Конспект урока окружающего мира «Как зимой помочь птицам?»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, птицы, птицы зимой


Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

Тип урока по целеполаганию: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий):

Личностные универсальные учебные действия (далее УУД):

    формирование интереса к изучению родной природы;
  • понимание важности заботы о зимующих птицах;
  • повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

  • Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях.
  • Правильно подбирать корм для птиц.
  • Уметь изготовить простейшую кормушку.
  • Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
  • наблюдать и делать выводы;
  • знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
  • работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге по теме (учитель - ученик; ученик - ученик);
  • приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
  • составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
  • проговаривать в логической последовательности свои действия;
  • учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Технологии:

  • системно-деятельностное обучение;
  • ИКТ:
    • аудиозаписи, видеозаписи;
    • компьютерная презентация.

Методы обучения:

  • По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный
  • По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная
  • Парная
  • Групповая

Система контроля:

  • Контроль учителя
  • Взаимоконтроль
  • Самоконтроль

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Оборудование: презентация «Покормите птиц зимой», учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот звенит опять звонок,
Начинается урок.

- Ребята, как вы уже заметили, на нашем уроке присутствуют гости. Обернитесь, посмотрите на них еще раз, подарите им свои улыбки, а они подарят вам свои. И от этих улыбок в нашем классе станет светло и тепло.

Все вы правильно садитесь
И работать не ленитесь.

II. Актуализация знаний

- Поиграем в игру «Снежок».

- Сколько времён года существует? Перечисли.

- Какое время года сейчас?

- Сколько месяцев длится зима?

- Назови зимние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Какое число?

- Какой день недели?

- Какая сегодня погода?

Игра «Что бывает зимой»

- Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад).

-Летом бывает дождь, а зимой (снег).

- Летом лепят фигурки из песка, а зимой (из снега).

- Летом жарко, а зимой (холодно).

- Летом катаются на роликах, а зимой (на коньках).

- Весной снег тает, а зимой (лежит).

III. Постановка учебной задачи

- Молодцы, ребята, все правильно. А вы согласны, что зима - прекрасное время года? А почему?

(Только зимой мы можем кататься на лыжах, коньках, играть в снежки, лепить различные снежные фигуры, крепости. Вместе с родителями зимой можно сделать снежную горку и кататься с нее на санках сколько хочешь. )

- Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений. Я назову вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение

  • кататься на санках
  • кататься на велосипеде
  • купаться в реке
  • играть в снежки
  • строить крепость из снега
  • строить замок из песка
  • кататься на роликах
  • собирать цветы
  • наряжать елку

- А еще можно отправиться на прогулку. Именно это мы и сделаем. - На улице очень холодно, нам надо потеплее одеться. (имитируем: одеваем теплую шубку, шапку, надеваем варежки и валенки)

- Вы готовы? (Да)

- Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. (звучит музыка хруст снега под ногами, идём)

- Итак, шли мы, шли и вышли на лесную поляну. Посмотрите, кто-то до нас побывал здесь.

- Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)

- Вспомните, кого называют птицами? (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями).

- А какую пользу приносят птицы? (Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых.)

- Что необходимо для жизни птицам? (Пища, вода, воздух, свет, тепло).

- Как вы думаете, птицам зимой так же весело, как и вам? Почему? (Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом).

- Можно ли зимой встретить тех птиц, которым не страшны морозы? (да)

- Как называют птиц, которые не улетают на зиму в теплые края? (Зимующие).

- Правильно, ребята, зимующие птицы очень отважные. В честь них 15 января - в самой середине зимы отмечается Всероссийский день зимующих птиц. В это время обычно начинаются продолжительные 30- градусные морозы, которые наносят сильный урон птицам. Многие из них погибают, в лесах становится довольно пусто.

Читает стихотворение ученик:

Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку-
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышек,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

- О чем это стихотворение? (О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.)

- С утра до вечера ищут птицы себе пропитание, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?

- Значит о чем сегодня мы поговорим? ( О птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).

- Правильно. Откройте учебники и прочитайте тему урока на стр.74.

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим на уроке? (мы научимся различать птиц, зимующих в наших краях, подбирать корм для птиц).

Что поможет нам при решении нашей сегодняшней задачи? (учебник, рабочая тетрадь).

IV. Открытие новых знаний

- Ребята, существует такая наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые занимаются этой наукой, называются орнитологами. Я предлагаю вам побыть сегодня такими маленькими учеными орнитологами изучить информацию о зимующих птицах и узнать, что же происходит с ними зимой.

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

Как же люди могут помочь птицам зимой? (кормить их). Отгадайте загадку.

Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом

- Поднимите руку те, кто уже сделал и повесил кормушку для птиц. (поднимают руки). Из чего она сделана? Где висит?

Посмотрите в учебнике какими могут быть кормушки для птиц. Из чего они сделаны? (из бутылки, пакет из-под кефира, из дерева)

Да ребята, кормушки бывают самые разные. Как вы думаете, какая из них самая удачная.

При изготовлении кормушки следует помнить несколько нехитрых правил:

Кормушка должна быть с крышкой и, желательно стенками, чтобы ветер и снег не проникал в кормушку. Повесить кормушку можно во дворе или в школьном саду, на высоте не менее 1,5 м от земли. И конечно нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка развешана за окном - у форточки, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птицы прилетят не сразу - им нужно время, чтобы найти новую столовую.

- Я предлагаю поиграть в игру «Кормушка». В ходе которой мы вспомним, какие птицы зимуют в наших краях, и кого мы можем увидеть на наших кормушках. У каждого из вас на парте лежит птичка, вы должны по описанию определить свою птичку, выйти к доске и посадить её на нашу кормушку.

- Итак, отгадайте, какие птицы прилетят на нашу кормушку. Вы готовы?

Слушайте внимательно.

1-я гостья нашей кормушки.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой!
Дятел.

Дятлы - это птицы среднего размера, длина до 27 сантиметров, масса тела до 100 грамм. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из - под коры деревьев. Клюв длинный, прямой. В качестве опоры на дереве дятел использует хвост. Хвостом он как бы держится за дерево. У всех дятлов чёрно - белые перья. На голове перья красные, как будто шапочка. Дятел прекрасно летает и громко кричит. Обитает в лесах и парках.

Какие отличительные признаки имеет дятел?

«Собери название птички»

Собери все кружочки и получишь название зимующей птички.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок.
Чик-чирик! Не робей
Я бывалый ... (Воробей)

Воробей - это маленькая шустрая птичка. Длина тела до 16 сантиметров. Весит она до 35 грамм. Живут воробьи недолго - от 1 до 2 лет. Но встречаются и долгожители. Известны факты, когда воробьи доживали до 11 лет. Всего на земле обитает до 1 миллиарда воробьёв. Перья у воробьев сверху коричневые с чёрными пятнами, снизу белые и серые. Зимой из-за холода, воробьи мало чирикают, больше молчат, собираются стайками. Живут в парках, садах, около жилья человека. Питаются личинками насекомых, семенами и ягодами, почками и пищевыми отходами.

- По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые - тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз - воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?

- Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались - жди оттепель.
Какие отличительные признаки имеет воробей?

(Маленькая, коричневая с сереньким брюшком быстрая птичка, питается крошками)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Снегирь

Снегирь чуть больше воробья. Голова, крылья и хвост чёрные, брюшко и бока - красные. Живет в хвойных лесах, зимой кормится семенами разных деревьев, но особенно любит рябину. Снегирь - птица доверчивая и общительная, поэтому можно приблизиться к снегирям близко и рассмотреть их. Снегири любят собираться стайками по 8-10 птичек. В лютый мороз они сидят на деревьях почти неподвижно - сорвут ягоду и замирают.

А знаете, почему эту птичку так назвали - снегирь? Потому что она прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.

Какие отличительные признаки имеет снегирь?

(Маленькая птичка, чернокрылая, красногрудая, прилетает с первым снегом )

Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.
Поползень.

Поползень - небольшая птица, размером с воробья. Оперение густое, пушистое. Спинка -голубовато-серого цвета, брюшко рыжее. Поползень очень подвижная и энергичная птица. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она очень быстро ползает по деревьям вверх и вниз. Обитает в лесах, но можно встретить в садах и парках.

Поползни едят всё: семена различных деревьев, зерновые культуры и даже отходы. Поползень начинает готовить запасы к зиме заранее. В его гнезде можно обнаружить до 2 килограммов корма. Своё потомство поползни выводят в дуплах, занимая под это старые жилища дятлов, или находят никем не занятые дупла.

Какие отличительные признаки имеет поползень?

(Маленькая птичка, чернокрылая, с голубоватой спинкой, передвигается по стволу вниз головой).

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. Синица

Синица - подвижная, вертлявая птица. Размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Длина тела синицы 13-17 сантиметров. Весит синица до 21 грамма. Перья у синицы ярко-жёлтые. А на брюшке - чёрные, как будто галстук одет. На голове перья черные, как будто шапочка.

Эта птичка - невеличка за сутки может съесть полтысячи личинок насекомых и гусениц. Из- за такой прожорливости она стала главным защитником полей и огородов. Люди это заметили и стали охранять синиц. Даже 12 ноября в России отмечают Синичкин день.

Зимой синица охотно поедает семена ели, сосны и других растений. Часто прилетает на балконы и расклёвывает завёрнутые в бумагу продукты. Любит несолёное сало. Живут синицы в парках, садах, около жилья человека .

Какие отличительные признаки имеет синица?

(Маленькая, желтое брюшко брюшком быстрая птичка, питается крошками)

Ребус 40 ка (сорока) (прикрепляем картинку с изображением на ель)

-Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и мелких грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах, в густых ветвях деревьев или кустарников, селятся более мелкие птицы: синицы, воробьи. Эта птичка - всеядная и хищная. Не прочь полакомиться даже маленькими птенцами. Любит семечки арбуза, подсолнечника, дыни.

Обычно кормушку посещают мелкие птички, которым нелегко найти себе еду зимой. Но вот на птичью кормушку прилетела необычная черно-белая пернатая гостья. Что же привлекло крупную птицу на кормушку? (Сорока всеядная. Она может напасть, как хищная птица, на мелких птичек. В кормушке привлек корм.)

- А вот еще две загадки.

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти - … . Свиристели

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто эту птичку назовёт? Клест

- Правильно. Птички эти - свиристель и клёст. А вот узнать о них интересную информацию вы сможете, если поработаете в группах. Вспомните как мы работаем в группе ( вместе, дружно, можно разговаривать, обсуждать, но только тихо).

Ваша задача - выбрать в группе одного человека, который, по вашему мнению, читает лучше всех. Он прочитает текст. Вы выслушаете, обсудите в группе то, о чем говорится в тексте, попытаетесь запомнить самое интересное и вместе рассказать о данной птичке другой группе.

(Учащиеся по группам получают тексты о птицах и работают в группах)

Свиристель - это птица среднего размера. Её длина до 23 сантиметров. Весит она около 60 граммов. На голове большой хохолок. Перья у свиристели розовато - серые, крылья черные с желтыми и белыми полосками. Свиристель очень прожорливая птица. Зимой питается ягодами и плодами рябины, боярышника, шиповника. Обитает в хвойных лесах.

Какие отличительные признаки имеет свиристель?

(Маленькая яркая птичка с хохолком)

Клёст, маленькая, как воробей птичка. У неё чёрная шапочка, жёлтая грудка и зелёная спинка. У него очень острый клюв, который похож на крест. С помощью такого клюва клёст добывает семена из шишек хвойных деревьев. Живет в еловых лесах, питается зимой семенами ели, сосны и почками деревьев. Самое интересное, что клесты выводят своих птенцов зимой, в самые лютые морозы. И маленькие птенцы при этом не замерзают.

-Вот и слетелась стайка пернатых друзей на нашу кормушку. А чем мы их угощать будем? (Насекомыми, семенами растений, ягодами, шишками.)

V. Физкультминутка о птицах (музыкальная)

- Ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать, что в нее можно положить. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо.

Когда кушаете арбузы, дыни, тыквы, то не выбрасывайте, а соберите и высушите их семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться птицы. Особенно их любят синицы, дятлы и поползни. Но прежде чем давать птицам крупные семена арбузов и тыквы их нужно подавить.

Также синицы любят сало. Только сало не должно быть соленым.

Овес охотно съедают синицы, воробьи и чечетки.

Подсолнечник - особенно мелкий, не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Но перед засыпкой в кормушку семена подсолнечника тоже лучше слегка подавить.

Синицы, голуби и воробьи любят крошки хлеба, причем белого хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать.

НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ.

Но самое главное то, что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми.

- Сегодня на урок я постаралась собрать и принести различный корм, который можно давать птицам зимой. Подойдите все сюда и давайте посмотрим, что же я принесла.

(Уч- ся подходят, рассматривают и называют корм)

А сейчас, я предлагаю составить меню для птичьей столовой. Садитесь на места.

Работаем в группах. Каждая группа сейчас получит разрезанную картинку птицы. Ваша задача - собрать картинку, узнать птицу, вспомнить, чем она питается зимой, и набрать в тарелку корм, который она предпочитает.

(Уч-ся работают в группах, затем рассказывают о проделанной работе)

- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае. Оцените работу вашей группы.(Светофор)

- Ребята кроме столовых, которые устраивают для птиц люди, у них есть еще и природные столовые. Например, деревья рябины, калины, боярышника. Поэтому, берегите эти деревья, посадите их дома, вместе со своими родителями. И тогда зимой птички обязательно прилетят к вам.

VII. Закрепление

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я читаю вопрос, а вы хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-».

  1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
  2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)
  3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
  4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
  5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. Оцените себя.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в парах.

- Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание. №1(с.52)

- А теперь проверьте, правильно ли вы сделали (показ на слайде)

- Задание №2 (с.52) Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке? Выполните задание. (Если будет позволять время)

VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Ответы детей).

- Справились мы с этой задачей?

- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать корм.

Ребята, я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Сегодня после уроков мы с вами возьмем свои кормушки, корм и пойдем повесим их в школьном саду. Согласны со мной?

А закончить наш урок мне хотелось бы замечательным стихотворением Алексея Яшина, которое нам сейчас прочтет Кира.

Ученица читает стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой», а в это время идет показ видео с музыкой.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Литература

  1. Волина В.В. Учимся играя. - М., - Новая школа, 1994. - 448 с.
  2. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О.Т.Поглазовой / авт-сост. Г.Е.Болдырева. Волгоград, - Учитель, 2006.-124 с.
  3. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс / [А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова и др.]. М. , - Просвещение, 2012. - 176 с.
  4. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками к УМК А.А.Плешакова 1 класс /авт-сост. Т.Н.Максимова. М.:ВАКО, 2012.-368с.

Интернет-источники

  1. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki(информация о птицах).
  2. Поисковая система «Рамблер» http://images.rambler.ru(фото и картинки для презентации).
  3. Детские загадки о птицах http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_birds3.php