие себя в окружающей действительности. Чаше всего комплексы возникают в детстве и если с ними не бороться, то, скорее всего, они могут остаться с человеком до конца жизни.

В возрасте от 2 до 4 лет ребёнок учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и часто именно в этом возрасте начинают формироваться комплексы.

Большинство комплексов начинаются тогда, когда родители начинают требовать от своего ребёнка намного больше, чем он может сделать. Желая чаду лучшего, они и не замечают, как наносят непоправимый вред эмоциональному состоянию маленького человечка.

В начале школьного пути ребёнка будут ждать новые трудности, связанные с коллективом, ведь теперь ему нужно будет построить контакт с учителями и одноклассниками. У некоторых не получается это и появляется страх общения и большая зависимость от мнения окружающих его людей.

Возраст с 10 до 19 лет считается самым опасным и называется переходным.

  • 10 - 14 ранний переходный возраст.
  • 15 - 19 поздний переходный возраст.

В этот период у подростков появляются вопросы по поводу внешности , ведь начинают проявляться характерные мужские и женские черты. Чаще всего мальчики и девочки пытаются соответствовать стандартам красоты, которые навязывает нам общество. Из-за этого появляются физические комплексы и комплекс зависимость от мнения других.

Чтобы проверить верность гипотезу нами была составлена таблица, для того чтобы получить результаты мы провели опрос среди учащихся 8 - 11 классов.

В нашем опроснике было 10 самых распространённых комплексов среди молодого поколения.

1. Комплекс неполноценности - это чувство собственной ущербности. Человек, имеющий этот комплекс считает, что другие люди во всём превосходят его. 37 из 100 опрашиваемых подростков имеют этот комплекс.

2. У 23 человек выявлен комплекс не любви к себе - это чувство человека, когда он не может проявлять любовь или принимать её от других. Это один из самых страшных комплексов для подростка, ведь ему хочется почувствовать то, что чувствуют другие, понять, как любовь может причинить боль или сделать человека счастливее. Тут и появляются вопросы « Любить - это как?», «Почему я ничего не чувствую?» и другие волнующие подростка вопросы.

3. Одной из главных проблем подростка, которая не даёт двигаться вперёд, делать первые шаги, проявлять инициативу в разных делах , является комплекс нерешительности. По результатам опроса из-за этого комплекса страдают 15 учащихся. Ребёнок с таким комплексом всегда не уверен в своих силах и не готов совершать действия, даже если уверен в положительном результате.

4. Подросток с комплексом отличника любит быть всегда и во всём первым, а когда что-то не получается или он не чувствует себя лучше всех, тогда его состояние заметно ухудшается, подросток может впасть в депрессию. (28 человек)

5. Самое красивое название получил комплекс Алисы в стране чудес, подростки любят фантазировать, а сейчас нашу фантазию развивают книги, фильмы, сериалы, песни. Только иногда наше воображение может сыграть злую шутку.
Этот комплекс заключается в том, что подростки представляют себе идеальную пару или друзей, но в реальной жизни не бывает идеальных людей и именно поэтому не воспринимают попытки от обычных ребят стать друзьями . (13)

6. Есть очень мнительные подростки, которые считают, что они виноваты во всём и всегда. Комплекс вины испытывает 10 человек.

7. Комплекс превосходства - защитный механизм психики, при котором появляется ощущение собственного превосходства, вызванное скрытым чувством неполноценности. (7)

8. Физические комплексы самые распространённые среди подростков, это и доказал результат нашего опроса, из 100 человек 74 учащихся имеют комплекс по поводу своей внешности. Рост, вес, форма, голос, нос, выпирающий животик и многое другое может стать большой проблемой для ребёнка.

9. Многие зависимы от того, кто навязывает какие-то стандарты и люди с более слабым характером. Зависимость от мнения других мешает в жизни, ведь всем не угодишь. (36 человек)

10. Комплекс двоечника чаще всего выражается в плохом поведении в нежелании проявлять стремление к чему-либо, таким образом, подросток старается привлечь внимание к своей персоне. (2)

Результаты:

По результатам опроса мы выявили 3 самых распространённых комплекса среди обучающихся нашей школы и на их основе решили доказать нашу гипотезу.

  1. Физические комплексы.
  2. Комплекс неполноценности.
  3. Комплекс зависимости от мнения других.

Психологический тест: «Лесенка»

Обучающимся, которые прошли опрос и выбрали в качестве комплексов присущих им те, которые более распространены, предложен был тест на самооценку. На листке нарисована лестница, состоящая из 10 ступенек. И подросток должен поставить себя на любую ступень.

  • 1 - 4 - низкая самооценка.
  • 5 - 8 - адекватная самооценка.
  • 9 - 10 - завышенная самооценка.

По результатам я составили график, мы можем заметить, что у подростков с комплексами в большинстве своём самооценка занижена, а у кого не было выявлено комплексов видно, что именно адекватная самооценка преобладает в большем количестве.

Далее была проведена проверка успеваемости, и большинство из обучающихся имеют удовлетворительные или хорошие результаты.

Изучая эту тему я очень долго размышляла над путями избавления от комплексов и самым верным вариантом я считаю обращение к квалифицированному специалисту, который с точность сможет определить причину возникновения комплекса и найти пути избавления.

У некоторых нет возможности посетить психолога по некоторым причинам, тогда на помощь могут прийти советы.

7 шагов к успеху

  1. Постараться определить причину комплекса.
  2. Оценить ситуацию и подумать над ней.
  3. Избавить себя от страха.
  4. Поверить в свои возможности и стараться идти вперёд.
  5. Действовать, не останавливаться на достигнутом.
  6. Записать все свои достоинства на листочек и повесить на видное место.
  7. Полюбить жизнь и себя! Смотреть на мир с улыбкой!

Любовь и поддержка родителей очень важны для ребёнка, ведь комплексы зарождаются именно в детстве. Если родные люди вложат в своё чадо уверенность в себе и своих действиях, то с большой вероятностью у него не появится сомнений в себе на протяжении всей жизни.

Вывод

Я считаю, что гипотеза была доказана. Мы доказали, что комплексы влияют на самооценку обучающихся не в лучшую сторону. Успеваемость тоже подвержена воздействию комплексов, но в меньшей степени.

Чтобы побороть свои комплексы надо обратиться к специалисту в области психологии, а не пускать это дело на самотёк, ведь если запустить свои комплексы можно в них утонуть, а всплыть обратно уже будет намного сложнее и не каждый психолог сможет разобраться с проблемой.

Презентация

Приложения

Список используемых информационных источников

  1. https://polzavred.ru/kompleksy-podrostkov.html
  2. https://razvivaysebya.ru/samopoznanie/kompleksy-v-podrostkovom-vozraste
  3. https://love-mother.ru/podrostkovye-kompleksy-problema-perekhodnogo-vozrasta.html
  4. М.Веллер. «Что такое не везет и как с ним бороться».
  5. Дайер Уэйн «Как избавиться от комплекса неполноценности».
  6. https://maxpark.com/community/4795/content/1887226