1. Аннотация
Мне бы хотелось остановиться на таком командном виде спорта, как баскетбол, которым я занимаюсь всю свою сознательную жизнь. Баскетбол - любимый вид спорта огромного количества людей и нет такого уголка на планете, где бы не играли в баскетбол. Он привлекает своей зрелищностью, динамичностью, эмоциональностью и как нельзя лучше способствует всестороннему физическому развитию личности.
Про баскетбол можно говорить бесконечно много и только восторженно, и лучше, чем известный баскетбольный комментатор В.А.Гомельский, не скажешь: «Любите баскетбол, играйте в баскетбол. Это лучший вид спорта. Я в этом абсолютно уверен» и еще: «Хочется смотреть баскетбол, от которого задерживает дыхание, когда люди выходят полетать над площадкой».
Опираясь на свой опыт в баскетболе, хочу поделиться мыслями о работе детского тренера.
Я набираю детей с 3-4 класса. Это дает возможность с раннего возраста раскрыть возможности у большего количества детей. Конечно, дети растут и развиваются по-разному, некоторые отсеиваются, другие, наоборот, вливаются, но к 7-му классу остаются самые целеустремленные те, кто, однажды взяв мяч в руки уже не хочет с ним расставаться.
Набор детей в учебно-тренировочные занятия очень сложное и кропотливое дело. Здесь необходимо приложить все усилия, все терпение, чтобы заинтересовать своих воспитанников, чтобы спорт стал для них неотъемлемой частью жизни. Естественно, если ты одержим задачей достижение спортивных результатов и создать команду, нужно набрать несколько групп одного возраста. Это дает больше шансов подготовить будущих звезд баскетбола.
У учащихся 3-4-х классов закладываются основы ловкости, быстроты, начальной физической подготовки. Сначала детям тяжело заставлять себя подчиняться требованиям тренера. С первых занятий я стараюсь поставить тренировку как игру, которая захватывает детей. В игре дети внутренне расслабляются, у них появляются положительные эмоции и стремление состязаться друг с другом. На этом этапе я применяю простые, подвижные игры: «вышибалы», «пятнашки с мячом и без мяча», эстафеты с мячом, со скакалкой. Провожу соревнования по баскетболу между своими группами с частичным соблюдением правил, например, пробежки и проносы мяча не считаются. Главное при этом, чтобы у детей было желание забить мяч в кольцо и выиграть у соперника. Часто я сама принимаю участие в игре, забирая к себе в команду детей помедлительнее. Глядя на меня, дети стараются больше проявить себя в игре: быстрее пробежать, прыгнуть, забить мяч в кольцо.
Для учащихся 4-5 классов я начинаю давать упражнения с баскетбольным мячом чтобы ребенок его почувствовал: подбросы вверх и ловля мяча, удары об пол и стенку с последующей ловлей мяча, вращение мяча вокруг тела и ног, ведение мяча одинаково правой и левой рукой на месте и в движении. Я показываю различные элементы движения с мячом, а дети должны повторить за мной. На этом же этапе начинаю учить защитной стойке - передвижение по площадке на согнутых ногах в наиболее удобной позе передвижения по паркету.
2. Слово о педагоге
Нечипуренко Зинаида Александровна учитель физической культуры МБОУ СОШ № 27 им. Ю.С.Кучиева, образование высшее СОГУ 1992 год. Педагогический стаж работы 30 лет, имеет высшую категорию, курсы повышения квалификации проходила в 2019 году на базе СОРИПКРО.
С 1994 года работает в МБОУ СОШ № 27 им.Ю.С.Кучиева учителем физической культуры. Званий не имеет, награждена грамотой Управления образования. Принимала участие в конкурсе «Лучший учитель по физической культуре».
Данная работа посвящена обобщению педагогического опыта работы при обучении игры в баскетбол.
В настоящее время проблема мотивации к занятиям спортом коснулась всех областей нашей жизни, в том числе и образования. На протяжении всего периода обучения в школе здоровье детей ухудшается и поэтому приобщение детей к активным занятиям в спортивных секциях приобретает актуальный смысл. В этой связи, существует необходимость организации не только урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач с активным использованием здоровьесберегающих технологий, но и мотивация заниматься спортом.
Зинаида Александровна опытный, обладающий высоким профессионализмом, творчески работающий педагог. Целью своей работы она считает: формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом, приобщение школьников к основам здорового образа жизни.
Решая задачи физического воспитания, учитель ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты, как физическое и духовное совершенствование личности, воспитание моральных и волевых качеств.
В своей педагогической практике Зинаида Александровна активно применяет современные образовательные технологии, и в первую очередь здоровьесберегающие. Это способствует укреплению здоровья школьников, формирует физическую культуру личности каждого обучающегося с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья.
Новые подходы к преподаванию предмета «Физическая культура» требуют и новых компетенций учителей в физкультурно-спортивной деятельности. Зинаида Александровна постоянно совершенствует свой профессиональный уровень; изучает достижения педагогической науки и практики; проводит уроки на высоком организационном и методическом уровне; обеспечивает высокое качество уроков путем подбора современных форм и методов обучения. В процессе учебных занятий учитель уделяет большое внимание формированию у обучающихся морально-волевых качеств, воспитанию сознательной дисциплины, чувства товарищества и коллективизма.
Итогом деятельности педагога являются положительные результаты участия обучающихся в различных соревнованиях и этапах Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», отсутствие неуспевающих учеников и т.д.
Как опытный педагог, Зинаида Александровна щедро делится опытом с коллегами: дает открытые уроки, оказывает методическую помощь молодым специалистам, является активным участником педагогического сообщества учителей физической культуры республики.
Зинаида Александровна пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, учащихся и их родителей.
3. Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания
Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию и имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное, они помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников.
Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ. Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
4. Роль занятий баскетболом в формировании личности
Американский преподаватель физкультуры, в 1891 г. придумал игру, которую можно было проводить в закрытом помещении на относительно небольшом пространстве. Эта игра получила название «баскетбол». Доктор Джеймс Нейсмит известен во всем мире как его изобретатель.
В первой игре использовали футбольный мяч, а вместо колец к перилам балкона по обе стороны спортивного зала Нейсмит прикрепил две простые корзины. На доске объявлений он поместил список из 13 правил новой игры.
Баскетбол начиная с первых игр, которые заканчивались с результатом 15-20 очков, прошел длинный путь и претерпел существенные изменения в правилах соревнований, технической и тактической подготовке игроков. Сегодня это один из самых популярных видов спорта в мире, которым занимаются от 400 до 450 миллионов людей.
Баскетбол в России. В 1906 г. в Петербурге преподаватель из США Эрик Мораллер познакомил членов спортивного общества «Маяк» с правилами игры в баскетбол, и вскоре состоялся первый матч. В том же году Петербург посетила делегация членов Всемирной ассоциации молодых христиан из США, в составе которой были спортсмены-баскетболисты. Состоялся первый международный матч с участием спортсменов из клуба «Маяк», который закончился победой россиян.
Учащиеся - не игрушки в руках тренера, не шахматные фигуры, которые перемещаются на доске по его желанию, а такие же люди со своим характером, особенностями развития, возможностями и правами. Учитель должен всегда помнить об этом и уважать их.
5. Обучение основным техническим приёмам игры в баскетбол
Модифицированная программа по баскетболу предусматривает последовательное ознакомление детей с основными приемами техники и тактики игры, формирование у них навыков рационального использования изученных приемов в конкретных условиях спортивной деятельности.
Обучение игровому приему, (как и любому другому двигательному действию), начинается с создания представления о нем. Далее прием разучивается в облегченных условиях, а затем в приближенных к игровым.
Для постепенного приближения технических приемов к игровой обстановке их необходимо повторять в условиях пассивного сопротивления или ограничения. Перед колонной занимающихся ставятся разные препятствия: стулья, стойки, манекены. Чтобы выйти к мячу, ученик вынужден обойти препятствие. В этих условиях вырабатывается очень важное умение - выход игрока на свободное место для последующих действий с мячом.
Рекомендуется широко применять противодействие условного противника, соревновательный метод выполнения и учебные игры с заданиями. Для учебных игр, особенно в старших классах, отводится не менее 25-30% времени тренировки.
На тренировках по баскетболу необходимо не только научить рациональному выполнению технических приемов игры, но следует воспитывать у учащихся необходимые двигательные качества, в частности скоростно-силовые, которые развиваются прежде всего в так называемой прыжковой подготовкой. Последняя - состоит из многократно повторяемых скачков и прыжков, перемежающихся с бегом в медленном темпе, а также с ускорениями.
Образовательная направленность тренировки обеспечивается сочетанием обучения двигательным действиям и развития физических качеств с сообщением теоретических сведений, необходимых учащимся для понимания цели и значения занятий физическими упражнениями, разумного выполнения учебных заданий на тренировках и дома.
Знания общетеоретического характера сообщаются ученикам во время кратких бесед, которые проводятся в зависимости от задач тренировки во вводной, основной или заключительной части. Специальные знания школьники усваивают при обучении конкретному двигательному действию перед разучиванием, в процессе повторения и закрепления его.
Задача вводной части тренировки - подготовка организма ученика к предстоящей работе. Преимущественно средствами общеразвивающих упражнений, бегом, ускорениями, прыжками, специальной разминкой.
В основной части сначала осваивают сложные двигательные действия, затем закрепляют и совершенствуют ранее пройденный материал. В начале выполняют упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, а действия, связанные с силой и выносливостью - в конце.
Заключительная часть тренировки включает постепенное снижение нагрузки, приведение организма учеников в спокойное состояние, подведение итогов занятия.
6. Технология опыта
Технология опыта работы по баскетболу основана на технологии развивающего обучения и здоровьесберегающей технологии, позволяющие решать задачи формирования общих учебных умений и навыков, что ориентирует на усиление познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
Активизации познавательной деятельности, развитию творческих возможностей и физическому развитию учащихся способствуют различные методы обучения: объяснительный, метод круговой тренировки, групповые задания, индивидуальные задания, беседы, педагогическое наблюдение, дифференцированный подход в обучении.
На тренировках большое внимание уделяется разминке. Разминка, как известно, является одним из необходимых и важных элементом тренировки и спортивного состязания. Продолжительность общей части разминки составляет примерно 5 - 10 минут, специальной - 10 - 15 минут. Общая разминка состоит из различных упражнений: (упражнения без мяча), индивидуальные упражнения, состоящие из медленного и быстрого бега, чередования движения рук, туловища, ног, разнообразных прыжков, бег с остановками, поворотами и изменениями направления и характера движения.
Упражнения выполняются каждым игроком самостоятельно под наблюдением тренера, в произвольном сочетании постепенно усиливающимся темпе, в нужной для каждого дозировке. Коллективные упражнения, в которых рывки чередуются с остановками, поворотами, с изменениями направления движения.
Специальная часть разминки содержит именно эти предстоящие движения, она позволяет воспроизвести те навыки, которые будут необходимы в игре. Специальная разминка состоит из упражнений с мячом, специальных игровых элементов, бросков по кольцу. Далее используется игровая разминка. Она проводится следующим образом: за счет уплотнения времени общей и специальной части, в последующей даётся игра на один щит двух составов команд (на одной половине поля) с соблюдением правил игры, по принципу: владеющая мячом команда атакует кольцо.
Проведенный анализ игры показал, что команды, проводя игровую разминку, играют лучше, чем в тех случаях, когда они применяют обычную разминку. Вместе с этим, команды после игровой разминки, играют лучше, чем противник после обычной разминки. Преимущество игровой разминки особенно сказывается в первые 5-10 минут игры и, в большинстве случаев, встреча заканчивается победой команды, проводящей заранее игровую разминку.
Особая роль в тренировочном процессе принадлежит технической подготовке. Для осуществления правильной и рациональной технической подготовки необходимо:
1. В равной мере владеть всеми известными в современном баскетболе техническими приемами и разнообразными способами их выполнения.
2. Владеть сочетаниями нескольких технических приемов, связанных между собой в различные комбинации.
3. Иметь на вооружении комплекс индивидуальных приемов, которыми занимающемуся приходится наиболее часто пользоваться в игре в связи с выполняемыми в команде функциями.
В начале обучения овладение приемами техники нападения должно предшествовать изучению приемов техники защиты. В дальнейшем техника защиты и нападения изучаются параллельно. На каждом этапе (их можно выделить три) технической подготовки решаются определенные задачи.
I этап - изучаются основные приемы и главные способы их выполнения, а также основные сочетания этих приемов. Особое внимание при этом обращается на изучение приемов в передвижении в различных направлениях, на выполнение их правой и левой рукой, в правую и левую сторону.
II этап - изучаются все способы ранее изученных приемов и большое многообразие их сочетаний. При этом предъявляются повышенные требования к качеству выполнения приемов в различных игровых ситуациях.
III этап - комплекс изученных приемов совершенствуется, уточняется, расширяется и на его базе ведется более глубокая индивидуальная работа с каждым учеником.
При начальном обучении отдельным техническим приемам наиболее характерной чертой является изучение каждого приема изолированно и лишь затем соединение изученных приемов в простые сочетания (передвижение- остановка, остановка - повороты, передвижение - ловля - передача мяча), состоящее главным образом из 2-3 приемов. Здесь особо пристального внимания требуют точность исходных положений, амплитуда движений и их согласованность по фaзам. Обучение каждому приему ведется вначале в наиболее благоприятных условиях (использование облегченных мячей, выполнение упражнений на месте, по частям, без сопротивления защитника и т.д). Затем упражнение выполняется целостно, в движении с сопротивлением пассивного и активного защитника и, наконец, в условиях игры.
К основным техническим приёмам относятся: ведение мяча, броски, передачи мяча, ловля, вырывание и выбивание мяча.
Ведение мяча - прием, который позволяет игроку перемещаться по площадке с мячом. Вначале изучается на месте, затем в движении, шагом и бегом. Следует осваивать ведение правой и левой рукой. При ведении необходимо помнить, что мяч нужно посылать в площадку, используя движение кисти, пальцев и небольшое движение в локте. Нельзя бить по мячу ладонью. Держать голову поднятой, чтобы видеть других игроков. Удерживать мяч с боку, чуть спереди, справа, когда ведет правая рука, и слева, когда - левая. Ноги должны быть согнуты, а туловище наклонено вперед.
Четкое выполнение броска мяча в корзину является целью игры, поэтому его необходимо считать самым важным техническим приемом в баскетболе.
На тренировках отрабатываются следующие способы бросков: броски в движении, со средних и дальних дистанций, бросок в прыжке, «добивание» мяча, бросок сверху одной и двумя руками, штрафной бросок.
Обучение броску с места одной рукой от плеча
Для правильной техники большое значение имеет исходное положение. Необходимо мяч удерживать пальцами, не касаясь его ладонями. Бросающая рука лежит на мяче сзади. Поддерживающая рука находится сбоку на мяче для устойчивости надежного контроля. Нужно развернуться лицом к корзине и встать в положение устойчивого равновесия. Одну ногу выдвинуть немного вперед. Ноги должны быть расставлены примерно на ширину плеч. Взгляд нужно сфокусировать на передней душке кольца и мысленно представить, что мяч перелетает через нее в корзину. Усилия исходят от мышц согнутых коленей и кисти, а также зависят от расстояния до кольца. Ноги слегка сгибаются, правая рука сгибается и поднимается вверх таким образом, чтобы мяч был вынесен над плечом. Левая рука продолжает поддерживать мяч сбоку. Локоть бросающей руки должен быть направлен вперед. Мяч направляется в корзину в результате одновременного, равноускоренного движения ног, руки и кисти, во время, которого мяч последовательно скатывается сначала с ладони, затем с пальцев и отрывается от кончиков указательного и среднего пальцев. Посылая мяч в корзину, ему следует придать обратное движение. Это достигается за счет активного сгибающего движения кисти бросающей руки. Поддерживающая рука не участвует в направляющем мяч движении. Сопровождая мяч, надо полностью выпрямить руку в направлении корзины. Ладонь кисти бросающей руки, после броска должна быть параллельной полу. Тело при выпуске мяча следует слегка подать вперед, но ни в коем случае не назад или в сторону.
Возможны характерные ошибки при броске мяча в корзину: несогласованное движение рук и ног; низкая траектория полета мяча.
Штрафной бросок
По технике выполнения штрафные броски ничем не отличаются от выше описанных бросков одной рукой от плеча.
Штрафной бросок имеет свои особенности: он всегда выполняется с одного и того же места и игроку, бросающему мяч, никто не мешает. При обучении учеников штрафному броску необходимо объяснить, в каких случаях игроки и команда наказываются штрафным броском и какие правила нужно соблюдать при его выполнении. При выполнении броска нужно сразу обратить внимание учащихся на исходное положение перед броском, особенности прицеливания (на передний край кольца). Если ученик не добрасывает мяч до щита, уменьшается расстояние на 1-1,5 метра. Обучение способам бросков осуществляется систематически, с использованием мониторинга результативности.
Передачи мяча в движении; ведение мяча попеременно правой и левой рукой; персональная защита; нападение быстрым прорывом; мальчики - бросок мяча двумя и одной рукой сверху в прыжке.
Передача мяча в движении
При обучении ловле и передаче мяча в движении сначала занимающимся предлагается проделать имитацию ловли мяча с шагом правой ноги, все время толкаясь левой. Как только усвоят это подготовительное упражнение, переходят к передаче мяча в движении.
Ловля и передача мяча с отскоком от пола
Этот способ применяется для передачи мяча партнеру, когда на пути находится соперник. Мяч ударяется об пол около ног и под вытянутыми руками соперника, чтобы он не мог блокировать или прервать передачу. Передача и ловля выполняется так же, как и передача от груди, только мяч направляется в пол. Данная передача самая медленная из всех, ее нужно использовать только в случае уверенности в успехе. Этот технический прием изучается и совершенствуется во взаимосвязи с другими приемами и упражнениями, которые моделируют игровые ситуации.
Вырывание и выбивание мяча
Вырывание совершается захватом мяча возможно глубже двумя руками с последующим резким рывком мяча к себе, при этом одновременно происходит поворот туловища.
Выбивание совершается резким, коротким ударом кисти, с плотно прижатыми пальцами, по мячу сверху или снизу. Рекомендуется выбивать мяч в момент ловли.
Наиболее приемлемой формой организации занятий по баскетболу на тренировках является фронтальная, которая предусматривает одновременную работу со всей группой над общим материалом. При этом обычно используются построения в 2 шеренги лицом друг к другу, в колоннах (параллельных и встречных), в круге. Для повышения эффективности обучения техническим приемам игры следует широко применять и рационально использовать всё имеющееся оборудование. При обучении техническим приемам и развитии двигательных качеств, нужно чаще применять подводящие упражнения и подвижные игры, особенно в группах начальной подготовки НП-1, НП-2. Главное содержание подвижных игр составляют разнообразные движения и действия играющих, оказывающие благотворное влияние на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Занятия играми обогащают учеников новыми ощущениями, представлениями, понятиями, закаляют нервную систему, развивают способность к оценке пространственных и временных отношений, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умения взять себя в руки после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Для повышения эффективности обучения используется поточный метод и круговая тренировка, которые значительно повышают активность занимающихся и плотность тренировки. Положительной чертой круговой тренировки является и то, что в ней удачно сочетается жесткое нормирование нагрузки с индивидуализацией её. Когда учащиеся освоят основные приемы игры (передвижения, ловлю, передачу, ведение и бросок мяча к кольцу), можно переходить к тактической подготовке и применению освоенного в игровой обстановке.
Тактическая подготовка базируется на способности быстро и правильно воспринимать, и анализировать складывающуюся ситуацию, находить оптимальное решение данной тактической задачи. При изучении тактических взаимодействий тренер сначала объясняет принцип взаимодействия играющих и показывает его схематично. Затем ученики выполняют задание в медленном темпе без защитника, затем с защитником в то же время, увеличивая скорость передвижения. Умение учащихся применять изученное проверяется в специально организованной и управляемой тренером двусторонней учебной игре. При проведении двусторонней учебной игры надо обязательно после её окончания делать разбор, оценивать действия команд в целом, а также каждого игрока в отдельности. Проведение этих мероприятий позволяет говорить о 100% обучености учащихся. Помимо качественной подачи учебного материала четко планируется организация тренировки. Используется вся площадка, дополнительные щиты, наибольшее количество мячей. Для повышения эмоциональности применяется игровой и соревновательный методы (кто сделает большее количество раз, быстрее, выполнит лучше и т.д.).
Детский тренер, прежде всего, должен быть хорошим психологом и подходить к каждому игроку индивидуально. Он должен знать слабые стороны своих воспитанников и способствовать выявлению сильных качеств. И в тоже время баскетбол - это командная игра и надо внушать игрокам, что они единое целое. На тренировке необходимо создавать такую рабочую обстановку, когда дети вместе с тренером одержимы идеей достичь высоких спортивных результатов.
Современные требования в спорте и в баскетболе предполагают тщательные занятия общефизической и специальной физической подготовкой с самого раннего возраста. А для тактической подготовки надо использовать любую возможность соревноваться с другими командами, участвовать в турнирах и товарищеских играх. Конечно, в спорте бывают и победы, и поражения. Если команда выигрывает, тренер становится самым счастливым человеком, а если проигрывает, надо в первую очередь искать в своем тренерском процессе причины поражения.
Хочется вырастить своих воспитанников не только хорошими спортсменами, но и прекрасными, всесторонне развитыми людьми. Регулярные занятия спортом - это, прежде всего, дисциплина, воспитание воли, характера. Все эти качества необходимы подрастающему поколению нашей страны.
Литература
- Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. - М.: АСТ, Астрель, 2007. - (Серия «Шаг за шагом»).
- Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
- Гомельский Е.Я. Игра гигантов. - М.: Вагриус, 2004.