Программное содержание.
- Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
- Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
- Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т.е. изображение природы, называется пейзажем.
- Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.
- Закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.
Интеграция образовательных областей:
- художественно-эстетические;
- социально-коммуникативное;
- познавательное развитие;
- физическое развитие; развитие речи.
Активизация словаря: берёзовая роща, золотая осень, холодные и тёплые тона, пейзаж.
Подготовительная работа: Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, берёзовой роще, холодные и тёплые тона.
Материалы:
- презентация, мольберт, картина И.И.Левитана «Золотая осень», сундучок, мяч, клеёнки, салфетки влажные,
- бумажные, указка, осенние листья, пастель, бумага для акварели.
- Пётр Ильич Чайковский (фрагмент из цикла осенней песни «Времена года»)
Ход занятия
Организационный момент
Восп:
- В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья (показываю на детей).
Мы сейчас пойдём направо (идут вправо),
А теперь пойдём налево (идут налево),
В центре круга соберёмся (идут в круг),
И на место все вернёмся (возвращаются назад).
Улыбнёмся, подмигнём (улыбаются, подмигивают друг другу),
И опять играть начнём (хлопают в ладоши).
- Внимательно послушайте загадку и скажите, чему будет посвящено наше путешествие?
1 реб:
«К нам приходит каждый год,
Листьев водит хоровод…
Жёлтый плащ всё время носит.
Как зовут царевну? …(осень)
Восп: - А сейчас садитесь пожалуйста, и послушайте стихотворение поэта Ивана Бунина.
2 реб:
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной!»
Восп: - Дети, о каком времени года говорит поэт? - ответы детей
Восп: - Правильно, а почему вы так решили? - ответы детей
Восп: - Ах, как дивно сказал поэт об осени! А что делают художники? - ответы детей.
А как художники могут выразить свои чувства? - ответы детей - нарисовать картину.
Восп: - Правильно, художнику надо выразить чувства и изобразить в рисунке то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость или грусть, удивление?
Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты. Так художник передаёт время года. Как вы думаете? - с помощью чего он передаёт своё настроение? - ответы детей-с помощью красок
Правильно, молодцы. Дети, представьте, что мы на экскурсии в картинной галерее.
3 реб:
«Если видишь на картине,
Нарисована река, или ель и белый иней,
или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется …
- ответы детей - пейзаж
Восп: и мы сейчас рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Левитан, он назвал свою картину «Золотая осень»
- Как вы думаете ? почему он её так назвал. - ответы детей
- Давайте полюбуемся ею. Посмотрите и скажите, какие краски здесь радостные, а какие грустные и почему. - ответы детей
- А какие чувства вы испытываете глядя на картину? - ответы детей
Какое у вас настроение?- ответы детей
- Да, глядя на картину мы испытываем разные чувства, и радость от пышной осенней природы, и лёгкую грусть прощания с летом, с тёплым солнышком.
- Посмотрим поближе картину, в левой части, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев, что это за деревья?, расскажите о них . - ответы детей
- А ещё, на дальнем плане видна группа берёзок, как называют такую группу? - ответы детей - берёзовая роща
- А теперь посмотрите на правую часть картины? Что вы видите? - ответы детей - речка. - Да, речка.
- А какого цвета небо изображено на картине? - ответы детей.
- Чего больше на картине неба или земли? - ответы детей
Восп: Да, художнику очень понравились красоты земли осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше
А есть ли на картине солнышко? ответы детей
Как вы догадались? ответы детей-тени от деревьев
- Молодцы. Да, правильно! А как называют картины, на которых изображена природа? - ответы детей - пейзаж
Игра с мячом
Восп: - Давайте поиграем с мячом и назовём признаки осени.
- Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают.
- Дождь осенью - моросит, идёт, капает, льёт и т.д.
- Урожай осенью - убирают.
- Птицы осенью - собираются в стаи, улетают в тёплые края.
- Деревья осенью - роняют листья.
- Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.
Какое небо бывает осенью? (оно серое, покрыто тучами)
А что происходит с травой? (трава вянет, сохнет,
желтеет, отмирает, исчезает)
Восп. - Сегодня мы послушали стихи осенние, посмотрели картину художника Левитана. - А кто запомнил название картины? - ответы детей.
- А сейчас предлагаю поиграть ещё в игру.
У меня е сть волшебный , но сундучок откроется, если мы отгадаем загадку: «Под ногами лежат, зашагаешь , шуршат, яркие, цветные, краешки резные» - ответы детей - листочки
- Угадали, вот сундучок и открылся. А что с листиками можно делать? - ответы детей - поиграть, танцевать.
Танец с листочками
Восп. - Продолжаем наше путешествие.
Загадка:
4 реб:
«Звери, птицы там живут,
ягоды, грибы растут
Сосны ростом до небес.
Что это за место?» - это лес
Восп: Лес - это огромное сообщество деревьев, кустарников, трав. Правильно, а почему некоторые листья в лесу и в парках лежат на земле? Что происходит с листьями осенью? Как называется это явление? - ответы детей - листопад.
Давайте вспомним сказку Н.Немцовой «Зачем нужен листопад» - Объясните, почему листья осенью становятся жёлтыми, красными, коричневыми?
- ответы детей - так деревья готовятся к зиме, они забирают из листьев полезные вещества и прячут их в корнях, что бы подкрепиться весной.
- Какие герои были в сказке? - ответы детей
- Ребята, давайте вспомним лягушонка и ёжика, они лежали в своих постельках, им было уютно и тепло, и думали о чём?
Дети: Добрые дела всем полезны, и даже тем, кто их делает»
- А давайте вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень - пейзаж осенний? - сделаем сначала гимнастику для пальчиков
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики, начиная с большого .
Будем листья собирать.- Сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, листики тополя, листья рябины, листья осины,
листики дуба мы соберём, маме осенний букет отнесём - пальчики шагают
Восп: - А пока вы работаете, будет звучать «осенняя музыка», её написал композитор Пётр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» - рисование «Осенний пейзаж».
Восп: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. А что вам понравилось на нашем занятии - путешествии? Что запомнилось? - ответы детей
Мне было так приятно на вас смотреть во время работы.
Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.