Конспект урока по окружающему миру "Когда придёт суббота". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир


Цель: сформировать представление о последовательности дней недели, различать прошлое, настоящее и будущее.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

  • Если вам нравится учиться в школе - хлопните!
  • Если у вас хорошее настроение - улыбнитесь!
  • Если вы хотите получить удовольствие от урока - сядьте правильно, будьте активны и внимательны!

II. Актуализация знаний

На доске Муравьишка

- Поднимите руку, кто знает, как зовут этого любознательного муравья.

- За что его назвали Вопросиком?

- А кто отвечает на его вопросы?

на доске появляется Мудрая Черепаха

- Муравьишка и сегодня пришёл к нам с вопросом.

- Какой вопрос он задает нам и мудрой черепахе?

КОГДА ПРИДЁТ СУББОТА?

III. Постановка учебной задачи

- Что надо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (названия дней недели...)

- Кто мне ответит, какая тема нашего урока?

- Сегодня на уроке кто-то узнает что-то новое, а кто-то повторит и закрепит свои знания.

- Вспомните, какой сегодня день недели? (четверг)

- Какой день был вчера? (среда)

- А какой будет завтра? (пятница)

Отгадайте загадку:

Оно весь век бежит вперёд
И никогда не устаёт… (Время)

- Да, время постоянно бежит из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.

- Как вы понимаете фразу «время бежит?» (несколько ответов)

-Сначала я хочу поговорить с вами о понятии «время». Что вы знаете об этом?

- Давайте прочитаем, что о времени говорится в учебнике. Откройте стр. 8.

- Прочитаем первые две строчки, начиная «Время постоянно бежит...».

- Какие слова выделены в тексте? (прошлое, настоящее, будущее) на доске.

- Как разобраться со смыслом этих слов? Правильно, прочитать следующие две строчки в учебнике.

Настоящее - это то, что сейчас.

Прошлое - это то, что было.

Будущее - это то, что будет. (на доске: было, сейчас, будет)

- Какими вы были раньше? (Маленькими).

- Когда это было? В каком времени? (В прошлом).

- Какими вы будете потом? (Взрослыми).

- Когда это будет? (В будущем).

- А сегодняшний день - это какое время? (Настоящее).

- Мои помощники приготовили для вас стихотворения, что бы вы лучше запомнили что такое прошлое, настоящее и будущее время.

Прошедшее время -
То, что было, прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».

Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».

Будущее время
Ещё не пришло:
«После уроков
мы пойдём в кино».

- А сейчас мы поработаем в рабочей тетради. Откройте ее на стр. 6 и найдите первое задание. Прочитаем.

- Выполним это задание вместе. Приготовьте зеленый и красный карандаш.

ФИЗМИНУТКА

Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом - к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.

«Как пятница долго тянется.

Я не играю. Жду.

Друг мне сказал:

- В субботу.

- Я непременно приду».

- А когда придёт суббота? - спросил Муравьишка у Мудрой Черепахи.

- Всему своё время, - ответила Черепаха и загадала загадку:

«Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний».
- О чём идёт речь в загадках? (О днях недели).

- Сколько дней в неделе? (7)

- У вас на партах лежат вырезанные дни недели. Расположите в правильном порядке названия дней недели на стр. 9 в учебнике.

- Хором назовём их по порядку.

- Самостоятельно пронумеруйте по порядку дни недели в тетради на с. 7.

Проверка: называйте порядковый номер и название дня недели. Предположите, с чем может быть связано название дня недели. Почему их так назвали?

Дополнительный материал

Первый день недели - понедельник. Его так назвали потому, что он шёл сразу после недели, а неделей в прежние времена называли день, когда ничего не делали, отдыхали.

Вторник - потому что второй день недели.

Среда - середина недели.

Четверг - очень просто, это четвёртый день недели.

Пятница - опрятница - пятый день недели: в этот день наводили порядок в доме, мылись в бане, готовились к выходным дням.

Суббота - это слово пришло к нам из далёкой страны, где день отдыха приходился не на воскресенье, а на субботу. По- еврейски он назывался «шаббат». В нашем языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.

Последний день недели - раньше его называли неделей, а теперь - воскресеньем. Как сказано в Библии, в этот день воскрес из мёртвых Иисус Христос.

- Итак, что такое неделя? Это … (семь дней). То есть, когда мы говорим «неделя», имеем ввиду именно это - количество дней.

- Сейчас мы с вами поиграем. У вас на партах есть не только маленькие карточки на которых написаны дни недели, но еще и большие. Я буду задавать вопрос, а вы поднимать карточку с правильным днем недели. Молчанка.

- Если сегодня четверг, а кружок «Читаем вместе» будет через неделю, то в какой день недели это произойдёт? (В четверг).

- Сестра приходила ко мне в субботу, а в следующий раз она придёт через неделю. В какой день недели это будет?(В субботу).

- Какой сегодня день недели?(Четверг)

- Какой день недели будет завтра?(пятница)

- Например сегодня воскресенье, то какой день недели был позавчера?(Пятница)

- Например сегодня суббота, то какой день недели будет послезавтра? (Понедельник) а завтра? (воскресенье)

- Какой день идёт после вторника? (Среда)

- Какой день недели идёт перед пятницей? (Четверг)

- Какой день стоит между понедельником и средой? (Вторник)

- Ответьте Муравьишке, когда же придет суббота? (Через 1 день, послезавтра)

6. Итоги урока

- Сегодня мы много говорили о времени, о днях недели. Проверим, как вы достигли целей урока.

7. Рефлексия

- Прикрепите свой кружочек на ту ступеньку лесенки успеха, как вы считаете:

  • Если все поняли - зеленая ступенька (доволен собой)
  • Если еще не до конца все понятно - желтая ступенька (еще сомневаюсь)
  • Если совсем не поняли тему урока - красная ступенька (надо постараться и успех будет).

- Ребята, посмотрите на нашу лесенку, что вы заметили? А класс-то наш разделился. Где кружочков больше? (на зеленой лесенке). А что это значит? (значит мы все поняли...).

- Спасибо вам за урок. Вы очень хорошо поработали и все большие молодцы.